Наличие у организации должников не является привлекательным, но в реальности такое часто случается. Например, произошла отгрузка товара клиенту, с поставщиками фирма рассчиталась, работники организации получили зарплату, однако контрагент не торопится расплачиваться. Когда такие действия происходят намеренно, это уже можно расценивать как воровство, предпринимателю следует прибегнуть к защите своих прав в суде. Остальные случаи возникновения дебиторской задолженности надо разбирать и анализировать.

К концу 2013 года дебиторская задолженность государственных компаний: «Газпром», «Роснефть» и «Транснефть» перед поставщиками труб достигла 50 млрд рублей.


Проведение анализа дебиторской задолженности



Прежде всего, анализ проводится для того, чтобы понять текущую ситуацию с продажами продукции компании. Данная процедура помогает выявить покупателей-должников, которым целесообразно прекратить предоставление кредита, а также добросовестных плательщиков, которым, наоборот, следует увеличить размер товарного кредита. Грамотный анализ поможет определить оптимальные пути по увеличению товарооборота организации.

Учет дебиторской задолженности тесно связан с кредиторской задолженностью, без которой корректное составление бухгалтерского баланса также невозможно. В бухгалтерском деле такой учет является весьма важной операцией, поскольку соблюдение правил позволяет правильно посчитать налоги на прибыль и добавленную стоимость. В противном случае хозяйствующий субъект будет привлечен к ответственности за нарушение закона.

Управление дебиторской задолженностью



Непрерывное увеличение такой задолженности создает для организации серьезные проблемы. Желание увеличить объемы продаж может привести к значительным убыткам и даже банкротству. Успешное управление дебиторской задолженностью поможет сохранить платежеспособность организации и предотвратить дефицит оборотных средств.

Дебиторская задолженность является оборотным активом организации.


Главная цель управления – сохранить задолженность на оптимальном уровне, который для каждого предприятия является индивидуальным. Увеличение дебиторского долга означает рост неплатежей за отгрузку продукции, что приводит к снижению оборотных активов и платежеспособности. Уменьшение говорит о проблемах со сбытом продукции и сокращении товарных кредитов, предоставляемых предприятием.

Процедуры по управлению дебиторской задолженностью включают в себя: разработку способа реализации продукции фирмы с непрерывным поступлением денежных средств, эффективное взаимодействие с контрагентами для получения долгов, оптимизацию структуры организации.