Совет 1: Какого размера желудок человека

Желудок – это расширенный участок пищеварительного канала, имеющий ретортообразную форму и расположенный между пищеводом и двенадцатиперстной кишкой в левой части живота под диафрагмой. Его размеры зависят от степени наполнения.
Какого размера желудок человека

Каковы размеры и форма желудка

Форма и размеры желудка постоянно меняются в зависимости от количества съеденной пищи, положения тела человека. Кроме того, форма желудка определяется типом телосложения. Так, у людей брахиморфного типа телосложения желудок имеет форму рога и расположен почти поперечно. У людей долихоморфного типа желудок напоминает удлиненный чулок, расположенный практически вертикально и внизу резко изгибающийся вправо. Наконец, если тип телосложения мезоморфный, желудок имеет форму крючка: его длинная ось направлена сверху вниз и слева направо.

Длина пустого желудка у взрослого человека составляет 18-20 см, ширина – 7-8 см. При умеренном наполнении длина органа достигает 24-26 см, а ширина – 10-12 см. Емкость желудка колеблется от 1,5 до 4 литров.

Переполненный желудок затрудняет и замедляет переваривание пищи, поэтому питаться лучше регулярно и небольшими порциями.

Что происходит с пищей в желудке

Пища, измельченная в ротовой полости и пропитанная слюной, задерживается в желудке до 4-6 часов. В нем пищевые массы перемешиваются и перевариваются: наружная поверхность пищевых комочков подвергается воздействию желудочного сока, а внутри еще продолжается действие слюны. Постепенно пищевой комок распадается и превращается в кашицу, которая уже вся обрабатывается желудочным соком. Желудочный сок содержит соляную кислоту и пищеварительные ферменты – пепсин, липазу. При этом слизистые железы выделяют слизь, предохраняющую стенки желудка от действия соляной кислоты и раздражающих веществ употребленной пищи. Всасываются в желудке сахара, соли, вода и спирт.

Соляная кислота не только обезвреживает проникших с пищей микробов, но и создает необходимую среду для работы пепсина – расщепляющего белки фермента.

Где располагается человеческий желудок

Желудок расположен в верхней части брюшной полости. При умеренном наполнении три четверти его лежат в левой подреберной области, одна четверть – в надчревье. При дыхании желудок может смещаться в зависимости от наполнения соседних полых органов – например, поперечной ободочной кишки. При этом наименее подвижны входной и выходной отделы органа. Фиксация желудка обеспечивается наличием особых складок брюшины – связок: печеночно-желудочной, желудочно-ободочной, желудочно-селезеночной, желудочно-диафрагмальной, диафрагмально-пищеводной, привратниково-поджелудочной, желудочно-поджелудочной.
Гастрит: как избежать рака желудка
Связанная статья
Гастрит: как избежать рака желудка

Совет 2 : Строение и функции желудка человека

Поступление ценных витаминов, питательных веществ осуществляется благодаря важному органу пищеварительного тракта. Этим мышечным органом является желудок, куда пища поступает в пережеванном виде для дальнейшей переработки и усвоения. Он выполняет несколько важных функций в организме человека, без которых невозможно его существование.
Строение и функции желудка человека

Желудок (лат.gaster)– пустотелый мышечный орган, который расположен между пищеводом и 12-перстной кишкой. Объем желудка взрослого человека составляет 500 мл в голодном состоянии. Он способен вмещать до четырех литров пиши, при размерах 26 сантиметров в длину и 12 сантиметров в ширину между большой и малой кривизной. Благодаря железам расположенным в его слизистой происходит выработка желудочного сока, состоящего из соляной кислоты и пепсиногена, для переваривания белка из поступившей пищи. Желудок образно делится на два отдела – пищеварительный мешок и эвакуаторный канал.

Анатомия расположения органа

Желудок здорового человека размещается в верхней части брюшины, рядом с печенью, селезенкой и другими внутренними органами поддиафрагмальной областью. В зависимости от состояния (пустой или наполненный) он способен растягиваться в размерах, но практически не смешаться от оси расположения. Это происходит благодаря его мышечному строению и соединению с пищеводом и 12-перстной кишкой. Помимо этого, он соединен печеночными, селезеночными, поддиафрагмальными и ободочными связками с кишечником.

При поступлении пищи он способен увеличиваться в размере, опускаться до уровня поясничных позвонков и возвращаться в исходное положение после полного переваривания еды. Однако, с возрастом или при патологиях соединительной ткани происходит его опущение в тазовую область. В этой ситуации трудно обойтись без оперативного процесса урезания части желудка или подшивания мышц окружающих его.

Строение желудка

У здорового человека мышечный расположен в левой части тела, имеет 4 отдела, три из которых входят в пищеварительный мешок, а четвертый служит эвакуатором остатков пищевой массы.

  1. Кардиальный (лат.pars cardiaca) отдел. Мышечная часть соединения пищевода с желудком, которая расположена в непосредственной близости с сердцем и не позволяющая забросу пищи обратно в пищевод.
  2. Фундальный отдел (дно, лат.fornix ventricul) или свод. Куполообразный участок, расположенный над кардиальным отделом, близ ребер и выполняющий выработку желудочного сока при помощи желез. Также, способствует выбросу захваченного воздуха с едой.
  3. Тело желудка (лат.corpus ventriculi). Самая объемная часть органа, предназначенная для сбора и переваривания пищи, занимает 2/3 от общего размера и располагается между дном желудка и привратником.
  4. Пилорический отдел (лат.pars pyloric) или привратник. Мышечная часть желудка вместе соединения с 12-перстной кишкой, имеет части – канал и пещерку, предназначенные для продвижения еды по кишечнику. Находится в непосредственной близости к позвоночнику.

Орган растет и изменяется в процессе жизни человека, приобретает индивидуальную форму. Она зависит от образа жизни, патологических процессов и полученных травм/оперативных вмешательств. У лиц, которые злоупотребляют объемами пищи, его форма более мешковатая, смещенная к центру живота.

Стенки желудка, структура

Гистологическое строение стенки создает более тесный контакт пищи и слизистых образований, что улучшает пищеварительный процесс. Она состоит из следующих оболочек:

  1. Серозная оболочка. Тонкий наружный слой мезотелия с нервными окончаниями, реагирующий болезненными симптомами на заболевания желудка. Он защищает внутренние органы от агрессивного воздействия желудочного содержимого, вырабатывает смазку для предотвращения трения между ними.
  2. Мышечная оболочка. Выполняет механическую функцию, отвечает за процесс переваривания пищи. Состоит их трех слоев: продольного, циркулярного и косого, между которыми находится рыхлая соединительная ткань.
  3. Подслизистая основа. Служит перегородкой между двумя слоями, способствует образованию складок и обеспечивает нормальное функционирование мышечного органа, вырабатывает слизь.
  4. Слизистая оболочка. Это внутренний слой стенок органа, состоящий из многочисленных складок, ямок, кровеносных сосудов и нервных окончаний. Он состоит из мышечной пластины, эпителия и желез, которые пронизывают всю слизистую оболочку. Именно он контролирует состояние пищи и количество вырабатываемых ферментов, соляной кислоты.

Процесс переваривания пищи происходит под воздействием ферментов и секрета, вырабатываемого железами желудка.

Строение железистых клеток, состав желудочного сока

Железы, которых насчитывается около 40 миллионов, обеспечивают секреторную функцию, способствуют быстрому перевариванию продуктов. Они состоят из следующих типов клеток:

  1. Добавочные или слизистые клетки. Синтезируют бикарбонат и слизь, для раздражения, создания барьера между слизистой и содержимым и последующей нейтрализации кислоты, защиты эпителия.
  2. Обкладочные или париетальные клетки. Вырабатывают соляную кислоту, создают внутренний фактор для активизации бактерицидного действия ацетилхолина и переработки витамина В12 в активной форме.
  3. Эндокринные клетки (D и G-клетки), которые выделяют гормон гистамин, гастрин, соматостатин. Они стимулируют и тормозят выработку HCl, тем самым регулируют процесс пищеварения и защиты желудка.
  4. Главные клетки. Вырабатывают фермент пепсиноген и желудочную липазу. Расщепляют белки, жиры за счет секретина и HCl.

NB! В случае атрофии, удалении части желудка количество продуктивных желез сокращается и происходит смещение регуляции и выработки желудочного сока.

Правильной переработке содержимого желудка способствуют вырабатываемые железами компоненты: гормоны, слизь, соляная кислота (HCl), пепсин, ферменты, и другие секреты, входящие в желудочный сок.

Как работает желудок

Пища из ротовой полости в пережеванном виде поступает в пищевод, затем падает в желудок, где происходит процесс переваривания на протяжении 2-5 часов под воздействием соляной кислоты. Благодаря перистальтике, работе мышц органа, пищевая масса периодически переворачивается, измельчается до кашицеобразного состояния, перемешается по двенадцатиперстной кишке к прямой кишке и выходит в виде каловых масс наружу.

На входе пищевода в желудок и на выходе из него в 12-перстную располагаются мышечные сфинктеры, в виде уплотненных колец, которые препятствуют забросу переваренной пищи и сока в пищевод и постепенному продвижению отработанной массы по кишечнику. При нарушении работы круговых клапанов, замедлении процесса пищеварения могут происходить забросы желудочного содержимого в пищевод или кишку, что вызывает изжогу или образование язв на стенках кишечника, гниение.

Какие функции выполняет желудок

  1. Механическая переработка накопленной пищи, перемещение по кишечнику. Благодаря строению слизистой, происходит перемешивание еды с соком и ферментами, измельчение до хумуса, выведение содержимого в область привратника и в прямую кишку.
  2. Химическая обработкаеды под воздействие кислоты, пепсина, сока и других ферментов. Под воздействием этих элементов происходит расщепление белков, малой части жира и бактерицидное действие.
  3. Выработка фермента Касла, который всасывает и перерабатывает витамин В12 в активную форму, полезную для организма.
  4. Всасывание/экскреция воды, углеводов, этанола и других веществ, поступающих в избытке.
  5. Бактерицидная функция, которая обеспечивается за счет выработки соляной кислоты. Помимо этого, происходит частичная нейтрализация токсинов, солей и вредных веществ.
  6. Эндокринная функция. Выработка специфических гормонов и БАВ, которые обеспечивают нормальное функционирование желудочно-кишечного тракта в целом, способствуют ускорению процесса рубцевания эрозивных образований.

Нарушение любой из функций желудка ведет к различным заболеваниям, которые подают первые симптомы в виде изжоги, кислой отрыжки, боли в эпигастральной области и коликами. Своевременное обращение к врачу, проведение лабораторных и аппаратных исследований поможет избежать серьезных заболеваний желудка, исключить оперативное вмешательство и стабилизировать нормальное функционирование органа.

Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500