Совет 1: Что такое лейкоциты

Лейкоциты относятся к белым кровяным тельцам или клеткам крови. Благодаря их способности проникать через стенки кровеносных сосудов и устремляться к очагу воспаления происходит борьба с инфекцией или инородным телом, внедрившимся в организм.
Что такое лейкоциты

Лейкоциты являются очень важными клетками крови. Они обладают повышенной чувствительностью к веществам, выделяемым болезнетворными микроорганизмами. Именно поэтому главной их функцией является защита организма от бактерий и инородных частиц, проникших в кровь или ткани. А образование гноя при ожогах, ранах и воспалениях - это не что иное как погибшие лейкоциты, которые поглотили и переработали образовавшиеся токсины.Также лейкоцитам принадлежит способность растворять поврежденные или воспаленные ткани, например, при абсцессах. Это происходит благодаря различным ферментам, входящим в состав лейкоцитов. Одним из таких является протеолитический фермент.Образование лейкоцитов происходит в костном мозге, лимфатических сосудах и селезенке. За свой непродолжительный период существования (несколько дней) они успевают выполнить свою задачу. По строению они делятся на зернистые (несколько видов) или гранулоциты – нейтрофилы, базофилы, эозинофилы и беззернистые – лимфоциты и моноциты. Каждый из этих видов выполняет свое четкое предназначение.Количество белых клеток крови можно определить только при лабораторной диагностике, с помощью так называемой лейкоцитарной формулы. Лейкоциты присутствуют в определенном соотношении с другими клетками крови. Их увеличение называется лейкоцитозом и возникает при физической нагрузке, в момент пищеварения и при беременности.Патологический лейкоцитоз развивается при инфекционных заболеваниях, воспалительных и гнойных процессах, отравлениях. Их увеличение связанно с защитной реакцией организма, когда он начинает вырабатывать большое количество лейкоцитов для борьбы с токсинами и инфекцией. Лейкоцитоз может возникнуть и при распаде собственных тканей, например, при их повреждении или разрывах (при инфаркте).Снижение лейкоцитов или лейкопения может произойти во время расширения сосудов в брюшной полости, например, после горячей ванны. Патологическая лейкопения обычно развивается при угнетении некоторыми инфекционными заболеваниями органов кроветворения, например, при краснухе, брюшном тифе, болезни Боткина, гриппе и других, а также при облучениях.
Видео по теме

Совет 2 : Что делают лейкоциты

Кровь человека имеет сложный состав и выполняет очень много задач – от транспортировки питательных веществ до обеспечения защиты организма от инфекций. Эту функцию обеспечивают белые клетки крови – лейкоциты.
Что делают лейкоциты

Функции лейкоцитов

В крови здорового организма всегда присутствует определенное количество этих клеток, однако величина этого показателя может меняться в зависимости от разных условий: времени суток, эмоционального и физического состояния организма и т.д. При проникновении в организм инфекции количество их возрастает, если иммунная система организма вовремя распознает опасность.

В этом случае лейкоциты вырабатывают антитела к конкретному возбудителю заболевания. Совместно с ним они образуют нерастворимое соединение и выводятся из организма. Лейкоциты нужны и при аллергии для поглощения аллергенов – неинфекционных раздражителей, на которые организм может реагировать неоднозначно.

Вырабатываются белые клетки крови костным мозгом. В организме лейкоциты представлены в разных формах, для каждой из которых выделена отдельная функция.

Если нарушается пропорция состава крови, развивается серьезное системное заболевание организма, при котором кровь оказывается неспособной выполнять свои функции. Это состояние требует активного врачебного вмешательства, поскольку представляет реальную угрозу жизни.

Заболевания крови

Увеличение числа лейкоцитов обычно происходит при воспалительных заболеваниях, некоторых отравлениях, острой кровопотере, злокачественных новообразованиях в организме, лейкозах – когда костный мозг не справляется со своей задачей.

Проявляется лейкоцитоз длительным хроническим повышением температуры, которая с трудом поддается диагностике. Порой для того, чтобы установить его причину, приходится делать сложные исследования. К счастью, так бывает довольно редко, обычно лейкоцитоз успешно излечивается назначением специальных препаратов – антибиотиков.

Все без исключения антибиотики обладают побочными эффектами, поэтому их нельзя принимать без назначения врача и лабораторных анализов.

Противоположность лейкоцитозу – лейкопения, т.е. понижение выработки костным мозгом лейкоцитарных клеток. Может являться следствием сложных системных заболеваний организма, связанных со снижением иммунной защиты: при ВИЧ-инфекции, массированном комплексном лечении туберкулеза, химиотерапии, лучевой болезни, дисфункции костного мозга, тяжелых вирусных инфекциях и в некоторых других случаях.

При лейкопении беспокоят хронические головные боли, повышенная потливость, бесконтрольно развиваются инфекции – пневмонии, сепсисы различной этиологии. Увеличивается селезенка, лимфатические узлы, а также усиливаются проявления сопутствующих болезней.

Заболевания, связанные с нарушением кроветворения, обязательно должны лечиться под наблюдением врача. Нередко не удается их вылечить, но можно перевести из острой формы в стадию ремиссии. Этим человеку дается шанс на полноценную жизнь.
Источники:
  • Медицинский справочник

Совет 3 : Зачем нужны белые кровяные клетки

Белые кровяные клетки, или лейкоциты являются очень важным компонентом крови. Они формируют в организме человека мощный барьер против инфекций, поддерживают оптимальное состояние тканей.
Зачем нужны белые кровяные клетки

Какие бывают лейкоциты

Белые кровяные клетки (лейкоциты) отличаются друг от друга своим строением и функциями. По строению они подразделяются на агранулоциты и гранулоциты. Главным признаком, по которому они различаются, является наличие или отсутствие специфических гранул, которые по-разному воспринимают окраску. Воспринимающие щелочную окраску гранулоциты называются базофилами. Гранулоциты, которые прокрашиваются кислотами, называются эозинофилами. Окрашивающиеся двумя разновидностями красителей гранулоциты называются нейтрофилами. К агранулоцитам относятся моноциты и лифмоциты. Они в свою очередь разделяются на В и Т-лимфоциты. Основная функция нейтрофилов – это фагоцитоз, то есть поглощение чужеродных организмов или их частей. Нейтрофилы также выделяют вещества, которые обладают бактерицидным действием.
Моноциты принимают активное участие в обеспечении иммунитета, поскольку кроме фагоцитоза они вырабатывают вещества, стимулирующие в свою очередь выработку антител.

Эозинофилы умеют активно передвигаться, поглощать чужеродные организмы. Они захватывают и высвобождают гистамин, данная функция делает эти клетки участниками воспалительно-аллергических реакций. Большое значение в организме имеют базофилы, вышедшие из кровеносного русла в ткани (так называемые тучные клетки). Эти клетки содержат много гистамина, который вызывает отек и способствует ограничению распространения токсинов и инфекций. Т-лимфоциты обладают способностью уничтожать бактерии и раковые клетки. Они оказывают влияние на активность B-лимфоцитов, которые в свою очередь отвечают за гуморальный иммунитет (выработку антител).

Что такое лейкопения и лейкоцитоз

Уменьшение числа лейкоцитов в крови называется лейкопенией, увеличение - лейкоцитозом. Лейкопения – это показатель угнетения функции костного мозга в результате действия токсических веществ, (бензол, мышьяк и т.п.), некоторых медикаментов (левомицетин, сульфаниламиды, иммуран, бутадион, циклофосфан и т.п.), вирусов (вирусного гепатита, гриппа, кори и т.п.), микробов (бруцеллеза, брюшного тифа и т.п.), рентгеновского излучения, радиации, увеличения функции селезенки.
Нормальное число лейкоцитов в крови – 4.0-9.0х109/л.

Абсолютный лейкоцитоз появляется при острых воспалительных процессах, острых бактериальных инфекциях, некрозе тканей, аллергических состояниях, кровоизлияниях в мозг и закрытых травмах черепа, злокачественных опухолях, шоке, коме, острой кровопотере. Значительное увеличение количества белых кровяных клеток наблюдается при лейкозах. Относительный лейкоцитоз появляется вследствие поступления лейкоцитов в кровь из органов, которые служат в качестве депо. Он наблюдается после приема пищи, холодных и горячих ванн, интенсивной мышечной работы, после сильных эмоций.
Видео по теме

Совет 4 : Зачем нужны лейкоциты

Каждый живой организм окружен миллионами врагов. Эти враги – микроорганизмы, чья жизнедеятельность может представлять опасность. Они находятся на поверхности любого предмета, с которым соприкасается человек, проникают в организм с водой и пищей, которые человек потребляет. Чтобы обезопасить себя от внешней угрозы, животные в ходе эволюции обзавелись клетками-защитниками – лейкоцитами.
Лейкоциты атакуют золотистый стафилококк
Слово «лейкоциты» буквально переводится как «белые клетки». В действительности они не белые, а прозрачные. В отличие от эритроцитов у них есть ядро. Превосходят они эритроциты и по размеру. Это самые крупные элементы крови, их размер колеблется от 8 до 20 микрон.

Происхождение лейкоцитов

У амфибий лейкоцитов намного больше, чем у человека. Это объясняется тем, что лейкоциты амфибий не только борются с болезнетворными микроорганизмами, но и принимают участие в пищеварении. Этот факт позволяет проследить эволюционную историю лейкоцитов.

На заре существования многоклеточных организмов еще не было речи об органах и даже тканях, были только группы относительно дифференцированных клеток. Все они были способны захватывать и переваривать частицы пищи. Среди них выделялись клетки, внешне напоминающие амеб, которые были способны передвигаться в поисках пищи. Одновременно они захватывали и чужеродные объекты, попавшие в организм.

Вот от этих блуждающих клеток и произошли лейкоциты. По мере дифференциации клеток, формирования тканей, органов и их систем отпала необходимость их участия в пищеварении, и они полностью сосредоточились на выполнении защитной функции.

Неудивительно, что лейкоциты стали форменными элементами крови. Кровь богата кислородом и питательными веществами, что делает ее привлекательной для микроорганизмов. Они неизбежно попадают в кровь, когда она проходит через участки организма, принимающие вещества из внешнего мира – органы дыхания и пищеварительную систему.

Впрочем, лейкоциты присутствуют не только в крови. Они могут углубляться в ткани, выходить на поверхность слизистых оболочек.

Разновидности лейкоцитов

При проникновении в организм болезнетворных микробов и других чужеродных объектов первый удар принимают на себя фагоциты. Среди лейкоцитов эти клетки в большей степени сохранили «память» о своем «пищеварительном» эволюционном прошлом. Они уничтожают врагов, поглощая их. Фагоцит способен уничтожить таким образом до 20 микробов. При этом он погибает, отравляясь их токсинами, но при этом выделяет вещество, привлекающие другие фагоциты. Они концентрируются в месте проникновения инфекции и гибнут один за другим, поглощая чужеродные микроорганизмы, именно так образуется гной.

Борьба с болезнетворными микробами – главная, но не единственная задача фагоцитов. Они поглощают мертвые и поврежденные клетки организма.

Если болезнетворные микробы, несмотря на усилия фагоцитов, смогли прорваться в организм, с ними борется другой вид лейкоцитов – лимфоциты. Их задача – вырабатывать антитела, особые белки, служащие для распознания чужеродных объектов (антигенов) и запуска различных иммунных механизмов.

Враги лейкоцитов

Лейкоциты защищают организм от болезнетворных микроорганизмов, но существуют вирусы, опасные для самих лейкоцитов.

Один из таких вирусов – ВИЧ. Он поражает один из видов лимфоцитов – Т-лимфоциты. Их гибель лишает иммунную систему возможности распознавать инфекцию. Образно говоря, «государство не знает, что на него напали». Такой организм мало что может предпринять для обороны.

Другой вирус поражающий лейкоциты – это вирус кори. Размножаясь внутри лейкоцитов, он вместе с ними проникает в любую ткань, в любой орган, не встречая никакого сопротивления. Поэтому корь способна дать опасные осложнения на любой орган: легкие, средне ухо, глаза, мозг. Такие осложнения способны привести к тяжелой инвалидности и даже к смерти.

При этих заблеваниях возникает парадоксальная ситуация: человеку приходится защитить своих защитников. И если вакцины от ВИЧ-инфекции пока не существует, то сделать прививку от кори можно и нужно.
Видео по теме
Источники:
  • Лейкоциты
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500