Открытие любого бизнеса начинается с разработки бизнес-плана. Если это первый предпринимательский опыт, то наиболее результативным шагом на первоначальном этапе станет обращение к профессионалам. Это могут быть, как индивидуальные бизнес-аналитики, так и специализированные фирмы или популярные сейчас бизнес-инкубаторы.
В основу бизнес-плана должен быть положен глубокий анализ уже действующих кафе города по таким критериям, как вместимость, расположение, ориентировочная рентабельность, время существование на рынке. Кроме того, не лишним будет при изучении конкурентов определить плюсы и минусы организованных предприятий.
Анализ позволит понять с одной стороны каковы предпочтения потенциальных потребителей, а с другой определить, в каком направлении выгоднее развиваться.
Далее, следует учесть финансовую составляющую предприятия. И начать следует с затрат на регистрацию организации или получение статуса индивидуального предпринимателя. Затраты на соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил, относящихся к общепитам, также обещают влететь в копеечку.
Распространенная ошибка начинающих предпринимателей – усиленная оптимизация расходов, вплоть до затрат на профессиональный дизайн интерьера зала обслуживания и сокращение фонда оплаты труда. Процесс приготовления кофе и напитков на его основе требует высокой квалификации бариста, поэтому наилучшей стратегией при подборе персонала является привлечение специалистов с опытом работы от 2-х лет. В крайнем случае, такой специалист может быть привлечен на несколько месяцев в качестве тренера для молодых бариста.
Опыт показывает, что наиболее эффективной моделью оплаты труда работников является формула: ставка + процент от выручки (чаевых). Для кофейни такой вариант приобретает еще большую популярность, поскольку каждый специалист начинает осознавать прямую взаимосвязь между своей работой и зарплатой.
Не последнее значение в открытии кофейни приобретает поиск поставщиков кофе и сопутствующих товаров. Критерии выбора надежного поставщика – положительные отзывы клиентов, возможность заказа малыми партиями и высокое качество продукта. Альтернативный вариант – использование необработанных зерен с последующей обжаркой до необходимой степени непосредственно в кофейне. Этот вариант хорош тем, что позволяет бариста самостоятельно доводить сырье до нужного уровня. Знатоки кофе наверняка оценят такой подход владельца кофейни и поспешат стать завсегдатаями подобного заведения. Кроме того, индивидуальная обжарка кофе может стать дополнительным доходов на розничном поприще.
Концепция «быстрого кофе» постепенно отвоевывает потребительскую популярность у заведений, предлагающих помимо напитков целое меню десертов и быстрых снеков. Эта тенденция продиктована просто – кофе из напитка превратился во вполне самостоятельный продукт с весьма конкретной и преданной потребительской аудиторией.
Меж тем следует отметить, что даже соблюдение всех вышеописанных советов не может обещать успешность бизнеса в том случае, если место для открытия кофейни было выбрано неудачно. Наилучший вариант для пунктов «кофе на вынос» это, безусловно, места со стабильно высокой проходимостью: крупные торговые и развлекательные центры, кинотеатры, офисные или административные здания. При изучении проходимости не следует уповать на данные арендодателей – они могут быть либо устаревшими, либо преувеличенными. Гораздо важнее уловить реальный потребительский поток и поинтересоваться советов прошлых арендаторов.