Гипотезы о происхождении речи



Средства речевого общения формировались очень медленно, следуя за общим развитием человека в процессе его эволюции. Очень трудно выявить момент, когда именно появилась речь. Но современные ученые сходятся во мнении, что она возникла не сама собой, а сформировалась в ходе активного взаимодействия людей друг с другом и внешней средой.

Существует несколько гипотез относительно происхождения речи. Несколько десятилетий назад бытовало убеждение, что первые слова стали следствием мутации, внезапно произошедшей с первобытным человеком. К этой гипотезе примыкают так называемые физикалистские концепции, согласно которым речь представляет собой лишь физиологический феномен, вне всякой связи с потребностями человека в общении и познании мира.
Одна из гипотез основана на том, что речь возникла от подражания звукам природы.


Подобные воззрения никак не могут объяснить, как возникли звуковые сигналы и их сочетания, как сформировались зачатки понятий, а слова обрели смысловую нагрузку. Гораздо большее распространение получила концепция эволюционного происхождения речи. В ее основе лежит предположение о том, что человек выделился из животного мира, научившись приспосабливаться к условиям среды, в том числе и за счет развития средств коммуникации.

Развитие речи



Изучая поведение высших приматов, ученые обращали внимание на то, как строятся системы коммуникации у человекообразных обезьян. Стало очевидным, что речь возникла от элементарных звуковых сигналов. Приматы активно используют самые разные звуки, которые в зависимости от ситуации могут отражать потребность в игре, пище, поиске партнера или быть признаком агрессивного поведения.

Известна так называемая жестовая гипотеза происхождения речевых сигналов. Суть ее в том, что вначале появилась именно жестовая, а не звуковая речь. Первые осмысленные сигналы человек передавал не звуками, а жестами, имеющими определенное значение. Большинство таких сигналов являются инстинктивными, заложенными в человека генетически.

Такое предположение не лишено смысла, если учесть, что значительную долю информации в межличностном общении современный человек получает в виде невербальных сигналов, мимики и жестов. Вероятнее всего, жесты и звуки сначала использовались совместно, а затем появилась возможность передавать информацию одними лишь сочетаниями звуков, поэтому надобность в жестовой речи постепенно отпала.

В процессе развития человеческого общества усложнялась трудовая и мыслительная деятельность человека, появлялись новые предметы и отношения, которые следовало закрепить в понятиях. Объективные условия становления общества, таким образом, стали причиной усложнения речи, появления универсальных заменителей отдельных предметов и явлений.
Только спустя тысячелетия появились абстрактные понятия, значения которых оказывались отвлеченными от конкретных материальных объектов.


Высшей формой речи стала письменная речь, которая позволила надолго сохранять содержание событий, происходящих с человеком и в обществе. С появлением письменности человек получил возможность запечатлевать сообщения для передачи их другим людям, возвращаться к записям при необходимости, не полагаясь на память. Владея устной и письменной речью, современный человек способен эффективно общаться и глубоко познавать мир.