Совет 1: Что такое знание

Знание – это форма систематизации человеком представлений об окружающем мире. Существует несколько типологий знания, однако ни одна из них не может быть полной, так как конечное знание, по определению, недостижимо. Ведь человеческие знания постоянно пополняются и требуют все новых систем.
Что такое знание
Инструкция
1
В узком смысле знание можно определить как обладание проверенной информацией о каком-либо явлении окружающего мира. Однако в последние годы эмпирическое (опытное) знание, задекларированное еще в XVII веке Ф. Бэконом и Р. Декартом как единственно возможное для настоящего ученого, все больше уступает свои позиции теоретическому знанию. Так, например, ставшие притчей во языцех наночастицы – это лишь одна из теорий, которую на практике проверить нельзя. И пока стройность этой теории ничем не нарушена, она будет господствовать.
2
Понятие иррациональности чуждо только научному знанию, хотя любое знание – в том числе вненаучное или интуитивное, должно базироваться на традициях. Так, некоторые формы эзотерики тоже представляет собой стройную логическую систему, которую невозможно было бы создать без участия человеческого разума.
3
Отсутствие принципа рациональности можно отнести только к псевдонауке и лженауке, не имеющих под собой никакой реальной базы – ни эмпирической, ни теоретической. Так, современная уфология или педология 30-х гг. XX в. в СССР – одни из самых ярких примеров псевдонауки и лженауки. В чем их различие? В основе уфологии лежит ничем не подкрепленная версия о существовании инопланетян, в основе же педологии была гипотеза о социальной обусловленности способностей человека.
4
Знание может быть обусловлено только исторически. Ведь даже если бы в распоряжении ученых средних веков были все тома, созданные мудрецами античности, это ни на секунду не приблизило бы возникновения книгопечатания и, вместе с тем, распространения знания.
5
Знание неразрывно связано с пониманием. Непонятое обществом знание не может быть распространено (даже при помощи интернета). Человек, не понявший, для чего он получает знания, никогда не освоит их и не сможет применить на практике. А без практического применения любое знание становится бессмысленным и отмирает.
Видео по теме

Совет 2 : Что такое истинное знание в философии

Одной из важнейших в философии является проблема истинного знания и критериев его постижения человеком. Данное знание отличается своей достоверностью и не требует какого-либо подтверждения.
Что такое истинное знание в философии

Истина как основа знания

Целью любого философского познания является достижение истины. Истинное знание - понимание окружающего мира таким, каким он есть в действительности, без каких-либо ложных и необоснованных суждений. Именно поэтому философы из разных эпох пытались найти ответ на вопрос о том, каким образом знание, которым в той или иной мере обладает каждый человек, обретает истинность.

Большинство философских учений наделяют истинность определенным набором существенных свойств, которые позволяют описать процесс обретения истинного знания. Истина является объективной по содержанию и зависит только от достоверности того факта, которому она соответствует (к примеру, истина о том, что Земля вращается вокруг Солнца, зависит лишь от самого процесса вращения планеты). Кроме того, для истины характерна притяжательная обезличенность. Истину никто не создавал искусственным путем, она существовала изначально, однако человек смог постичь ее только спустя определенное время, например, истина о вращении Земли вокруг Солнца существовала всегда, но вывести ее и донести до окружающих смог лишь Коперник.

Особенности истинного знания

Для истинного знания, вытекающего из самой истины, характерна процессуальность. Невозможно постичь его разом. Оно приходит в процессе наблюдения за окружающими предметами и явлениями, углубления имеющихся знаний о них. Уже упомянутое истинное знание о движении планеты Земля вокруг Солнца наполнялось на протяжении веков все новым содержанием: о форме орбиты, о скорости вращения космических тел, о центре масс и т.д.

Истина является устойчивой по содержанию. Она неизменна и не может быть опровергнута, так как была выведена и доказана наблюдательным, экспериментальным или иным путем. Но при этом изменениям поддается уже истинное знание, получаемое в процессе познания самой истины. К примеру, если «вращение Земли вокруг Солнца» как факт - это истина, то «вращение планеты геоидной формы Земли вокруг Солнца по эллиптической орбите» - уже истинное знание, видоизменяемое в процессе познания тех или иных особенностей существующей истины.

Наконец, истинное знание относительно по содержанию. Тот же истинный факт о вращении планеты может быть описан с использованием различных языковых конструкций. Однако при этом сама истина – всегда одна и остается неизменной. Знания, полученные и трактованные без опоры на нее, не могут являться истинными и представляют собой лишь гипотезы.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500