Инструкция
1
В узком смысле знание можно определить как обладание проверенной информацией о каком-либо явлении окружающего мира. Однако в последние годы эмпирическое (опытное) знание, задекларированное еще в XVII веке Ф. Бэконом и Р. Декартом как единственно возможное для настоящего ученого, все больше уступает свои позиции теоретическому знанию. Так, например, ставшие притчей во языцех наночастицы – это лишь одна из теорий, которую на практике проверить нельзя. И пока стройность этой теории ничем не нарушена, она будет господствовать.
2
Понятие иррациональности чуждо только научному знанию, хотя любое знание – в том числе вненаучное или интуитивное, должно базироваться на традициях. Так, некоторые формы эзотерики тоже представляет собой стройную логическую систему, которую невозможно было бы создать без участия человеческого разума.
3
Отсутствие принципа рациональности можно отнести только к псевдонауке и лженауке, не имеющих под собой никакой реальной базы – ни эмпирической, ни теоретической. Так, современная уфология или педология 30-х гг. XX в. в СССР – одни из самых ярких примеров псевдонауки и лженауки. В чем их различие? В основе уфологии лежит ничем не подкрепленная версия о существовании инопланетян, в основе же педологии была гипотеза о социальной обусловленности способностей человека.
4
Знание может быть обусловлено только исторически. Ведь даже если бы в распоряжении ученых средних веков были все тома, созданные мудрецами античности, это ни на секунду не приблизило бы возникновения книгопечатания и, вместе с тем, распространения знания.
5
Знание неразрывно связано с пониманием. Непонятое обществом знание не может быть распространено (даже при помощи интернета). Человек, не понявший, для чего он получает знания, никогда не освоит их и не сможет применить на практике. А без практического применения любое знание становится бессмысленным и отмирает.