Инструкция
1
Начните составлять анализ стихотворения с сообщения самых важных сведений о творчестве поэта. Прежде всего, укажите дату написания лирического произведения и соотнесите с этапами жизни и творчества поэта. Например, в период, который принято называть Болдинской осенью, было написано очень много произведений А.С.Пушкиным. Если вы познакомитесь с историей жизни поэта, то поймете причину такого творческого подъема: в это время А.С.Пушкин готовился к браку с Н.Н.Гончаровой и был счастлив.
2
Укажите, к какому литературному направлению относится данное лирическое произведение: классицизму, романтизму, реализму, модернизму и т.д. Попытайтесь прокомментировать выбор поэта. Например, в раннем творчестве М.Ю.Лермонтова, в тридцатые годы девятнадцатого века, преобладает романтизм. В этих произведениях вы сможете почувствовать глубокое одиночество лирического героя, его протест против действительности, общества и т.д.
3
Раскройте творческую историю стихотворения. Если оно было начато в один творческий период поэта, а закончено значительно позднее, то это важное замечание в анализе произведения. Кроме того, стоит указать сведения о том, что послужило толчком для написания стихотворения. Например, стихотворение "Размышления у парадного подъезда" Н.А.Некрасов написал, когда увидел из окна, как жестоко поступили с просителями-крестьянами у крыльца важного вельможи. За несколько часов он написал стихотворение, хотя до этого находился в творческом кризисе и не мог написать ни строчки.
4
Укажите тему стихотворения: любовная лирика, размышления о назначении поэта и поэзии, описание природы, любовь к Родине и т.д. Попытайтесь проанализировать, при помощи каких художественно-выразительных средств, стилистических фигур и т.д. поэт раскрывает эту тему.
5
Если поэт использует метафоры, эпитеты, оксюморон и др. художественно-выразительные средства, укажите их. Также отметьте олицетворение, если оно имеется.
6
Опишите настроение, которым проникнуто данное стихотворение: светлая печаль, умиротворение, тоска и одиночество, радость и восторг и т.д. Охарактеризуйте (по возможности) образ лирического героя. Сообщите о своем отношении к нему.
7
Если настроение или темп стихотворения меняется от первых строф к последним, укажите это в анализе. Например, в стихотворении А.С.Пушкина "Узник" первые строки проникнуты мрачным настроением, а в заключении, когда поэт пишет о вольной жизни, темп в стихотворении убыстряется, а безысходность и тоска сменяются на ожидание чуда, радости, счастья.
8
Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест и т.д.
9
Укажите рифмовку, которую применил автор: парную, перекрестную, охватывающую.
10
Сообщите о том, какое впечатление у вас сложилось от прочитанного стихотворения, а также о том, какие выводы о творчестве поэта, о его личности вы смогли сделать. Если у вас возникло желание познакомиться с произведениями этого автора подробнее после проведенного вами анализа, обязательно отметьте это.