Инструкция
1
Главная цель аттестации - определить степень и качество теоретической и практической подготовленности работника выполнять определенную работу на конкретной должности. Оценить это на законных основаниях и с правовыми последствиями может только аттестационная комиссия. Формы аттестации могут быть разными: различные виды тестирования, специально подготовленное собеседование, практические задания, письменные экзамены, изготовление модели или образца продукции и др.
2
Перед проведением аттестации руководителю и кадровой службе нужно разработать и утвердить документы: положение об аттестации и приказ о ее проведении. С положением об аттестации должен быть под подпись ознакомлен каждый работающий и вновь принимаемый сотрудник (ч. 3 ст. 68 ТК РФ). В приказе указываются: место, сроки проведения мероприятия; список лиц, подлежащих аттестации; перечисляются члены аттестационной комиссии; приводится порядок оформления итогов мероприятия. Если аттестация проводится как внеочередная, в приказе оговаривается обоснование этого.
3
Важный этап - создание аттестационной комиссии. Количество и персональный состав ее может быть разным. В больших организациях она включает председателя, заместителя, секретаря и нескольких членов (целесообразно участие сотрудников кадровой и юридической служб). За две недели до дня аттестации в аттестационную комиссию должны быть направлены: 1) анкета-характеристика на каждого аттестуемого; 2) лист с результатами тестирования (экзамена, выполнения задания, практической работы); 3) отзыв на работника, заверенный подписью его непосредственного руководителя.
4
Отзыв - главный документ, определяющий квалификацию работника и оценивающий его личные и моральные качества. В нем должна содержаться информация не только об образовании специалиста, стаже работы в конкретной должности, но и подчеркиваться его индивидуальные черты. Нужно охарактеризовать степень самостоятельности и ответственности при выполнении должностных обязанностей, качество работы, способность адаптироваться к изменениям, применять инновационные и творческие подходы в решении проблем, оценить организаторские способности, отношение к критике и др.
5
В подготовке этих материалов используются должностные инструкции, положения о структурных подразделениях предприятия, основы правил внутреннего трудового распорядка. Важны данные кадровой службы о повышении квалификации работника, итогах прошлых аттестаций, отзывы клиентов и так далее.
6
Аттестация может проводиться поэтапно: к примеру, сначала в виде тестирования (актуальные задания по профессиональной тематике), потом - собеседование (проводится вместе с непосредственным руководителем аттестуемого).
7
Решения аттестационной комиссии следующие:- соответствует занимаемой должности;- соответствует при условии повышения качества работы и выполнения рекомендаций комиссии;- не соответствует.Решение должно быть оформлено протоколом. Его подписывают все присутствующие на аттестации члены комиссии. Правомочность решений обеспечивается присутствием не менее 60% заседателей.
8
Результатом аттестации могут стать рекомендации комиссии о поощрении отдельных специалистов; об установлении, корректировке или отмене надбавок к окладам; о включении в резерв на повышение; о направлении на учебу и др.