Совет 1: Как составить анкету для поступающих в вуз

Чтобы составить несложную анкету, не обязательно быть социологом. Тем более, что обратиться к профессионалу часто нет возможности: это стоит денег. Главное – четко определить для себя цели и задачи исследования и ознакомиться с основными правилами разработки анкеты. Если вы хотите провести социологический опрос поступающих в вуз, примите к сведению несколько ключевых рекомендаций.
Как составить анкету для поступающих в вуз
Вам понадобится
  • Книги:
  • Аверьянов Л.Я. Социология: Искусство задавать вопросы. М., 1998.
  • Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методология и методика социологического исследования. М., 2009.
  • Ядов В.А. Стратегии социологического исследования: понимание, объяснение, описание социальной реальности. М., 2007.
Инструкция
1
Придумайте название для анкеты. Например: «Анкета абитуриента», «Анкета выпускника» или «Анкета поступающего в вуз».

Составьте внятную короткую инструкцию по ее заполнению и поместите на титульном листе вопросника. Текст инструкции может быть примерно таким: «Внимательно прочитайте вопрос и предложенные варианты ответа. Обведите кружком тот вариант, который соответствует вашему мнению (таких вариантов ответа может быть несколько). Опрос анонимный, все данные используются только в научных целях».
2
В зависимости от поставленных задач исследования, сформулируйте вопросы и варианты ответов на них. Открытые вопросы (без «подсказок») включать нежелательно, т.к. при большом объеме выборки их будет трудно обрабатывать. Отдавайте предпочтение «закрытым» и «полузакрытым» вопросам (включающим вариант ответа «другое»).

Пример закрытого вопроса: «Вы планируете подавать документы в один или несколько вузов? 01- в один вуз; 02- в два вуза; 03- в три вуза; 04- в четыре вуза; 05- в пять вузов».

Пример полузакрытого вопроса: «Почему Вы выбрали для поступления именно этот вуз? 01- это престижный вуз; 02- в этот вуз легче поступить; 03- по совету родных или знакомых; 04- устраивает месторасположение вуза; 05- там есть нужная мне специальность; 06- другое».
3
Разработайте более четкую структуру анкеты. В начале анкеты следует давать достаточно легкие короткие вопросы, не требующие больших раздумий. Затем можно включить блок более сложных вопросов. Вопросы в конце анкеты также должны быть простыми. Кроме того, следует решить, куда поместить информацию о социально-демографических характеристиках респондента (пол, возраст, место проживания, образование родителей и т.д.). Иногда имеет смысл поместить их в начало, иногда – в конец опросного листа. Количество вопросов в анкете должно быть разумным и учитывать предполагаемые условия ее заполнения. Для анкеты на данную тему было бы достаточно порядка 15-20 вопросов.
4
Отточите формулировку вопросов и вариантов ответа. Обратитесь к специальной социологической литературе, где изложены требования к конструированию вопросов анкеты и их последовательности. В частности, вопрос не должен допускать разночтений, язык анкеты должен быть понятен респондентам, вопрос не должен вызывать желания угодить ответом или опасения репрессий, перечень вариантов ответа должен быть полным и т.д. Попытайтесь понять разницу между вопросами с одним и множеством вариантов ответа, между прямыми и косвенными, личными и безличными вопросами. Возможно, вам понадобятся вопросы-фильтры, отсеивающие часть респондентов для ответа на какой-либо вопрос.
5
Проведите так называемый пилотаж анкеты, прежде чем запустить ее в «массы». Иначе говоря, апробируйте ее на нескольких абитуриентах – юношах и девушках, горожанах и сельчанах. Проверьте, все ли вопросы им понятны, достаточно ли полон перечень вариантов ответа на каждый вопрос, нет ли раздражающих и провоцирующих формулировок. После этого внесите необходимые коррективы, растиражируйте и приступайте к полевому этапу исследования.
Обратите внимание
Следите за тем, чтобы все варианты ответа к каждому вопросу были напечатаны на одной странице, без разрыва. Иначе респондент выберет ответ из неполного перечня «подсказок».
Полезный совет
Чтобы правильно определить цель и задачи анкетирования абитуриентов, побеседуйте предварительно с заказчиком исследования – например, представителями администрации вуза, школы или комитета по образованию. Попросите их составить ТЗ (техническое задание) на проведение исследования, где были бы указаны его ожидаемые результаты.
Источники:
  • Социология по-новому
  • Библиотека Twirpx

Совет 2: Как составить анкету

Основным методом работы психологов, социологов, маркетологов и других исследователей является анкетирование. Но не только в этих сферах деятельности могут использоваться анкеты. Многим людям приходится заполнять их при поступлении в учебное заведение, при устройстве на работу и во многих других жизненных ситуациях. Составить анкету правильно совсем не просто, как может показаться на первый взгляд.
Как составить анкету
Инструкция
1
В самом начале анкеты вопросы должны быть легкими. Далее они могут быть сложными. В конце анкеты, когда респондент уже устал, желательно поместить парочку интересных для него вопросов.
2
Вопросы, входящие в состав любой анкеты, не должны быть двусмысленными. Например, вопрос «Каков размер вашего дохода?» может подразумевать и доход респондента, и доход всей его семьи. Кстати, речь может идти как о зарплате, так и о дополнительном заработке.
3
Анкету следует составлять только из простых вопросов, не содержащих усложненные формулировки и незнакомые большинству людей термины. Каждый вопрос должен быть ясным, кратким, четко сформулированным.
4
При составлении анкеты нельзя допускать подталкивания респондента к определенному ответу на вопрос. Поэтому недопустимо начинать вопросы анкеты со слов «Не кажется ли вам, что…?», «Согласны ли вы…?», «Нравится ли вам…?».
5
Не стоит включать в анкету вопросы, превышающие возможности памяти человека, отвечающего на них. Например, вряд ли респондент сможет быстро и точно ответить на вопрос «Сколько денег вы потратили на покупку зубной пасты за последний год?».
6
Составлять анкету следует из таких вопросов, ответы на которые респондент точно знает, помнит и готов обсуждать их с незнакомым человеком.
7
Одно из важнейших требований к анкете – уважение к респонденту. Именно поэтому она не должна включать в себя вопросы, которые могут вызвать у человека отрицательные эмоции, чувство стыда или неловкости.
8
Анкета, на вопросы которой респондент отвечает в течение 20 минут и даже дольше, свидетельствуют, как правило, о недостаточной профессиональной подготовке организаторов проводимого исследования.
9
Правильно составленная анкета не вызывает никаких вопросов у респондентов, а также не требует каких-либо дополнительных пояснений.
Видео по теме

Совет 3: Как поступить в академию танца

Академия танца - это профильное учреждение образования, готовящее преподавателей как в различные учреждения образования, так и в учреждения искусства: музыкальные театры, различные концертные организации и т.д. Как и в абсолютное большинство вузов, поступить в академию можно, сдав ряд испытаний.
Как поступить в академию танца
Инструкция
1
Профессия хореографа обладает рядом особенностей: человек, поступающий в такой вуз, должен хорошо танцевать сам и уметь придумывать и организовывать постановку танцев в других коллективах, наблюдать и оценивать работу танцоров, обладать креативностью и оригинальностью мышления, а кроме того, быть достаточно коммуникабельным - ведь в процессе работы придется постоянно общаться и с членами танцевальных коллективов, и с другими артистами, продюсерами и т.д.
2
Хотя правила приема в различные подобные могут отличаться между собой, обычно в них принимают всех лиц, без возрастных ограничений (или с ограничением до 35 лет - на бесплатную форму обучения), которые обладают законченным специальным образованием по хореографии, либо же обладают знаниями по этой дисциплине, достаточными для сдачи входных экзаменов и поступления в это высшее учебное заведение. Обучение в академии составляет 5 лет при дневной форме обучения и 6 лет - при заочном обучении.
3
Подготовьте и отправьте необходимые документы и заявление с просьбой о приеме в приемную комиссию. Пройдите обязательные отборочные консультации, в ходе которых преподаватели-консультанты беседуют с каждым поступающим, после чего могут даже дать рекомендацию отложить поступление или отказаться от него - при достаточных на то основаниях (например - полной неподготовленности абитуриента).
4
В установленное время сдайте экзамены. Кроме общеобразовательных предметов, таких как язык и литература, в вузе проходят и профильные экзамены по специальным дисциплинам, таким как классический танец, сценический танец. Также в академии обязательно собеседование, где преподаватели задают вопросы для определения общего уровня знаний поступающего, его музыкальности, пластичности и т.п.
5
В число студентов академии зачисляются только те, кто прошел все экзамены и собеседование. Обычно при таких вузах работают подготовительные курсы, на которых в течение пару месяцев можно подготовиться к будущим экзаменам, поближе познакомиться с требованиями преподавателей и общими правилами и особенностями конкретного учреждения.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500