Вам понадобится
  • - самоучитель игры на инструменте;
  • - нотная тетрадь;
  • - метроном;
  • - фортепианная клавиатура (можно найти в Интернете интерактивную или даже сделать немую из картона).
Инструкция
1
Начните с длительностей. Найдите в самоучителе или на сайте для тех, кто осваивает ваш инструмент, соответствующий раздел. Вспомните и школьный курс математики, то есть действия с простыми дробями. Все дроби вам пока не понадобятся. Повторите только то, что касается 1/2, 1/4 и прочих дробей, знаменатель которых кратен двум.
2
Запомните, что такое целая нота и как она считается. Представьте себе, что это — единица или какой-либо целый предмет, вроде яблока или апельсина. В единице две половинки, четыре четверти, восемь восьмых долей и т. д. Точно так же и в целой ноте. Для удобства запоминания музыканты привыкли ее считать не просто «раз-два-три-четыре», а делить каждую четверть еще на две - «раз-и-два-и-три-и-четыре-и». Таким образом целая нота делится не на четверти, а уже на восьмые.
3
Старайтесь запоминать длительности и зрительно, и на слух. Пустой внутри кружок без палочек и хвостиков обозначает целую ноту. Кружок с незаполненной серединкой и палочкой обозначает половинку. Палочка при этом может быть направлена как вверх, так и вниз, в зависимости от того, на какой линейке пишется нота. Черный кружочек с палочкой обозначает четверть, а если есть и палочка, и хвостик — то это восьмушка. Более мелкие длительности различаются по количеству хвостиков. Если записаны две или даже четыре восьмушки подряд, они могут соединяться друг с другом прямой линией. Группа из шестнадцатых соединяется двумя параллельными линиями, а тридцать вторых - тремя.
4
Найдите какой-нибудь предмет, издающий ритмичные звуки. Если нет метронома, используйте механические часы. Отстукивайте сначала их ритм, а затем — в два раза чаще. Представьте, что часы отстукивают четверти. Тогда получается, что вы стучите восьмушки. Точно так же соотносятся друг с другом и другие длительности.
5
Найдите любые ноты и поучитесь читать длительности. Полезно из постучать. Выбирайте нотные примеры из учебника или что-либо из классики. Там вам могут встреться обозначения, которых вы пока еще не знаете. Прочтите, что они значат. Например, четверть может делиться не на две восьмых, а на три, такая фигура называется «триоль». Бывают и другие обозначения групп нот одной и той же длительности.
6
В начале каждой нотной строчки, сразу после ключа и ключевых знаков, вы найдете обозначение размера. Нижняя его часть, сильно напоминающая знаменатель простой дроби, означает то же самое, что и он, то есть на какие доли делится такт. Верхняя цифра обозначает, сколько таких долей в такте. Посмотрите на размер и определите, нотами каких длительностей можно заполнить каждый такт. Комбинации их могут быть разными, а вот в сумме они должны давать одно и то же число, обозначенное в начале.
7
Разобравшись с длительностями, посмотрите, как обозначается высота тона. В начале нотной строчки стоит ключ. Они могут быть разными, но чаще других используется скрипичный ключ. Он еще называется «ключ соль». Завиток, который находится внутри «головы», упирается как раз в ту линейку, на которой пишется соль первой октавы, то есть во вторую. Найдите ее на фортепианной клавиатуре и на своем инструменте. На фортепиано это белая клавиша, которая находится в группе с тремя черными. Нота соль находится между первой и второй черными клавишами этой группы.
8
Обратите внимание на то, что ноты пишутся как на линейках, так и между ними. Выучите звукоряд вверх от ноты соль и вниз. Расстояние между второй линейкой и промежутком между второй и первой (или второй и третьей) соответствует расстоянию между соседними белыми клавишами на фортепиано. То есть между первой и второй будет писаться нота фа, а между второй и третьей — ля. Высчитайте таким же образом остальные ноты. Некоторые ноты пишутся на дополнительных линейках или под ними. Никакого различия между дополнительными и основными линейками нет, расстояние все так же соответствует промежутку между соседними клавишами. То есть ре первой октавы пишется под первой линейкой, а до — на добавочной. Добавочные линейки есть как внизу, так и вверху.