Совет 1: Как расставлять коэффициенты по химии

Как расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций, если данная тема в школьном курсе по ряду каких-либо причин прошла мимо, а знать, между тем, это необходимо. Правильно расставлять коэффициенты можно, соблюдая определенные правила. Данный способ называется метод подстановки.
Инструкция
1
Прежде чем приступать к самому заданию, нужно усвоить, что цифра, которая ставится перед химическим элементом или всей формулой называется коэффициентом. А цифра, стоящая после (и чуть внизу) означает индекс. Кроме этого нужно знать, что:

• коэффициент относится ко всем химическим символам, стоящим после него в формуле

• коэффициент умножается на индекс (не складывается!)

число атомов каждого элемента вступающих в реакцию веществ должно совпадать с числом атомов этих элементов, входящих в состав продуктов реакции.

Например, запись формулы 2H2SO4 означает 4 атома H (водорода), 2 атома S (серы) и 8 атомов O (кислорода).
2
1. Пример № 1. Рассмотрим уравнение горения этилена.

При сгорании органического вещества образуются оксид углерода (IV) (углекислый газ) и вода. Попробуем последовательно расставить коэффициенты.

C2H4 + O2 => CO2+ H2O

Начинаем анализировать. В реакцию в ступило 2 атома С (углерода), а получился только 1 атом, значит перед CO2 ставим 2. Теперь их количество одинаково.

C2H4 + O2 => 2CO2+ H2O

Теперь смотрим на H (водород). В реакцию вступило 4 атома водорода, а получилось в результате только 2 атома, следовательно, перед H2O (водой) ставим 2 – теперь получилось тоже 4

C2H4 + O2 => 2CO2+ 2H2O

Считаем все атомы О (кислорода), образовавшиеся в результате реакции (то есть, после знака равенства). 4 атома в 2CO2 и 2 атома в 2H2O – всего 6 атомов. А до реакции всего 2 атома, значит, перед молекулой кислорода O2 ставим 3, а значит, их стало тоже 6.

C2H4 + 3O2 => 2CO2+ 2H2O

Таким образом, получилось одинаковое количество атомов каждого элемента до и после знака равенства.

C2H4 + 3O2 => 2CO2+ 2H2O
3
2. Пример № 2. Рассмотрим реакцию взаимодействия алюминия с разбавленной серной кислотой.

Al + H2SO4 => Al2 (SO4) 3 + H2

Смотрим на атомы S, входящие в состав Al2 (SO4) 3 - их 3, а в H2SO4 (серной кислоте) только 1, следовательно, и перед серной кислотой тоже ставим 3.

Al + 3H2SO4 => Al2 (SO4) 3 + H2

Зато теперь получилось до реакции 6 атомов H (водорода), а после реакции только 2, значит, перед молекулой H2 (водорода) ставим тоже 3, чтобы в целом получилось 6.

Al + 3H2SO4 => Al2 (SO4) 3 + 3H2

В последнюю очередь смотрим на алюминий. Так как в Al2 (SO4) 3 (сульфате алюминия) всего 2 атома алюминия, то и до реакции перед Al (алюминием) ставим 2.

2Al + 3H2SO4 => Al2 (SO4) 3 + 3H2

Теперь количество всех атомов до и после реакции совпадает. Оказалось, что расставлять коэффициенты в химических уравнениях не так и сложно. Достаточно потренироваться и все получится.

Совет 2: Как расставлять коэффициенты

Для многих школьников написать уравнения химических реакций и правильно расставить коэффициенты нелегкая задача. Причем, главную трудность у них почему-то вызывает именно вторая ее часть. Казалось бы, ничего сложного в том нет, однако порой ученики пасуют, впадая в полную растерянность. А ведь надо всего лишь запомнить несколько простых правил, и задача перестанет вызывать затруднения.
Инструкция
1
Коэффициент, то есть число, стоящее перед формулой молекулы химического вещества, относится ко всем символам, и умножается на каждый индекс каждого символа! Именно умножается, а не складывается! Это может показаться невероятным, но некоторые школьники складывают два числа вместо того, чтобы их перемножить.
2
Иными словами, если в левой части реакции записано:
2Na3PO4 + 3CaCl2 = … Это значит, что в реакцию вступило 6 атомов натрия, 2 атома фосфора, 8 атомов кислорода, 3 атома кальция и 6 атомов хлора.
3
Количество атомов каждого элемента исходных веществ (то есть находящихся в левой части уравнения) должно совпадать с количеством атомов каждого элемента продуктов реакции (соответственно, находящихся в его правой части).
4
Рассмотрим это правило, записав до конца уравнение реакции фосфата натрия с хлористым кальцием. Для большей наглядности, уберите из левой части уравнения коэффициенты. Na3PO4 + CaCl2 = Ca3(PO4)2 + NaCl
5
В ходе реакции образуется практически нерастворимая соль – фосфат кальция – и хлористый натрий. Как же расставить коэффициенты? Сразу обратите внимание, что у фосфат-иона (РО4) в правой части уравнения индекс равен двум. Поэтому, чтобы уравнять количества атомов фосфора и кислорода в левой и правой части, перед формулой молекулы фосфата натрия надо поставить коэффициент 2. Получится: 2Na3PO4 + СaCl2 = Ca3(PO4)2 + NaCl
6
Вы видите, что количество атомов фосфора и кислорода уравнено, но пока еще различно количество атомов натрия, кальция и хлора. В левой части: натрия – 6 атомов, кальция – 1 атом, хлора – 2 атома. В правой части, соответственно: натрия – 1 атом, кальция – 3 атома, хлора – 1 атом.
7
Уравнивайте количество атомов натрия, приписав коэффициент 6 к молекуле хлористого натрия. Получается: 2Na3(PO4)2 + CaCl2 = Ca3(PO4)2 + 6NaCl
8
Осталось уравнять последние два элемента. Вы видите, что в левой части 1 атом кальция и 2 атома хлора, а в правой - 3 атома кальция и 6 атомов хлора. То есть, ровно в три раза больше! Подставляя коэффициент 3 к молекуле хлористого кальция, получите итоговое уравнение: 2Na3(PO4)2 + 3CaCl2 = Ca3(PO4)2 + 6NaCl
Видео по теме
Полезный совет
Обязательно учитывайте, что коэффициент умножается на индекс, а не складывается.
Источники:
  • как элементы вступают в реакцию
  • Тест по теме «Химические уравнения»
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500