Совет 1: Как понять ребенка с гиперактивностью и дефицитом внимания

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это нарушения в неврологическом и поведенческом развитии ребенка. Детей с таким диагнозом называют «трудными». Родители, воспитатели и учителя не могут справиться с ними, т.к. им кажется, что ребенок ничего не хочет слушать и выполнять. Однако такие дети нередко бывают одаренными, надо лишь направить их энергию в нужное русло. А потребуется измениться не только ребенку, но и его родителям.
Инструкция
1
Не вините себя или своего ребенка в его поведении
Вы не виноваты в том, что у вас «трудный» ребенок, вы даете ему хорошее воспитание. Ребенок, в свою очередь, не виноват, что он такой. Даже если он хочет сосредоточить внимание на том, что его просят, и тихо посидеть, он просто не может этого сделать. Ему надо двигаться, что-то перебирать в руках, сменять одно дело другим. Помните, что ваш ребенок не имеет отклонений, он – особенный. Чтобы понять гиперактивного ребенка, нужно больше уделять ему внимания и заниматься с ним.
2
Оставайтесь спокойными во всех ситуациях
Гиперактивный ребенок не может сидеть на месте и создает хаос во всей квартире. Он постоянно что-то ломает, кидает на пол предметы, рвет книг и т.п. Конечно, так может поступать каждый малыш, но ребенок с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью делает это гораздо чаще и в более крупных масштабах. Здесь главное – не сорваться и не накричать на ребенка или того хуже применить физические наказания.
3
Будьте строгими, но добрыми родителями
Старайтесь, как можно реже говорить «нет», нельзя», «не». Если есть запрет на какое-то действие, то и остальные члены семьи должны отказывать ребенку в этом. Ваши запреты распространяйте на поведенческие отклонения: вести себя спокойно в общественных местах, не отбирать игрушки у других детей и не бить их. Научите ребенка правильно контактировать с окружающими и сдерживать негативные эмоции.
4
Создайте благоприятную обстановку в семье
Избегайте конфликтных ситуаций между членами семьи, больше общайтесь при ребенке и подключайте его к разговору. По возможности выделите для ребенка отдельную комнату без компьютера, телефона, телевизора, чтобы не мешали ему заниматься и не отвлекали от занятий. Введите строгий режим дня, которого должен придерживаться не только гиперактивный ребенок, но и родители. Вместо вечернего просмотра телевизионных передач, поиграйте с ребенком в настольные игры всей семьей, которые концентрируют внимание.
5
Познавайте вашего ребенка в игре
Следите за тем, в какой роли ему нравится выступать, как он себя ведет в различных ситуациях. Важно добиться доверительных отношений с ребенком, стать для него лучшим другом. Узнавайте его мнение и желания.
6
Давайте ребенку задания
Сначала можете вместе прибирать его комнату, мыть полы, посуду и т.д., а затем вводите эти действия в его обязанности. Задания не должны превышать его способностей. Нарисуйте красочный график выполнения работ и следите за тем, что бы все было сделано до конца. Если «трудный» ребенок отказывается продолжать, то дайте ему перерыв, а затем мягко попросите закончить начатое. Если он и потом не хочет завершить дело, то дайте наказание, например, посидеть на стуле 10 минут или помыть посуду. Не забывайте поощрять и хвалить ребенка.

Совет 2: Стоит ли бороться с гиперактивностью

Шустрых, ни минуты не сидящих на одном месте детей называют гиперактивными. У данного состояния есть как положительные, так и отрицательные стороны. Однако в сложных случаях с гиперактивностью необходимо бороться.

Что такое гиперактивность

Гиперактивность, или синдром дефицита внимания (СДВ), – это отклонение психологического характера, которое носит неврологически-поведенческий характер.

Чаще всего гиперактивностью страдают дети, особенно мальчики. Гиперактивность у взрослых встречается реже и выражается в неспособности усваивать необходимые знания в достаточном объеме и приобретать профессиональные навыки. Таким людям тяжело организовать свою жизнь как в бытовом, так и в личном плане.

Признаками «заболевания» являются: повышенная возбудимость (нервозность), частые смены настроения, высокая двигательная активность. Гиперактивному ребенку трудно длительное время концентрировать внимание на одном предмете, из-за чего могут возникнуть проблемы с обучением. Он излишне разговорчив, постоянно вертится, совершает навязчивые движения. У некоторых геперактивных детей присутствует агрессия и склонность к насилию, они часто конфликтуют со сверстниками и грубят взрослым.

Существует несколько причин проявления гиперактивности: генетическая предрасположенность, тяжелая беременность и родовые травмы, неблагоприятные условия жизни.

Методы борьбы с гиперактивностью

Для начала следует выяснить наверняка, есть ли у ребенка гиперактивность или он просто очень резвый и любознательный малыш. В тех случаях, когда ребенок не в состоянии сосредоточиться и спокойно выслушать собеседника, часто находится в состоянии нервного возбуждения, излишне активен и агрессивен, то ему нужна помощь специалистов.

Необходима комплексная помощь психолога, педиатра, родителей и педагогов. Хорошие результаты приносит поведенческая терапия и нейропсихологическая коррекция. Суть метода сводится к выработке у ребенка привычки к дисциплине, максимальному поощрению успехов и минимуму критики за неудачи.

От родителей и педагогов (воспитателей) требуется особый подход к ребенку, нужно постараться оградить его от лишних стрессов и конфликтных ситуаций.

Хорошим вариантом досуга для гиперактивных детей являются различные виды спорта, это поможет сбросить негатив и направить лишнюю энергию в конструктивное русло.

Родителям нужно быть готовыми к тому, что, возможно, некоторое время придется обучать ребенка по индивидуальной программе. Благоприятная атмосфера в семье тоже играет большую роль и способствует более успешному лечению.

Некоторые медики настаивают на применении лекарственной терапии. Однако не следует спешить с введением медицинских препаратов, пока не использованы другие методы борьбы с гиперактивностью.
Видео по теме

Совет 3: Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это поведенческое и неврологическое расстройство, первые симптомы которого появляются в школьном возрасте. Как правило, этот синдром проходит к моменту взросления человека, но в некоторых случаях сопровождает его всю жизнь.
Инструкция
1
Изучение синдрома дефицита внимания – относительно молодое направление в науке. Поэтому четких диагностических критериев СДВГ пока нет. Но есть ряд признаков, которые заставляют задуматься о том, что наличие синдрома может иметь место. Все эти признаки являются симптомами расстройства только в том случае, если проявляются в разных местах (дома, в школе, в гостях у родственников), существенно снижают возможности ребенка адаптироваться к жизни. У мальчиков это расстройство проявляется значительно чаще, чем у девочек. Среди них количество детей с синдромом СДВГ, как правило, в 3-9 раз больше.
2
Невнимательность. Ребенок с синдромом дефицита внимания, как следует из его названия, не в состоянии надолго концентрировать свои усилия на одном виде деятельности. Ему сложно учить уроки, он не всегда может досмотреть до конца фильм или передачу. Его отвлекает любая мелочь, которая тут же перетягивает все внимание на себя. Из-за невозможности держать в фокусе важные вещи такой ребенок порой проявляет рассеянность и забывчивость. Ему нужно гораздо чаще, чем сверстникам, напоминать о его обязанностях и планах действий.
3
Импульсивность. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности не могут быть последовательными. Они слишком нетерпеливы, что проявляется во многих бытовых ситуациях. Им тяжело дождаться своей очереди, они не могут вытерпеть, пока остынет блюдо, они хватаются за решение каких-то задач, не вникая в их условия и не дочитывая до конца инструкции к действию. Частью этого качества характера является эмоциональная неустойчивость, резкие перепады настроения или капризы «на пустом месте». Разумеется, у всех детей есть эти качества в какой-то мере. Но у малышей с синдромом СДВГ они проявляются чаще, на регулярной основе.
4
Гиперактивность. Школьники с симптомом гиперактивности являются большой головной болью для учителей и одноклассников. Не всегда их энергичность является признаком расстройства поведения, но почти во всех ситуациях без исключения чрезмерная активность ребенка добавляет ему проблем в классе. Неусидчивость, болтливость, наличие большого количества «ненужных движений» вроде беготни, размахивания руками, верчения предметов в руках у гиперактивных детей проявляются так часто, что становятся препятствием для нормального обучения и общения со сверстниками.
Видео по теме

Совет 4: Что такое синдром гиперактивности и как он проявляется у детей

Синдром гиперактивности и дефицита внимания - это один из самых распространенных видов нарушения развития у детей. Данный синдром сопутствует с повышенной активностью, которая может достигать полной расторможенности. Именно чрезмерно высокая двигательная активность является главной причиной нарушения социальной адаптации ребенка.

Не смотря на то, что данный синдром часто называют именно синдромом двигательной активности, основной дефект в его структуре – это дефект дефицита внимания. Такой ребенок, не в состоянии сосредоточиться на чем-то, больше, чем на несколько мгновений, это выливается в повышенную отвлекаемость, он реагирует на каждый звук и движение. Эти дети часто эмоционально неустойчивы, раздражительны, вспыльчивы. 

Гиперактивность может появиться очень рано, еще в младенческом возрасте. У детей повышен мышечный тонус, повышенная чувствительность к раздражителям, они много плачут, плохо спят и едят, их очень трудно успокоить. 

Синдром проявляется отчетливее в 3-4 года, ребенок не в состоянии сосредоточенно заниматься чем-либо. Малыш не может, не отвлекаясь, слушать сказку, не в состоянии играть в игры, которые требуют концентрации внимания. Вся его деятельность обладает хаотичным характером. 

Пиком синдрома считается возраст 6-7 лет. Он характеризуется чрезмерной нетерпеливостью, особенно в тех ситуация, которые требуют спокойствия. Ребенок переходит от одного занятия к другому, не закончив ни одного дела до конца, ёрзает, извивается в моменты, когда нужно сидеть. Чаще всего такое поведение проявляется в общественных местах, таких как школа, транспорт, больница, музей и так далее. 

Но и обычные дети, не подверженные синдрому гиперактивности, становятся иногда раздражительными, гневливыми или неуправляемыми, поэтому не стоит каждого возбудимого ребенка «награждать» этим диагнозом.

Видео по теме
Источники:
  • Заваденко Н.Н. «Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания», 2001
  • Дети и родители : полезно знать
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше