Инструкция
1
В начальных классах проверяется скорость чтения вслух. Для этого берется несложный текст – детский рассказ или сказка. По сигналу ребенок начинает читать, а учитель засекает время секундомером. Проверку скорости можно проводить двумя способами. В первом способе учащийся прочитывает предложенный текст полностью. Количество слов в тексте желательно просчитать заранее. И, согласно показанному времени, определяется, какое в среднем количество слов было прочитано за минуту. Второй способ – завести таймер на минуту. По достижении минуты ребенка останавливают и высчитывают прочитанное количество знаков или слов.
2
К концу первого года обучения скорость чтения вслух должна быть не менее 30 слов в минуту. Во втором классе – не менее 50 слов в минуту, в третьем – от 60 слов в минуту, а в четвертом – от 90. В 3-4 классе проверяется скорость чтения не только вслух, но и «про себя». В третьем классе скорость чтения «про себя» должна составлять не менее 80 слов в минуту, в четвертом – не менее 110.
3
Со второго класса при оценке скорости чтения учитывается не только темп, но и качество произношения слов, допущенные ошибки, сложность текста, выразительность, наличие смысловых пауз, понимание содержания текста. Для проверки понимания содержания текста подготовьте несколько вопросов и задайте их ребенку после прочтения: «О ком или о чем шла речь в тексте? Как звали главного героя? Чем закончился рассказ? Какой можно сделать вывод из прочитанного?»
4
Специальную программу «Проверка скорости чтения» в 2004 году разработал Сергей Викторович Зубрин. Программа содержит 24 текста и рассчитана на учащихся 1-4 классов. Тексты в ней классифицированы по длине и по сложности. Сложность текста возрастает от начала учебного года к его концу, от первого класса к четвертому. При наличии компьютерного класса эта программа позволяет оценивать скорость чтения одновременно у нескольких учеников.