Совет 1: Как определить число электронов в атоме

Атом состоит из чрезвычайно плотного ядра, окруженного электронным «облаком». Ядро ничтожно мало по сравнению с внешними размерами облака, и состоит из протонов и нейтронов. Атом в обычном состоянии нейтрален, а электроны несут отрицательный заряд. Но атом может также перетянуть чужие электроны, или отдать свои. В таком случае он уже будет являться отрицательно заряженным или положительно заряженным ионом. Как определить, сколько электронов содержится в атоме?
Как определить число электронов в атоме
Инструкция
1
Прежде всего, вам на помощь придет Таблица Менделеева. Заглянув в нее, вы увидите, что каждый химический элемент имеет не только свое строго определенное место, но и индивидуальный порядковый номер. Например, у водорода он равен единице, у углерода – 6, у золота – 79 и так далее.
2
Именно порядковый номер характеризует количество протонов в ядре, то есть положительный заряд ядра атома. Поскольку атом в обычном состоянии нейтрален, положительный заряд должен быть уравновешен отрицательным зарядом. Следовательно, у водорода – один электрон, углерода – шесть электронов, у золота – семьдесят девять электронов.
3
Ну а как определить количество электронов в атоме, если атом, в свою очередь, входит в состав какой-либо более сложной молекулы? Например, каково количество электронов в атомах натрия и хлора, если они образуют молекулу всем вам хорошо известной обычной поваренной соли?
4
И тут нет ничего сложного. Начните с того, что напишите формулу этого вещества, она будет иметь следующий вид: NaCl. Из формулы вы увидите, что молекула поваренной соли состоит из двух элементов, а именно: щелочного металла натрия и газа-галогена хлора. Но это уже не нейтральные атомы натрия и хлора, а их ионы. Хлор, образуя ионную связь с натрием, тем самым «перетянул» к себе один из его электронов, а натрий, соответственно, его «отдал».
5
Снова посмотрите в Таблицу Менделеева. Вы увидите, что натрий имеет порядковый номер 11, хлор – 17. Следовательно, теперь у иона натрия будет 10 электронов, у иона хлора – 18.
6
Действуя по такому же алгоритму, легко можно определить количество электронов у любого химического элемента, будь то в виде нейтрального атома или иона.
Полезный совет
Протоны – это положительно заряженные частицы, нейтроны же не несут какого-либо заряда.

Совет 2 : Как определить число нейтронов

Атом химического элемента состоит из атомного ядра и электронов. В состав атомного ядра входят два типа частиц - протоны и нейтроны. Почти вся масса атома сосредоточена в ядре, так как протоны и нейтроны намного тяжелее электронов.
Как определить число нейтронов
Вам понадобится
  • атомный номер элемента, изотопы
Инструкция
1
В отличие от протонов, нейтроны не имеют электрического заряда, то есть их электрический заряд равен нулю. Поэтому, зная атомный номер элемента, нельзя однозначно сказать, сколько нейтронов содержится в его ядре. К примеру в ядре атома углерода всегда содержится 6 протонов, однако протонов в нем может быть 6 и 7. Разновидности ядер химического элемента с разным количеством нейтронов в ядре называются изотопами этого элемента. Изотопы могут быть как природными, так и полученными искусственно.
2
Атомные ядра обозначаются буквенным символом химического элемента из таблицы Менделеева. Справа от символа вверху и внизу стоят два числа. Верхнее число A - это массовое число атома, A = Z+N, где Z - заряд ядра (число протонов),а N - число нейтронов. Нижнее число - это Z - заряд ядра. Такая запись дает информацию о количестве нейтронов в ядре. Очевидно, оно равно N = A-Z.
3
У разных изотопов одного химического элемента число A меняется, что отражено в записи этого изотопа. Определенные изотопы имеют свои оригинальные названия. Например, обычное ядро водорода не имеет нейтронов и имеет один протон. Изотоп водорода дейтерий имеет один нейтрон (A = 2), а изотоп тритий - два нейтрона (A = 3).
4
Зависимость числа нейтронов от числа протонов отражена на N-Z диаграмме атомных ядер. Устойчивость ядер зависит от отношения числа нейтронов и числа протонов. Ядра легких нуклидов наиболее устойчивы при N/Z = 1, то есть при равенстве количества нейтронов и протонов. С ростом массового числа область устойчивости сдвигается к величинам N/Z>1, достигая величины N/Z ~ 1,5 для наиболее тяжелых ядер.
Видео по теме
Источники:
  • Строение атомного ядра

Совет 3 : Как определить количество протонов

Для определения количества протонов в атоме найдите элемент таблицы Менделеева, отображающий свойства данного атома. Его порядковый номер в таблице и будет отображать число протонов в ядре атома. Количество протонов можно найти, зная заряд ядра атома, а также количество электронов в нем.
Как определить количество протонов
Вам понадобится
  • таблица Менделеева.
Инструкция
1
Определение количества протонов с помощью таблицы МенделееваНайдите в таблице Менделеева химический элемент, который соответствует исследуемому атому. Определите его порядковый номер в данной таблице. В стандартной таблице порядковый номер элемента отображается в верхней части ячейки, где записан сам химический элемент и его свойства. Порядковый номер химического элемента, который описывает атом, равен количеству протонов в нем. Например, если порядковый номер кислорода 8, то количество протонов в атоме кислорода равно 8.
2
Определение количества протонов в изотопахПри описании любого изотопа используется запись, которая состоит из знака химического элемента, каковым является изотоп, а также пары чисел, одно из них записывается в виде верхнего индекса перед знаком элемента, а второе число в виде нижнего индекса перед знаком элемента. Возьмите нижнее число, записанное перед знаком - оно показывает заряд ядра и является количеством протонов, которое содержится в нем, а значит и атоме данного изотопа.
3
Определение числа протонов в атоме по количеству электроновЕсли известно количество электронов в исследуемом атоме, просто запишите его - это и будет количеству протонов, которое содержится в нем.
4
Определение количества протонов по количеству нейтроновЕсли известно количество нейтронов в атоме и его атомная масса (в атомных единицах массы), отнимите от массы число нейтронов - результат будет равен количеству протонов в атоме.
5
Определение количества протонов по заряду ядраЕсли известен заряд ядра атома, переведите его в Кулоны (в том случае, если он не подан в этих единицах), после чего поделите на заряд одного протона, который составляет 1.6022*10^-19. Частное будет равно количеству протонов в атоме. Если результат - не целое число, округлите его до ближайшего целого.
Видео по теме

Совет 4 : Как найти число протонов

Чтобы найти количество протонов в атоме, определите его место в таблице Менделеева. Найдите его порядковый номер в периодической таблице. Он будет равен количеству протонов в атомном ядре. Если исследуется изотоп, посмотрите на пару чисел, описывающие его свойства, нижнее число будет равно количеству протонов. В том случае, если известен заряд атомного ядра, можно узнать количество протонов, поделив его значение на заряд одного протона.
Как найти число протонов
Вам понадобится
  • Для того чтобы найти количество протонов, узнайте значение заряда протона или электрона, возьмите таблицу изотопов, периодическую таблицу Менделеева.
Инструкция
1
Определение количества протонов известного атома.В том случае, когда известно, какой атом исследуется, найдите его расположение в периодической таблице. Определите его номер в этой таблице, найдя ячейку соответствующего элемента. В данной ячейке найдите порядковый номер элемента, который соответствует изучаемому атому. Этот порядковый номер и будет соответствовать количеству протонов в атомном ядре.
2
Как найти протоны в изотопе.Многие атомы имеют изотопы, отличающиеся массами ядер. Именно поэтому только лишь массы ядра недостаточно для однозначного определения атомного ядра. При описании изотопа перед записью его химического обозначения всегда записывается пара чисел. Верхнее число показывает массу атома в атомных единицах массы, а нижнее обозначает заряд ядра. Каждая единица заряда ядра в такой записи соответствует одному протону. Таким образом, количество протонов равно нижнему числу в записи данного изотопа.
3
Как найти протоны, зная заряд ядра.Часто свойства атома характеризуется зарядом его ядра. Для того чтобы определить количество протонов в нем, необходимо перевести его в кулоны (если он подан в кратных единицах). Затем поделите заряд ядра на модуль заряда электрона. Это связано с тем, что поскольку атом электрически нейтрален, то количество протонов в нем равно количеству электронов. Причем заряды их равны по модулю и противоположны по знаку (протон имеет положительный заряд, электрон – отрицательный). Поэтому заряд ядра атома поделите на число 1,6022•10^(-19) кулон. В результате получится количество протонов. Поскольку методы измерения заряда атома недостаточно точны, в том случае, если при делении получилось дробное число, округлите его до целого.
Видео по теме
Источники:
  • протонное число

Совет 5 : Как определить число электронов в атоме

Как определить число электронов в атоме
Инструкция
1
2
3
4
5
6
Полезный совет

Совет 6 : Как определить количество протонов и нейтронов

Атом любого химического элемента состоит из атомного ядра и, обращающихся вокруг него, электронов. А из чего состоит атомное ядро? В 1932 году было установлено, что атомное ядро состоит из протонов и нейтронов.
Как определить количество протонов и нейтронов
Вам понадобится
  • - периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева.
Инструкция
1
Протон представляет собой положительно заряженную частицу с массой превышающей в 1836 раз массу электрона. Электрический заряд протона совпадает по модулю с зарядом электрона, а значит, заряд протона равен 1,6*10 ^ (-19) Кулон. Ядра разных атомов содержат разное число протонов. К примеру, в ядре атома водорода только один протон, а в ядре атома золота – семьдесят девять. Число протонов в ядре совпадает с порядковым номером данного элемента в таблице Д.И. Менделеева. Поэтому для того, чтобы определить число протонов в ядре химического элемента, нужно взять таблицу Менделеева, найти в ней нужный элемент. Указанное вверху целое число является порядковым номером элемента - это и есть число протонов в ядре. Пример1. Пусть нужно определить число протонов в ядре атома полония. Найдите в таблице Менделеева химический элемент полоний, он расположен под номером 84, значит в его ядре находится 84 протона.
2
Интересно, что количество протонов в ядре совпадает с числом электронов, движущихся вокруг ядра. То есть число электронов в атоме элемента определяется так же, как и число протонов – порядковым номером элемента. Пример 2. Если порядковый номер полония - 84, то в нем 84 протона (в ядре) и столько же - 84 электронов.
3
Нейтрон представляет собой незаряженную частицу с массой, которая больше массы электрона в 1839 раз. Помимо порядкового номера, в периодической таблице химических элементов для каждого вещества указано еще одно число, которое, если его округлить, показывает общее количество частиц (протонов и нейтронов) в атомном ядре. Это число называется массовым числом. Для определения количества нейтронов в ядре нужно вычесть из массового числа количество протонов. Пример 3. Количество протонов в атоме полония – 84. Его массовое число равно 210, значит, для определения числа нейтронов найдите разность массового числа и порядкового номера: 210 – 84 = 126.

Совет 7 : Как найти заряд ядра

Атом – мельчайшая частица каждого элемента, которая несет его химические свойства. Как существование, так и строение атома являлось предметом рассуждений и изучений с древних времен. Было установлено, что строение атомов сродни строению Солнечной системы: в центре ядро, занимающее очень мало места, но сосредоточившее в себе почти всю массу; вокруг него вращаются «планеты» - электроны, несущие отрицательные заряды. А как можно найти заряд ядра атома?
Как найти заряд ядра
Инструкция
1
Любой атом электрически нейтрален. Но, поскольку электроны несут отрицательные заряды, они должны быть уравновешены противоположными зарядами. Так и есть. Положительные заряды несут частицы под названием «протоны», расположенные в ядре атома. Протон гораздо массивнее электрона: он весит столько же, сколько 1836 электронов!
2
Самый простой случай – атом водорода первого элемента Периодической таблицы. Посмотрев в таблицу, вы убедитесь, что он занимает место под первым номером, а его ядро состоит из единственного протона, вокруг которого вращается единственный электрон. Из этого следует, что заряд ядра атома водорода равен +1.
3
Ядра других элементов состоят уже не только из протонов, но и из так называемых «нейтронов». Как вы легко можете понять из самого названия, нейтроны вообще не несут никакого заряда – ни отрицательного, ни положительного. Поэтому запомните: сколько бы нейтронов не входило в состав атомного ядра, они влияют лишь на его массу, но не на заряд.
4
Следовательно, величина положительно заряда ядра атома зависит лишь от того, сколько протонов в нем содержится. Но поскольку, как уже указывалось, атом электрически нейтрален, в его ядре должно содержаться столько же протонов, сколько электронов вращается вокруг ядра. Количество же протонов определяется порядковым номером элемента в Таблице Менделеева.
5
Рассмотрите несколько элементов. Например, известный и жизненно необходимый кислород находится в «ячейке» под номером 8. Следовательно, в его ядре содержатся 8 протонов, и заряд ядра будет +8. Железо занимает «ячейку» с номером 26, и, соответственно, имеет заряд ядра +26. А благородный металл - золото, с порядковым номером 79 - будет иметь точно такой же заряд ядра (79), со знаком +. Соответственно, в атоме кислорода содержится 8 электронов, в атоме железа – 26, а в атоме золота – 79.
Видео по теме

Совет 8 : Как найти число протонов и нейтронов

Протоны и нейтроны, содержащиеся в атомном ядре, называют нуклонами. Поскольку практически вся масса атома сосредоточена в его ядре, то массовое число атома означает количество нуклонов в ядре. С помощью периодической таблицы химических элементов Менделеева можно найти количество протонов и нейтронов. Для этого также можно использовать другие методики.
Как найти число протонов и нейтронов
Вам понадобится
  • — периодическая таблица химических элементов Менделеева;
  • — заряд протона;
  • — обозначения химических элементов.
Инструкция
1
Каждому атому вещества соответствует элемент периодической таблицы Менделеева. Найдите такой элемент для атома, количество протонов и нейтронов в ядре которого нужно найти. Определите атомную массу этого элемента. Она находится в нижней части ячейки, где расположен химический элемент. Если массовое число представлено дробным значением, округлите его до целых. Это число будет равно количеству нуклонов в атоме. Например, определите атомную массу магния. Найдите этот элемент в периодической таблице, он имеет обозначение Mg. Его массовое число равно 24,305. Округлите его до целого и получите 24. Это значит, что количество протонов и нейтронов (нуклонов) в ядре атома этого элемента равно 24.
2
Определите количество протонов в ядре атома. Для этого найдите его в периодической таблице химических элементов. В верхней части ячейки элемента отмечен его порядковый номер по счету в таблице. Это и есть количество протонов в ядре атома исследуемого элемента. Например, порядковый номер магния (Mg) равен 12. Это значит, что в его ядре содержится 12 протонов.
3
Иногда известен только заряд ядра в Кулонах, тогда, для того чтобы найти количество протонов, поделите это число на заряд одного протона, который равен 1,6022•10^-19 Кулона. Например, если известно, что заряд ядра составляет 35,2•10^-19 Кулона, то поделив его на 1,6022•10^-19 получите число, приблизительно равное 22. Это значит, что в ядре данного атома находится 2 протона.
4
После определения количества протонов найдите количество нейтронов в ядре. Для этого от относительной атомной массы ядра, найденной при помощи периодической таблицы химических элементов, отнимите количество протонов, содержащихся в ядре. Поскольку кроме нейтронов других тяжелых частиц в ядре атома не содержится, это и будет число нейтронов. Например, если нужно найти количество протонов и нейтронов в ядре фосфора (Р), найдите его в периодической таблице, определите массовое число и порядковый номер элемента. Массовое число фосфора равно 30,97376≈31, а порядковый номер 15. Это значит, что в ядре атома этого химического элемента содержится 15 протонов и 31-15=16 нейтронов.
Источники:
  • как определить количество протонов и нейтронов

Совет 9 : Как определить количество нейтронов в атоме

Атомное ядро состоит из частиц с общим названием нуклоны. Известно два их вида – нейтроны и протоны. Количество нейтронов можно найти по массе атома, поскольку она практически равна массе атомного ядра (масса электронной оболочки пренебрежимо мала) и его заряду.
Как определить количество нейтронов в атоме
Вам понадобится
  • - периодическая таблица химических элементов (таблица Менделеева);
  • - заряд протона;
  • - химические элементы.
Инструкция
1
Каждый атом вещества описывается в периодической системе химических элементов. Найдите ячейку элемента, соответствующую исследуемому атому. В нижней части ячейки найдите его относительную атомную массу. Если она представлена дробным числом, округлите его до целого (это будет относительная атомная масса самого распространенного в природе изотопа). Это число отражает количество нуклонов в атомном ядре. Найдите порядковый номер исследуемого химического элемента. Он равен числу протонов в ядре. Определите количество нейтронов, отняв от относительной атомной массы количество протонов. Пример. Найдите количество протонов в атоме железа. Атому железа соответствует химический элемент Fe (феррум). Его относительная атомная масса равна 56. Порядковый номер элемента равен 26. Количество нейтронов N=56-26=30.
2
Для определенного изотопа всегда дается дополнительное пояснение. Перед обозначением элемента указывается его относительная атомная масса и порядковый номер в периодической таблице. В этом случае берите атомную массу, указанную в записи изотопа. Например, обычный кислород имеет массовое число 16 и порядковый номер 8, количество нейтронов в нем N=16-8=8. Его стабильный изотоп кислород-18, имеет соответствующее массовое число и количество нейтронов в ядре N=18-8=10.
3
Определите количество нейтронов по массе ядра и его заряду. Если масса дана в килограммах, поделите ее на число 1,661∙10^(-27). В результате получите массу в атомных единицах массы (относительную атомную массу). Заряд ядра в кулонах поделите на число 1,6022•10^(-19) (заряд одного протона в кулонах). Это будет число протонов. При переводе все величины округляйте до целых. Найдите число нейтронов, отняв от относительной атомной массы количество протонов. Пример. Масса атома равна 11,627∙10^(-27) кг. Заряд его ядра составляет 4,8•10^(-19) Кл. Найдите относительную атомную массу элемента 11,627∙10^(-27)/(1,661∙10^(-27))=7. Рассчитайте количество протонов 4,8•10^(-19) Кл/(1,6022•10^(-19))≈3. Определите число нейтронов N=7-3=4.

Совет 10 : Как определить число протонов

Атом каждого химического элемента – это своя собственная неповторимая система, с определенным, присущим только ему количеством мельчайших частиц – нейтронов, электронов и протонов. В центре атома находится ядро, положительно заряженное за счет протонов. Там же располагаются и нейтральные частицы – нейтроны. Вокруг вращаются электроны, несущие отрицательные заряды.
Как определить число протонов
Инструкция
1
Чтобы верно описать строение атома, необходимо уметь правильно читать периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева. Это кладезь информации, которую нужно суметь извлечь, для чего очень важно усвоить некоторые навыки «чтения».
2
Таблица Д.И. Менделеева разделена на периоды и группы. В итоге каждый элемент имеет свое определенное место «жительства», под конкретным номером, что указано в каждой клетке таблицы. Кроме этого там же дано точное значение относительной атомной массы, которое при расчетах необходимо округлять до целого числа. Исключение составляет только атом хлора, который имеет дробное значение, а именно Ar (Сl) = 35,5.
3
Существует несколько правил, согласно которым можно дать характеристику атому. Количество протонов (р) определяется по порядковому номеру элемента. Их число совпадает с количеством электронов (ē), то есть, сколько в атоме частиц с положительным зарядом, столько же должно быть и с отрицательным. В характеристику атомов входит еще и определение числа нейтронов (n). Чтобы найти их количество, нужно из относительной атомной массы элемента вычесть порядковый номер.
4
Пример № 1. Определите число частиц (протонов, нейтронов, электронов) в химическом элементе № 5Элемент № 5 – это бор (B). Если его номер равен 5, следовательно, протонов тоже будет 5. Так как число протонов и электронов совпадает, значит и электронов тоже 5. Найдите число нейтронов. Для этого вычтите из относительно атомной массы (Ar (B) = 11) порядковый номер № 5Общая запись:р = + 5ē = - 5n = 11 – 5 = 6
5
Пример № 2. Определите число частиц (протонов, нейтронов, электронов) в химическом элементе № 56Элемент № 56 – это барий (Bа). Если его номер равен 56, следовательно, протонов тоже будет 56. Так как число протонов и электронов совпадает, значит и электронов тоже 56. Найдите число нейтронов. Для этого вычтите из относительно атомной массы (Ar (Bа) = 137) порядковый номер № 56Общая запись:р = + 56ē = - 56n = 137 – 56 = 71
Полезный совет
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева является разрешенным справочным материалом на всех видах контроля.

Совет 11 : Как найти протоны

Атом представляет собою как бы миниатюрную копию Солнечной системы. Только вместо Солнца в его центре расположено массивное ядро, а вместо планет вращаются элементарные частицы - электроны. Атом электрически нейтрален, поэтому суммарный отрицательный заряд электронов должен быть уравновешен суммарным положительным зарядом такой же величины. Это происходит, так как ядро состоит из других элементарных частиц – протонов и нейтронов. Каждый протон несет такой же по величине заряд, как электрон, только с противоположным знаком.
Как найти протоны
Инструкция
1
Допустим, вам по условиям задачи известен суммарный положительный заряд Q ядра атома. Чтобы узнать количество протонов N, надо всего лишь разделить Q на величину заряда протона qпр. (ее можно узнать в справочнике по физике или химии). То есть N = Q/qпр.
2
Найти количество протонов в ядре можно с помощью таблицы Менделеева. В этой таблице каждому элементу отведено конкретное строго определенное место в зависимости от его химических свойств. А химические свойства, в первую очередь, определяются строением атома элемента.
3
В каждой ячейке таблицы приведены необходимые сведения о химическом элементе, в том числе его порядковый номер. Вот он как раз соответствует количеству протонов в ядре атома элемента.
4
Посмотрите в таблицу. Элемент под номером 11 – щелочной металл натрий (Na). Следовательно, в каждом атоме натрия находятся 11 протонов. Или элемент под номером 23 – металл ванадий (V), проявляющий в своих соединениях не только основные, но и кислотные свойства. Исходя их порядкового номера, можно сделать вывод: в каждом атоме ванадия находится 23 протона.
5
Проведите своеобразную проверку. Известно, что атом электрически нейтрален. Но поскольку нейтроны вообще не несут зарядов, уравновесить суммарный положительный заряд протонов атома могут только электроны. Значит, в атоме натрия должно быть 11 электронов, а в атоме ванадия – 23. Проверьте, так ли это.
6
Снова возьмите таблицу Менделеева. В каждой ячейке приведены данные, показывающие, как заполнены электронные уровни атома этого элемента. У натрия: два электрона на первом уровне, восемь электронов на втором уровне и один на третьем (внешнем). В сумме одиннадцать электронов. У ванадия: два электрона на первом уровне, восемь – на втором, одиннадцать – на третьем и два – на четвертом (внешнем). В сумме двадцать три электрона. Суммарные заряды уравновешены, атомы электрически нейтральны.
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500