Совет 1: Как определить число электронов в атоме

Атом состоит из чрезвычайно плотного ядра, окруженного электронным «облаком». Ядро ничтожно мало по сравнению с внешними размерами облака, и состоит из протонов и нейтронов. Атом в обычном состоянии нейтрален, а электроны несут отрицательный заряд. Но атом может также перетянуть чужие электроны, или отдать свои. В таком случае он уже будет являться отрицательно заряженным или положительно заряженным ионом. Как определить, сколько электронов содержится в атоме?
Инструкция
1
Прежде всего, вам на помощь придет Таблица Менделеева. Заглянув в нее, вы увидите, что каждый химический элемент имеет не только свое строго определенное место, но и индивидуальный порядковый номер. Например, у водорода он равен единице, у углерода – 6, у золота – 79 и так далее.
2
Именно порядковый номер характеризует количество протонов в ядре, то есть положительный заряд ядра атома. Поскольку атом в обычном состоянии нейтрален, положительный заряд должен быть уравновешен отрицательным зарядом. Следовательно, у водорода – один электрон, углерода – шесть электронов, у золота – семьдесят девять электронов.
3
Ну а как определить количество электронов в атоме, если атом, в свою очередь, входит в состав какой-либо более сложной молекулы? Например, каково количество электронов в атомах натрия и хлора, если они образуют молекулу всем вам хорошо известной обычной поваренной соли?
4
И тут нет ничего сложного. Начните с того, что напишите формулу этого вещества, она будет иметь следующий вид: NaCl. Из формулы вы увидите, что молекула поваренной соли состоит из двух элементов, а именно: щелочного металла натрия и газа-галогена хлора. Но это уже не нейтральные атомы натрия и хлора, а их ионы. Хлор, образуя ионную связь с натрием, тем самым «перетянул» к себе один из его электронов, а натрий, соответственно, его «отдал».
5
Снова посмотрите в Таблицу Менделеева. Вы увидите, что натрий имеет порядковый номер 11, хлор – 17. Следовательно, теперь у иона натрия будет 10 электронов, у иона хлора – 18.
6
Действуя по такому же алгоритму, легко можно определить количество электронов у любого химического элемента, будь то в виде нейтрального атома или иона.

Совет 2: Как определить число нейтронов

Атом химического элемента состоит из атомного ядра и электронов. В состав атомного ядра входят два типа частиц - протоны и нейтроны. Почти вся масса атома сосредоточена в ядре, так как протоны и нейтроны намного тяжелее электронов.
Вам понадобится
  • атомный номер элемента, изотопы
Инструкция
1
В отличие от протонов, нейтроны не имеют электрического заряда, то есть их электрический заряд равен нулю. Поэтому, зная атомный номер элемента, нельзя однозначно сказать, сколько нейтронов содержится в его ядре. К примеру в ядре атома углерода всегда содержится 6 протонов, однако протонов в нем может быть 6 и 7. Разновидности ядер химического элемента с разным количеством нейтронов в ядре называются изотопами этого элемента. Изотопы могут быть как природными, так и полученными искусственно.
2
Атомные ядра обозначаются буквенным символом химического элемента из таблицы Менделеева. Справа от символа вверху и внизу стоят два числа. Верхнее число A - это массовое число атома, A = Z+N, где Z - заряд ядра (число протонов),а N - число нейтронов. Нижнее число - это Z - заряд ядра. Такая запись дает информацию о количестве нейтронов в ядре. Очевидно, оно равно N = A-Z.
3
У разных изотопов одного химического элемента число A меняется, что отражено в записи этого изотопа. Определенные изотопы имеют свои оригинальные названия. Например, обычное ядро водорода не имеет нейтронов и имеет один протон. Изотоп водорода дейтерий имеет один нейтрон (A = 2), а изотоп тритий - два нейтрона (A = 3).
4
Зависимость числа нейтронов от числа протонов отражена на N-Z диаграмме атомных ядер. Устойчивость ядер зависит от отношения числа нейтронов и числа протонов. Ядра легких нуклидов наиболее устойчивы при N/Z = 1, то есть при равенстве количества нейтронов и протонов. С ростом массового числа область устойчивости сдвигается к величинам N/Z>1, достигая величины N/Z ~ 1,5 для наиболее тяжелых ядер.
Видео по теме
Источники:
  • Строение атомного ядра

Совет 3: Как найти число электронов в атоме

Атом состоит из ядра и окружающих его электронов, которые вращаются вокруг него по атомным орбиталям и образуют электронные слои (энергетические уровни). Количество отрицательно заряженных частиц на внешних и внутренних уровнях определяет свойства элементов. Число электронов, содержащихся в атоме, можно найти, зная некоторые ключевые моменты.
Вам понадобится
  • - бумага;
  • - ручка;
  • - периодическая система Менделеева.
Инструкция
1
Чтобы определить количество электронов, воспользуйтесь периодической системой Д.И. Менделеева. В этой таблице элементы расположены в определенной последовательности, которая тесно связана с их атомным строением. Зная, что положительный заряд атома всегда равен порядковому номеру элемента, вы легко найдете количество отрицательных частиц. Ведь известно - атом в целом нейтрален, а значит, число электронов будет равно числу протонов и номеру элемента в таблице. Например, порядковый номер алюминия равен 13. Следовательно, количество электронов у него будет 13, у натрия – 11, у железа – 26 и т.д.
2
Если вам необходимо найти количество электронов на энергетических уровнях, сначала повторите принцип Пауля и правило Хунда. Потом распределите отрицательные частицы по уровням и подуровням с помощью все той же периодической системы, а точнее ее периодов и групп. Так номер горизонтального ряда (периода) указывает на количество энергетических слоев, а вертикального (группы) – на число электронов на внешнем уровне.
3
Не забывайте о том, что количество внешних электронов равно номеру группы только у элементов, которые находятся в главных подгруппах. У элементов побочных подгрупп количество отрицательно заряженных частиц на последнем энергетическом уровне не может быть больше двух. Например, у скандия (Sc), находящегося в 4 периоде, в 3 группе, побочной подгруппе, их 2. В то время как у галия (Ga), который находится в том же периоде и той же группе, но в главной подгруппе, внешних электронов 3.
4
При подсчете электронов в атоме, учтите, что последние образуют молекулы. При этом атомы могут принимать, отдавать отрицательно заряженные частицы или образовывать общую пару. Например, в молекуле водорода (H2) общая пара электронов. Другой случай: в молекуле фторида натрия (NaF) общая сумма электронов будет равна 20. Но в ходе химической реакции атом натрия отдает свой электрон и у него остается 10, а фтор принимает - получается тоже 10.
Полезный совет
Помните, что на внешнем энергетическом уровне может быть только 8 электронов. И это не зависит от положения элемента в таблице Менделеева.
Источники:
  • a так как атом то номер элемента

Совет 4: Как соединяются атомы в молекулу

Атом - это мельчайшая стабильная (в большинстве случаев) частица вещества. Молекулой же называют несколько атомов, связанных между собой. Именно молекулы хранят в себе информацию о всех свойствах определенного вещества.
Атомы образуют молекулу при помощи разных типов связи. Они отличаются между собой направленностью и энергией, с помощью которых можно эту связь образовать.

Квантовомеханическая модель ковалентной связи

Ковалентная связь образуется при помощи валентных электронов. При сближении двух атомов наблюдается перекрытие электронных облаков. При этом электроны каждого атома начинают двигаться в области, принадлежащей другому атому. В пространстве, окружающем их, появляется избыточный отрицательный потенциал, который стягивает положительно заряженные ядра. Это возможно только при условии, что спины общих электронов антипараллельны (направлены в разные стороны).

Ковалентная связь характеризуется довольно большим значением энергии связи на каждый атом (около 5 эВ). Это означает, что необходимо 10 эВ, чтобы молекула из двух атомов, образованная ковалентной связью, распалась. Атомы могут приблизиться друг к другу на строго определенное состояние. При таком сближении наблюдается перекрытие электронных облаков. Принцип Паули гласит, что вокруг одного и того же атома не может вращаться два электрона в одинаковом состоянии. Чем больше наблюдается перекрытие, тем более отталкиваются атомы.

Водородная связь

Это частный случай ковалентной связи. Ее образуют два атома водорода. Именно на примере этого химического элемента в двадцатых годах прошлого века был показан механизм образования ковалентной связи. Атом водорода очень прост в своем строении, что позволило ученым относительно точно решить уравнение Шредингера.

Ионная связь

Кристалл всем известной поваренной соли образуется при помощи ионной связи. Она возникает, когда атомы, образующие молекулу, обладают большой разницей в электроотрицательности. Менее электроотрицательный атом (в случае кристалла поваренной соли это натрий) отдает все свои валентные электроны хлору, превращаясь в положительно заряженный ион. Хлор, в свою очередь, становится отрицательно заряженным ионом. Эти ионы связаны в структуре электростатическим взаимодействием, которое характеризуется довольно большой силой. Вот почему ионная связь обладает наибольшей прочностью (10 эВ на атом, что в два раза больше, чем энергия ковалентной связи).

В ионных кристаллах очень редко наблюдаются дефекты различного рода. Электростатическое взаимодействие прочно удерживает положительные и отрицательные ионы в определенных местах, не давая появиться вакансии, междоузелью и другим дефектам кристаллической решетки.
Видео по теме
Полезный совет
Протоны – это положительно заряженные частицы, нейтроны же не несут какого-либо заряда.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше