Совет 1: Как отличить кислоту от щелочи

Распознавание веществ – это задание, которое встречается довольно часто во время контрольных и самостоятельных работ, при выполнении лабораторных и практических опытов (в том числе и во время олимпиад по химии), а также в период сдачи ЕГЭ. Кислота и щелочь относятся к классу неорганических веществ, которые можно распознать с помощью характерных химических реакций, иначе называемых качественными. Наиболее простыми способами является определение кислот и щелочей с помощью индикаторов.
Вам понадобится
  • - пробирки;
  • - кислота;
  • - щелочь;
  • - метиловый оранжевый;
  • - лакмус;
  • - фенолфталеин.
Инструкция
1
Кислота – это сложное вещество, состоящее из ионов водорода и кислотного остатка. То есть характерным свойством всех кислот является наличие иона водорода, который и обусловливает химические свойства. Кислотный остаток у каждой кислоты разный. Эти вещества имеют кислый вкус, что знакомо по лимонной или уксусной кислотам. Общий способ определения кислоты – это использование индикатора – красящего чувствительного вещества, который в зависимости от среды меняет собственную окраску.
2
Возьмите пробирку с определяемым веществом и прилейте индикатор (или поместите в нее тот же индикатор, только бумажный). Наблюдайте за изменением его окраски. Например, оранжевого цвета индикатор – метиловый оранжевый - в кислой среде приобретает красную окраску. Другой индикатор, лакмус, при добавлении в кислоту также приобретает красный цвет. Здесь превосходно подходит прием мнемоники, используемый для запоминания: «Индикатор лакмус красный - кислоту укажет ясно».
3
Для определения конкретной кислоты можно воспользоваться качественными реакциями на ионы кислотных остатков. Например, если к кислоте прилить хлорид бария и выпадет белый осадок, то можно предположить, что в данной пробирке находится серная кислота. При добавлении нитрата серебра к бромоводородной кислоте выпадет осадок бело-желтого цвета.
4
Щелочь – это сложное вещество, свойства которой обусловлены наличием в ее составе гидроксильных ионов. Их присутствие также можно определить с помощью индикаторов. Прилейте в пробирку со щелочью метилоранж (или опустите индикаторную бумагу). Оранжевый цвет перейдет в желтую окраску. Исследование можно продолжить другими индикаторами. Лакмус в щелочной среде становится синим: «Индикатор лакмус синий. Щёлочь здесь — не будь разиней!». Чтобы подтвердить свои предположения добавьте в пробирку с предполагаемой щелочью фенолфталеин – он приобретет характерную малиновую окраску. Традиционно щелочь и определяют именно последним индикатором.

Совет 2: Как определить кислоту

Чаще всего кислота – это прозрачная жидкость, не обладающая запахом. Как же определить, какая кислота стоит перед нами? Ответ на этот вопрос нам поможет найти аналитическая химия. В качестве примера рассмотрим, как же распознать наиболее часто встречающиеся кислоты: азотную, серную и соляную.
Вам понадобится
  • Для определения кислоты нам в первую очередь необходима таблица растворимости кислот, а также реактивы.
Инструкция
1
Итак, перед нами стоят три одинаковые пробирки с кислотами. Чтобы понять, в какой пробирке какая кислота находится, обратимся к таблице растворимости и подберем реакции, сопровождаемые выпадением осадка, изменением цвета раствора, либо выделением газа, характерные только для одной исследуемой кислоты.
2
Мы видим, что серная кислота выпадает в осадок при взаимодействии с ионами бария, а остальные две кислоты – нет. Отливаем по несколько миллилитров исследуемых кислот в чистые пробирки. Добавляем к ним несколько миллилитров основания бария Ba(OH)2. В одной из пробирок выпадает белый мутный осадок. Отлично, мы определили, где находится серная кислота!
3
Изучаем таблицу дальше. Как мы видим, хлорид серебра дает осадок, а нитрат - нет. Отливаем еще несколько миллилитров исследуемых кислот в чистые пробирки. В каждую пробирку добавляем немного AgNO3. В пробирке, где находилась соляная кислота, начинает образовываться осадок белого цвета, в дальнейшем застывая в виде полупрозрачного налета, называемого роговым серебром. В пробирке с азотной кислотой не происходит никаких изменений.
Видео по теме
Полезный совет
Таким образом, пользуясь таблицей растворимости кислот, можно придумать способ, как определить любую кислоту.
Источники:
  • хлорид серебра

Совет 3: Как распознать уксусную кислоту

Уксусная кислота - незаменимая вещь на кухне. Она используется как в повседневном приготовлении пищи, так и для маринадов и прочих вкусных вещей. Некоторые хозяйки используют ее для очищения приборов от накипи и в других хозяйственных целях. Распознать уксусную кислоту очень просто, да и перепутать ее никак не получится.
Инструкция
1
Запах - характерное отличие уксусной кислоты. Он очень резкий и шибает в нос. Не нюхайте бутылек с концентрированным уксусом близко, поднесите его в 10-15 см от носа. Если вы близко понюхаете, испарения, идущие от жидкости, могут сжечь дыхательные пути и проблем будет очень много. Старайтесь не капнуть и на кожу рук - будет ожег.
2
Уксусная кислота горит. Налейте немного жидкости в маленькую тарелочку и поднесите спичку, но будьте осторожны, вы можете обжечься. Горение примерно такое же, как и у обычного спирта. По мере испарения оно прекращается. Если возгорание не произошло, у вас, либо яблочный уксус, либо какая-то другая жидкость, либо кислота разбавленная.
3
Характерный кислый вкус говорит сам за себя. Но не пробуйте кислоту прямо из бутылочки, вы можете получить сильный ожег пищевода. Налейте чайную ложечку в стакан и разбавьте минимум на 20 частей чистой водой. Затем можете попробовать, вы должны ощутить кислый вкус и резковатый запах. В разведенном виде ее используют для приготовления различных соусов.
4
К сожалению, в домашних условиях не провести каких-либо экспериментов для более точного определения вещества. Поэтому другие эксперименты оставьте для профессиональных лаборантов. Ну и, конечно, не употребляйте вещество внутрь, если вы в чем-то сомневаетесь. Уксусная кислота очень дешево стоит, поэтому лучше купите новую, чем вы отравитесь непонятным составом.
Источники:
  • уксусная кислота распознать

Совет 4: Как отличить водород от метана

Большинство газов не имеют цвета и запаха, поэтому очень трудно их отличить друг от друга. Кроме того, они иногда находятся в смеси с воздухом. Поэтому отличать газы друг от друга следует, пользуясь химическими методами.
Инструкция
1
Учтите, что метан и водород имеют ряд одинаковых свойств, что затрудняет процесс отличения их друг от друга. Оба газа абсолютно бесцветны, не имеют запаха и горят пламенем одинакового цвета. По своим физико-химическим свойствам водород и метан амфотерны, малорастворимы в воде и спиртах, имеют меньшую плотность, чем воздух. Отличий же у них немного.
2
Обратите внимание на то, как сгорают водород и метан. В обоих случая, пламя имеет синеватый цвет. Смесь любого из этих газов с воздухом в небольшой пробирке при поджигании также одинаково резко сгорает. Но метан при сгорании выделяет сажу. Для того, чтобы это проверить, возьмите холодную металлическую пластинку и поднесите пламени, причем, так, чтобы она касалась его нижней части. Если вы увидите на одной из пластинок сажу, значит, сгорает метан, если нет - водород. Происходит это по той причине, что при температуре 500 градусов метан разлагается на две составные части:CH4=C+H2, где С - углерод, из которого и состоит сажа. Именно она используется для изготовления черной краски под названием «сажа газовая».
3
Попробуйте отличить метан от водорода на основании того факта, что для сжигания метана требуются двойные порции кислорода, а не половинные, как при горении водорода.
4
Для получения наиболее достоверных результатов осуществите сжигание газа в атмосфере не воздуха, а хлора. Если в такой атмосфере горит водород, уравнение реакции будет выглядеть следующим образом:H2+Cl2=2HClЕсли проводить реакцию замещения метана хлором при высокой температуре, то получится хлорметан - газ со сладковатым запахом:CH4=CH3Cl (при t=500 градусов)Однако, проверять запах газа, получающегося в результате реакции, нельзя, поскольку в обоих случаях он будет ядовитым. Поэтому его необходимо снова поджечь, на этот раз - в воздушной атмосфере. Если газ горит характерным зеленым пламенем, значит, это хлорметан, а если обычным - хлороводород.
Обратите внимание
При проведении опытов соблюдайте правила пожарной и химической безопасности.

Совет 5: Серная кислота и ее использование

Серная кислота - маслянистая бесцветная жидкость, не имеющая запаха. Относится к сильным кислотам и растворяется в воде в любых соотношениях. Имеет колоссальное применение в промышленности.
Серная кислота - довольно тяжелая жидкость, ее плотность составляет 1,84 г/см³. Она обладает способностью вытягивать воду из газов и кристаллических веществ. При растворении серной кислоты в воде выделяется огромное количество теплоты, в результате чего возможно разбрызгивание кислоты. При попадании на кожу человека даже в малых количествах вызывает сильные ожоги. Чтобы этого избежать, нужно добавлять кислоту в воду, а не наоборот.

Получение серной кислоты

Метод, с помощью которого серную кислоту получают в промышленных масштабах, называется контактным. Сначала в специальной печи происходит обжиг влажного пирита (двухвалентного сульфида железа). В результате такой реакции выделяется сернистый газ (двуокись серы), кислород и водяной пар, так как был использован влажный пирит. Выделившиеся газы поступают в сушильный отсек, где избавляются от паров воды, а также в специальную центрифугу, чтобы убрать все возможные примеси твердых частиц.

Далее из оксида серы (IV) при помощи реакции окисления получают серный газ. При этом используют пятивалентный оксид ванадия как катализатор. Реакция может идти в обе стороны, она обратима. Чтобы она протекала только в одном направлении, в реакторе создаются определенные температура и давление. Серный газ растворяют в заранее подготовленной серной кислоте для получения олеума, который затем отправляется на склад готовой продукции.

Химические свойства серной кислоты

Серная кислота обладает способностью принимать электроны, это сильный окислитель. Концентрированная и разбавленная серная кислота обладают разными химическими свойствами.

Разбавленная серная кислота способна растворять металлы, которые стоят левее водорода в ряду напряжений. Среди них: цинк, магний, литий и другие. Концентрированная серная кислота может разлагать некоторые галогенные кислоты (кроме соляной, так как восстановить ион хлора серная кислота не способна).

Применение серной кислоты

Благодаря своей уникальной способности вытягивать воду из веществ, серная кислота часто применяется для осушения газов. С ее помощью производят красители, минеральные удобрения (фосфорные и азотные), дымообразующие вещества, различные синтетические моющие средства. Нередко ее используют в качестве электролита для свинцовых аккумуляторов, так как серная кислота не может растворить свинец.
Источники:
  • Серная кислота
  • Серная кислота и способ ее получения
Видео по теме
Обратите внимание
При выполнении опытов соблюдайте правила техники безопасности
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше