Вам понадобится
  • Гражданский кодекс РФ, часть 1 раздел 3, часть 2.
Инструкция
1
Итак, оферта есть проект договора, и уже в его преамбуле должны быть четко отражены зафиксировать действия адресата, совершение которых, согласно ст.438.3 ГК есть акцепт. Также преамбула может установить срок совершения действий, равнозначных акцепту (ст.440 ГК).
2
Самый простой случай оферты – ценник в магазине. Формально ценник есть выражение публичного договора (ст.426), условия которого определяются обычаями делового оборота и/или нормами законодательства (ст.421 ГК). Применительно к магазину, акцептом является немедленная оплата товара по предложенной цене (или 50% предоплаты при получении товара и 50% через 24 часа или moneyback, если так принято), – тем самым сделка совершена; ее условия регулируются Законом о торговле, о защите прав потребителей и иными актами.
Таким образом, ценник определяет необходимое для принятия оферты действие (акцепт означает, что условия договора известны продавцу и покупателю, и приняты ими в полном объеме, установленном законом). Другой пример: Петров, желая купить у Сидорова дачу, направляет ему проект договора купли-продажи – формально предварительный договор (ст.429 ГК), – в котором (помимо необходимых для этого вида сделок условий) указывает условие: проект действителен в течении 15 дней, в течении которых Сидоров волен либо принять его условия (направив Петрову, скажем, телеграмму), либо представить свои поправки к договору. Соответственно, договор с внесенными поправками является контрофертой (т.е. оферта Петрова Сидоровым отклонена, но Сидоров в свою очередь делает оферту Петрову по данному предмету), которую Петров в течении 15 дней или принимает, или отклоняет; по истечении этого срока проект договора объявляется недействительным. Также в проект может быть внесено условие о возможности и сроках отзыва оферты (ст.436).
3
Здесь нужно сделать примечание. Случай с ценником – это случай публичного договора, который организация, представляющая оферту (предложение продать, в данном примере это частный случай публичной оферты) обязана заключить с каждым обратившимся. Оборотной стороной публичного договора является реклама – предложение неопределенному кругу лиц делать оферты (т.е предложения купить). Такие оферты, в которых одна из сторон договора не является конкретным лицом, принято называть «свободными». И наоборот, второй случай (с покупкой дачи) – это случай «твердой» оферты. Для «твердой» оферты, как правило, применяются правила составления предварительных договоров; для «свободной» – правила составления публичных договоров, – соответственно природе, форме, необходимым и особенным условиям для каждого вида сделок, определяемых ГК РФ и отдельными законами.