Совет 1: Как научить ребенка выговаривать букву Л

Вялое звукопроизношение или легкую картавость можно без проблем исправить с помощью современной артикуляционной гимнастики. Она помогает развить и улучшить тонус мышц языка, губ, а также улучшить речевой слух. Артикуляционная гимнастика поможет детям и взрослым говорить легко, четко и правильно. Проводить ее можно в форме забавных игр, сказок, так что дети незаметно могут освоить правильные звуки.
Инструкция
1
Познакомьте ребенка с основными органами, участвующими в создании звуков. Это можно сделать с помощью артикуляционной гимнастики-сказки, которая заинтересует ребенка и незаметно проведет разминку губ, щек, языка.
2
Работайте над речевым дыханием. Поскольку речь происходит на выдохе, неправильное распределение воздуха во время выдоха может очень искажать звукопроизношение. Самые известные игры, помогающие в развитии дыхания - это игры с мыльными пузырями, задувание воображаемых или настоящих свечей, пускание корабликов по воде. Так в веселой и непринужденной обстановке ребенок учится контролировать выпускаемую струю воздуха. Следите, чтобы он не надувал при этом щеки, а набирал воздух в легкие.
3
Выполняйте комплекс упражнений на выработку правильного произношения звука «л перед зеркалом. Сначала медленно, если какие-то движения не получаются, помогайте ребенку ложечкой (черенком). Садитесь перед ним так, чтобы он хорошо видел и ваши движения губ, языка. Исполняйте упражнения вместе с ним. Цель всех коррекционных упражнений для звука «л – разработать подвижность всего языка и его частей, отрегулировать правильный воздушный поток.
• «Лошадка - всем известный звук цокания копыт. Попросите ребенка улыбнуться, показав зубки и приоткрыв ротик. В таком положении пусть он щелкает кончиком языка, будто лошадка. Делайте вместе с ним, сначала медленно, затем быстрее. И следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
• «Лошадка едет тихо - это обязательный вариант предыдущего упражнения. Предложите ребенку проделывать язычком то же, но только без звука, будто лошадка на разведке. Правила остаются те же – не высовывать язычок и не двигать нижней челюстью.
• «Дует ветерок . Улыбнитесь, приоткрыв рот, прикусите кончик языка передними зубами и подуйте. У вас должно получиться две воздушные струи из уголков рта. Научите этому ребенка и проконтролируйте движение воздуха с помощью пушистого кусочка ватки.
• «Вкусное варенье . Вместе с ребенком слегка приоткройте рот и широким передним краем языка оближите верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Не двигайте при этом нижней челюстью. Если у ребенка не получается, потренируйтесь сначала держать расслабленный широкий язык на нижней губе (язычок нужно высунуть и положить на нижнюю губу, не подворачивая ее на зубы). Потом предложите поднять язычок и дотронуться до верхней губы.
• «Пароход гудит . Предложите ребенку приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы (как гудит пароход). Следите, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.
4
Развивайте одновременно мелкую моторику ребенка, ведь она стимулирует речевое развитие. Играйте в пальчиковые игры, рисуйте, лепите с ребенком.

Совет 2: Как научить ребенка буквам

Чтобы научить ребенка буквам, прежде всего, нужно заинтересовать ребенка, так как в этом возрасте он делает только то, что ему интересно. Обучение нужно превратить в игру. Не малую роль играет и выбор букваря, он должен содержать множество слогов с разными буквами и слов из сочетания этих слогов, короткие предложения и рассказы. Ну и конечно букварь должен быть красочным и с множеством иллюстраций. Обучение ребенка буквам можно начинать с трех лет.

Итак, для того чтобы научить ребенка буквам, есть несколько методов:
1.    Нужно нарисовать на цветной бумаге буквы или цифры (по одной), затем при помощи скотча приклейте букву или цифру к какой-либо плоской поверхности, чтобы ребенок видел. Расскажите ему, что это буква «А», и не забудьте перед сном попросить его показать изученные буквы. Таким образом, каждый вечер прибавляя по букве или цифре, вы быстро обучите ребенка алфавиту.
2.    Если вы с ребенком, например, стоите где-либо в очереди, найдите плакат с изображением букв или цифр и показывая малышу буквы попросите его назвать их. Это поможет вам закрепить ранее полученные знания и с пользой для ребенка провести время.
3.    Можно воспользоваться магнитной или музыкальной азбукой и одновременно изучать цвета и буквы. Детям это очень нравится.
4.    Попросите ребенка в доме найти букву «А», не важно, где в книге, газете или  на картинке и не забудьте за правильно выполненное задание его поблагодарить, например, можно дать ему какой-нибудь презент. Это поможет стимулировать желание ребенка выполнять ваше задание.
5.    Для обучения ребенка буквам используйте мел, чтобы рисовать на асфальте буквы или цифры.
6.    При обучении использование имен или игрушек, облегчит запоминание ребенком букв. Сначала назовите букву, затем название игрушки или имя, начинающееся, на эту букву и попросите ребенка повторить за вами.
7.    Можно алфавит записать на диктофон, включать его ребенку, но таким образом, чтобы он повторял буквы.

Скорость обучения вашего ребенка алфавиту или цифрам зависит от вашего творческого подхода к этому делу. Ни когда не заставляйте ребенка учить буквы, читать, считать или писать, иначе у него полностью пропадет желание этим заниматься, сделайте так, чтобы он сам был заинтересован в этом. Не перегружайте ребенка, достаточно в день изучать по одной букве.

Источники:
  • как научить ребенка 5 лет буквам

Совет 3: Как научить ребёнка играть

Малыш растет, постепенно знакомясь с окружающим миром, в котором все необычно, интересно. Мы, взрослые, уже привыкли к обыденности жизни и часто то, что для малыша является трудным, вызывает у нас недоумение. Когда ребенок впервые видит игрушку, он и понятия не имеет, что с ней делать. Взрослому необходимо быть рядом, показать, для чего этот предмет нужен, а при затруднении направлять действия малыша.

Вам понадобится
  • - погремушки
  • - музыкальные игрушки
  • - куклы
  • - машины
  • - конструктор
  • - посуда
  • - игровой набор доктора, парикмахера, продавца
Инструкция
1
Первые игры малыша.
Когда малыш только родился, игрушки его еще не интересуют. Вы можете сколько угодно ему их показывать, но не увидеть ответной реакции. Просто для новорожденного в это время большое значение играют звуки, прикосновения.
Примерно в 1,5-2 месяца малыш начнет видеть свои первые погремушки, яркие, звонкие, красивые. А еще через месяц (каждый в свое время) начнет держать их. Каждый месяц в отношении ребенка к игрушкам будут наблюдаться новые проявления.
Взрослым важно не оставлять ребенка наедине с игрушками, так как пока что он может лишь подержать их в руках, а игры как таковой не будет. Раскройте перед малышом все возможности игрушки, проделайте это несколько раз сами и вместе. Покажите ему, как катится машина, мячик, например. Вскоре вы сами увидите, что ребенок научился пользоваться этой игрушкой и самостоятельно выполняет действия.
Первые игрушки малыша - простые и безопасные.
2
Играем с детьми 1,5 – 2-летнего возраста.
Уже с 1,5-2 лет можно разыгрывать с детьми различные бытовые ситуации, например, приготовление обеда, встреча гостей, укладывание кукол спать и т.д.
Играть можно не только отдельно машиной, мягкими игрушками, куклами, но и сразу несколькими предметами. Очень полезно будет разыгрывать с игрушками простые сюжеты (например, как зайчик пришел в гости к ежику, поздоровались, ежик угостил зайчика чаем, прощаются друг с другом), а потом предлагать сложнее. Обычно маленькие дети с удовольствием наблюдают за такими представлениями, а потом начинают с большим удовольствием их показывать.
Во время игры с малышом, дайте побывать ему в роли мамы или папы, дайте возможность выразить свою любовь к кому-то и заботиться о нем. Это важно, т.к. ребенок получает вашу любовь, а его эмоции остаются не задействованы.
Помогайте малышу познавать окружающий мир.
3
Играем с ребенком 3-4 лет.
В возрасте три-четыре года дети становятся более сознательными. Они уже способны передавать в форме игры то, что они увидели или услышали (например, после посещения кафе, парикмахерской, кабинета врача).
С трех лет можно ставить мини-спектакли с малышом на сюжеты прочитанных книжек и знакомых мультиков, выбирая сначала те, которые он любит.

Воспроизводить можно по частям, начиная с тех событий, которые он лучше запомнил, а значит, больше понравились.
Уже в 3-4 года стоит приучать играть вместе со сверстниками. Но это не освобождает взрослого от присутствия во время игры. Возможно, необходимо будет раскрыть действия или помочь уладить неизбежные ссоры, конфликты (которые очень часто возникают из-за неумения детей совместно общаться).

Если ребенок большое количество времени проводит с другими малышами, но взрослые чаще хотят остаться в стороне и не вмешиваются в их игры, то он научиться находить общий язык с другими детьми, но играть с ними будет достаточно примитивно: толкаться, бегать, задираться.

Важно не допустить, чтобы ребенок привык командовать или, наоборот, подчиняться и, взрослея, или постоянно спорят с другими детьми («командиры»), или не могут отстаивать свою позицию («подчиненные»).
Если вы отдаете ребенка в детский сад, то воспользуйтесь советами других мам по поводу выбора учреждения. Найдите такой садик, в котором не только много игрушек, но и где воспитатели проводят занятия с детьми и организуют их совместные игры.
Играйте вместе, чтобы ребенок видел вашу заинтересованность в его делах.
4
Игры с 5-6- летним ребенком.
В 5-6 лет ребенок обычно хорошо разыгрывает сюжеты из любимых книжек или мультфильмов и различные бытовые ситуации. Иногда вы можете играть с ним, давая новые сюжеты или проигрывать различные жизненные ситуации правила поведения, например).

Ребенку в этом возрасте, если он не посещает детский сад,просто нужен товарищ по играм – иначе наладить в контакт со сверстниками и строить общение с ними он не научится. Взрослый в данной ситуации не может заменить партнера-ребенка, т.к. взрослые не могут играть достаточно долго и общаются с ребенком не так, как общался бы сверстник.
Общение со сверстниками детям необходимо.
5
Игры детей 6-7 лет.
С 6-7 лет допускается лишь эпизодическое вмешательство взрослого, при условии, что дети нашли общий язык, научились вместе играть. Если же в этом возрасте лишь начинается совместная игра, взрослому необходимо помогать договариваться и, если они робеют, подбадривать.
В этом возрасте для совместных игр дети чаще всего выбирают «Дочки-матери», «Воспитатель и дети», «Супермены», «Принцессы» и др.

Обратите внимание на то, чем интересуется ребенок, каким героям подражает.
Чем разнообразнее содержание сюжетно-ролевых игр, в которые играют дети, тем развитее будет их внутренний мир, душа. И напротив, его внутреннему миру грозит остаться неразвитым и примитивным, если игры однообразны.
Если взрослые покупают ребенку только роботов, кукол, мягкие игрушки, монстров, то это может привести к не развитию игрового опыта ребенка, сужению кругозора. Поэтому всегда следите, чтобы игрушки были разнообразными ( монстров и чудовищ лучше избегать).

Мягкие игрушки и куклы очень нужны не только девочкам, но и мальчикам, так как они помогают понятию взаимоотношений между людьми. Мягкие игрушки успокаивают ребенка, дают ощущение тепла, уюта.

Так же и машины, самолеты и другая техника необходимы не только мальчикам, но и девочкам, так как, если девочка играет только в куклы, это может привести к сужению ее интересов, ограничениям развития.
Игры с другими детьми положительно влияют на социальную адаптацию ребенка.
Обратите внимание
Увлечение лишь играми в войну, военными игрушками, «стрелялки» и в вооруженное столкновение может привести к становлению жизненных моделей вражды.

Чрезмерное пристрастие к техническим игрушкам и отказ от кукол, мягких игрушек часто приводит к тому, что ребенок не знает, как устанавливать контакт с людьми в реальной жизни.

Если вы не уверены в качестве игрушки, не стесняйтесь попросить у продавца на нее сертификат.
Полезный совет
Предлагайте детям при совместной игре компромиссы, введите правило уступать по очереди.

Не навязывайте свою помощь и не выполняйте за ребенка какие-либо действия. Он сам спросит, если возникнут затруднения, либо вы это увидите. Иногда ребенок может предложить такое решение проблемы, о которой взрослый не мог и подумать.
Источники:
  • Как научить ребенка играть.
  • как научить детей играть вместе

Совет 4: Как научить ребенка выговаривать буквы

Период, в который дети учатся говорить, очень важен как для них самих, так и для родителей, от которых во многом зависит, насколько правильно ребенок будет выговаривать буквы и звуки. Нередко с некоторыми буквами у детей возникают проблемы – например, многие малыши не выговаривают букву Р, а также испытывают трудности с свистящими и шипящими буквами. Вы можете помочь ребенку в понимании правильного произношения трудных букв.
Инструкция
1
К пяти-шести годам языковые навыки ребенка, как правило, уже формируются окончательно, и поэтому до этого возраста вам нужно уделить особенное внимание произношению ребенка.
2
Занимайтесь с малышом – давайте ему задания на правильность произношения тех или иных букв, а также на развитие мышц артикуляции и языка. Проводите занятия в игровой форме, так, чтобы ребенку было интересно.
3
Для выполнения артикуляционной гимнастики посадите ребенка поудобнее перед зеркалом и сядьте рядом, так, чтобы тоже отражаться в нем.
4
Сделайте с ребенком первое упражнение, предварительно показав его на собственном примере, и попросите повторить. Откройте рот широко и поставьте кончик языка на край передних зубов.
5
Ребенок должен повторить движение и удерживать кончик языка на зубах в течение 10-15 секунд. После этого он может отдохнуть, а затем выполнить упражнение еще 2-3 раза. С помощью этого упражнения ребенок растягивает подъязычную связку, что помогает в произношении трудных звуков.
6
Исправить произношение буквы Р поможет упражнение, во время которого ребенок должен широко открыть рот и с силой стукать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами. Одновременно с ударами языком попросите ребенка произносить звук Д.
7
Ребенок должен повторять движение со звуком «д-д-д» 20 секунд, а затем он может отдохнуть. Это упражнение готовит ребенка к произношению буквы Р – поэтому предложите после него ребенку порычать и изобразить льва или собаку, сказав «рррр».
8
Через некоторое время вы заметите улучшения в произношении ребенка.
Обратите внимание
Научиться произносить определенные буквы детям бывает очень трудно. К таким буквам чаще всего относятся Р, Л и Ш. Буква Р по праву считается самой сложной, и в некоторых случаях дети могут учиться выговаривать ее вплоть до 5 лет. Если вы не видите никаких улучшений в речи вашего малыша, пора подумать, как научить ребенка букве Р.
Полезный совет
Если вы старательно занимались с ребенком, но попытки научить его выговаривать букву Р так и не достигли нужного эффекта, то обязательно обратитесь за консультацией к логопеду. Во-первых, специалист сможет точно выявить причину, из-за которой у ребенка не получается этот звук произнести. Маленькие дети произносят букву Р разными методами.
Как правильно выбрать букварь для ребенка
Связанная статья
Источники:
  • учимся выговаривать буквы

Совет 5: Как исправить ребенку речь

К сожалению, довольно много людей сталкивается с такой проблемой как нарушение речи у детей. Что можно предпринять, если ваш ребенок не выговаривает некоторые звуки, не правильно произносит слова? Конечно, довольно часто без помощи логопеда трудно обойтись, однако кое-что вы можете сделать сами.
Вам понадобится
  • Желание, время и собственный голос.
Инструкция
1
Первое, что стоит попробовать сделать - это начать играть с ребенком в некоторые игры, ориентированные на развитие речи. Поиграйте с ребенком в игру «Интервью», где ему придется громко отвечать в микрофон на различные вопросы. Это может помочь ребенку услышать себя, а следовательно начать уделять больше внимания своей собственной речи.
Как исправить <strong>ребенку</strong> <b>речь</b>
2
Поиграйте с ребенком в описания предметов. Пусть он всеми возможными способами описывает что-то, что вы не видите. Чем больше и разнообразнее ребенок будет говорить, тем быстрее он сможет научиться произносить слова правильно.
3
Делайте с ребенком специальную гимнастику, направленную на укрепление его голосовых связок и мышц в горле.
4
Обратитесь к логопеду, если проблему с речью не удается устранить самостоятельно. Осмотрев и послушав вашего ребенка, врач может дать рекомендации по лечению его в домашних условиях, так и предложить походить на индивидуальные занятия или на занятие в группу.
Видео по теме
Обратите внимание
Важно не только заниматься с ребенком, но и также следить за своей собственной речью. Не сюсюкайте, не подражайте ребенку, так же говоря не правильно. Старайтесь говорить четко и плавно и эмоционально выразительно. Говорите простыми, понятными ребенку словами, избегайте сложных фраз и конструкций. Будьте терпимы к ребенку: не наказывайте его за ошибки в речи, объясняйте все незнакомые слова, не торопите его, когда он что-то рассказывает вам или отвечает на вопрос.
Полезный совет
Если возникают какие-то проблемы с речью у ребенка, то ни в коем случае не следует пускать все на самотек.

Совет 6: Как научить ребенка формам

В один прекрасный день вы решили, что ваш малыш уже достаточно взрослый для того, чтобы научиться различать геометрические формы. Для обучения этому ребенка 1-2 лет существуют специальные игровые методики.
Инструкция
1
Начните обучение с небольшого количества объемных фигур таких, как шар и куб. Потому как они для ребенка являются наиболее знакомыми в виде привычных игрушек: кубиков и мячей.
2
Все должно происходить в форме игры. Например, когда вы играете с малышом в мяч, то помимо его названия, каждый раз говорите: «Мяч круглый», а про игрушку кубической формы - «квадратный». Можно добавлять, что мяч катится, а кубик нет. Демонстрируйте это наглядно и предлагайте ребенку самому попробовать. Так ему будет легче усвоить особенности каждой фигуры.
3
Просите ребенка принести вам круг или квадрат. После того, как он поймет, что это кубик и мяч, начинайте показывать ему другие предметы такой же формы: апельсин, тарелка, компакт-диск, носовой платок и др.
4
Слепите вместе из цветного пластилина фигурки различной форм, называя их. Позже предложите малышу самому слепить названную вами деталь.
5
Чтобы научить ребенка формам при помощи игрушек, хорошо подходят пирамидки, которые нужно складывать из деталей самых различных форм. Хорошо, если они будут разных цветов. Также неплохо использовать специальный сортер или ведерко с ячейками определенной конфигурации, в которые нужно просить ребенка помещать соответствующие фигуры.
6
Предложите ребенку разложить их по нескольким коробочкам предметы, заранее вырезанные из картона – треугольники, круги и т.д.: квадраты – в одну, прямоугольники – в другую и т.д. На этих емкостях должны быть нарисованы или наклеены соответствующие геометрические фигуры.
7
Все дети любят рисовать. Поставьте на бумаге несколько жирных точек, повторяющих форму определенной фигуры, и предложите ему их соединить. Всегда называйте полученную деталь.
8
Все делайте вместе. Будьте терпеливы и доброжелательны. Обязательно хвалите ребенка, после каждого случая правильного нахождения или называния фигуры. Учите играючи, и вам удастся без особого труда научить ребенка формам.

Совет 7: Как научить ребёнка выговаривать "л"

Ни один ребенок не умеет разговаривать с рождения, и не начинает говорить четко и без ошибок, как только учится складывать первые слова и предложения. Поэтому преждевременно паниковать по поводу дефектов в произношении, конечно, не стоит. Хотя, без сомнения, то, как ребенок будет говорить, в первую очередь зависит от родителей.
Инструкция
1
Как считают медики, ребенок воспринимает и запоминает звуки окружающего мира еще до рождения, а, родившись, уже может распознавать звуки родного языка. Вот только до поры до времени не умеет выразить словами то, что хочет. Речевой аппарат формируется позже, и где-то к 5-6 годам речь ребенка уже почти не отличается от речи взрослого. Разумеется, речевое развитие у каждого ребенка происходит по-разному – быстрее или медленнее. Но в любом случае общайтесь со своим малышом с пеленок. Пусть слушает вас – он обязательно будет повторять различные звуки за вами, в том числе и букву «л».
2
Сначала научите ребенка управлять губами и языком, выполняя с ним различные движения для правильной артикуляции – пусть двигает языком в разные стороны, облизывает губы, касается языком каждого зуба, вытягивает по-разному губы, подует на шарик и т.д. Эти упражнения называют «чистим зубы», «вкусное варенье», «маляр». Превращайте ваши занятия в игру, чтобы ему было интересно.
3
После такой разминки пусть поцокает язычком, как «лошадка», прижимает язык к небу и в таком положении открывает и закрывает рот.
4
Попросите ребенка зажать язычок между губами и произнести звук «ы»: как правило, получается «л», как вы и хотели.
5
Читайте и учите с малышом стишки, где часто звучит буква «л».
6
Чтобы ребенок различал твердый и мягкий «л», найдите такие картинки, на которых изображаются соответствующие слова, например, флаги-фляги, лодка-селедка и т.д.
7
Садитесь с ребенком перед зеркалом и произносите различные звуки, и среди них букву «л», он будет видеть себя и вас, что позволит ему легче исправлять свои ошибки в произношении.
8
Если вас все-таки беспокоит то, как говорит малыш, стоит поискать книгу для логопеда или сборник упражнений для отработки произношения.
9
Если и в пять лет ребенок не выговаривает букву «л», тогда обратитесь к логопеду в детской консультации или, может быть, в детском садике, где часто занимаются логопедические группы. Ведь есть определенные методики тренировки языка, и логопед позанимается с ребенком и даст упражнения на дом. Будьте спокойны и терпеливы, и вскоре забудете о том, что проблема произношения вообще существовала.

Совет 8: Как научить ребенка говорить, если он говорит на своем языке

Трудности в овладении речью встречаются у многих детей. Когда малыш произносит первые слова, лопоча на собственном изобретенном языке, родители начинают тревожиться о развитии его речи. Как же научить малыша говорить понятно для всех?
Инструкция
1
Не волнуйтесь: большинство детей прежде, чем начинает хорошо говорить, болтают на своем языке. Вспомните, вовремя или с задержкой проходили все этапы становления речи у вашего малыша (гуление, лепет, появление первых слов и фразы). Может быть, ему трудно пережевывать твердую пищу, его речь невнятна, кроха «комкает» слова и фразы, или у него « во рту каша»? Эти симптомы должны вас насторожить.
2
Чтобы определить, связано ли нарушение развития речи малыша с какими-либо нарушениями психического и физического здоровья, обязательно сходите на прием к логопеду, детскому психологу и невропатологу. Специалисты помогут определить проблему и, если потребуется, назначат определенный комплекс мер, которые помогут крохе догнать своих сверстников. Не ждите, что ситуация исправится сама собой. Помните, что результат будет успешнее, если начать коррекцию раньше. Вовремя не устраненные дефекты произношения приведут к сложностям при обучении в школе, психологическим проблемам у ребенка.
3
Независимо от выводов, сделанных врачами, постарайтесь соблюдать следующие важные правила. Общаясь с ребенком, следите за своей собственной речью: пусть она будет правильной, четкой и красивой. Употребляйте простые фразы – если ваша речь будет очень сложной, кроха просто-напросто почувствует, что ему за вами не успеть. Не «застревайте» надолго на облегченной, лепетной речи при общении с малышом.
4
Проговаривая слова, четко артикулируйте, чтобы малыш видел, как произнести то или иное слово, звук, чтобы он смог подражать вам. Сядьте с ребенком на один уровень и говорите, глядя ему в глаза. Когда кроха пробует что-нибудь сказать, поддержите его: «Да, это машина. Машина».
5
Немного схитрите: к примеру, не спешите понять малыша с «полуслова». Сделайте вид, что не понимаете, чего он хочет, пока ребенок не попросит это более внятно.
6
Больше читайте малышу, пойте песенки. Развивайте у него понимание речи (пассивный словарь). Разговаривая с крохой, называйте все предметы дома и на улице. Если ребенок узнает большое количество окружающих его предметов и показывает на них пальчиком, то рано или поздно он хорошо заговорит сам.

Совет 9: Как произносить букву л

Звук «л», как и другие звуки, может совсем отсутствовать в речи ребенка (например, вместо слов «пила», «лук» он произносит «пиа», «ук»). Данный звук может заменяться другими звуками («пиуа», «йук»). Очень часто дети заменяют звук «л» мягким вариантом – «ль», и получается «пиля», «люк». Это легко объяснить тем, что положение органов речи при произношении звука «л» несколько сложнее, нежели при произношении звука «ль».
Инструкция
1
Примите к сведению, что в случае правильного произнесения звука «л» органы артикуляции принимают следующее положение: зубы разомкнуты; губы слегка раскрыты; язык – длинный и тонкий, его кончик упирается в основание передних верхних зубов; струя воздуха проходит сбоку по краям языка и затем выходит из уголков губ.
2
Выполняйте с ребенком следующие упражнения, способствующие выработке правильного произношения буквы «л».
Приступайте к выполнению упражнения № 1. Его цель научиться расслаблять мышцы языка. Улыбнитесь вместе с ребенком, приоткройте рот, положите передний широкий край язычка на нижнюю губу. Удерживайте его в таком положении, считая от одного до десяти. Можно посоревноваться с ребенком, кто дольше удержит свой язык в подобном положении.
3
Выполните упражнение «Лошадка». Оно укрепляет мышцы языка и вырабатывает навык подъема языка вверх. Улыбнитесь, покажите зубы, приоткройте рот и пощелкайте кончиком языка (например, как лошадка цокает копытами).
4
Сделайте вместе с ребенком упражнение «Качели». Его цель научить быстро менять положение языка. Это необходимо при соединении звука «л» с гласными буквами а, ы, о, у. Улыбнитесь, приоткройте рот, положите язык за нижние зубы с внутренней стороны, затем поднимите его наверх, упершись кончиком в верхние зубы. Поочередно меняйте положение языка 6-8 раз, постепенно убыстряя темп.
5
Переходите к упражнению «Дует ветерок». Цель: вырабатывать воздушную струю, правильно выходящую по краям языка. Улыбнитесь вместе с ребенком, приоткройте рот, прикусите кончик языка передними зубками и подуйте. Проконтролируйте наличие и направление струи воздуха, поднеся ко рту малыша кусочек ватки. Если систематически выполнять данное упражнение громко (с включением голоса) и с поднятым кверху кончиком языка, в итоге получится красивый звук «л».
6
Потренируйтесь вместе с ребенком произносить слоги и слова со звуком «л» - спойте на мотив какой-нибудь песенки: ло-ло-ло, ла-ла-ла, лу-лу-лу. Поупражняйтесь в произношении таких слов, как пила, молоток, лампочка, лошадка и др.

Совет 10: Как научить ребенка говорить букву «р» и «л»

В случае, если ребенок не выговаривает несколько букв, в частности, «л» или «р», а возможности посещать уроки логопеда нет, могут исправить ситуацию сами родители. В этом им помогут эффективные методы, с помощью которых малыш в скором времени начнет хорошо выговаривать сложные для него буквы.
Инструкция
1
Вот такие проводите упражнения с ребенком, если он не выговаривает букву «р», заменяя ее в словах на «л», «й», «ль». Посадите ребенка перед собой. Попросите посмотреть на ваш рот, когда вы произносите четко букву «р». Ребенок увидит главные действия ваших губ и языка и будет стараться повторить движения за вами.
2
Напрягите губы, раздвиньте их в стороны, покажите внутри рта ребенку движения языка при произношении «р». Попросите ребенка делать все движения теперь вместе. Следующие упражнения должны ассоциироваться у ребенка со звуками, которые произносят животные. Предложите ему вместе произносить звуки животных. Изобразите, к примеру, рычание тигра. Или покажите ртом, как работает трактор, как заводится автомобиль со звуком «р». Пусть ребенок попробует повторить за вами.
3
Делайте разогревающие упражнения для языка, если поначалу получается у ребенка не очень хорошо повторять за вами. Просите язычком поболтать в разные стороны в районе губ, затем в районе зубов, затем предложите ребенку языком пощекотать себе небо. Пусть он приложит язык к небу и подует в него воздухом. Сначала просто выпуская воздух, затем со звуком. Эти упражнения тренируют язык малыша.
4
Буква «л» дается многим детям проще, чем «р», но бывает, что они заменяют ее другими звуками, например, «ль», «в» или «й». Попросите ребенка раздвинуть губки в улыбке (сами показывайте движения рта, произнося «л»), а язык прижать к небу. Пусть он погудит в таком положении губ и языка. Теперь попросите языком дотронуться до зубок и снова сказать звук, который получится у него в таком положении. Это упражнения для разогрева перед тем, как начать делать другие.
5
Чтобы звук «л» дался ребенку проще, нужно выполнять упражнения на выдувание воздуха и повышение подвижности языка. Так как именно при нарушении циркуляции воздуха во рту малыша и недостаточной подвижности язычка нарушается произношение звука «л». Сделайте вместе упражнение «Лошадка». Для этого нужно поцокать языком.
6
Также требуется выдувание воздуха изо рта различными способами: складывая губы трубочкой, раздвигая губы в улыбке и так далее. Назовите упражнения с выдуванием ребенку названиями, которые будут ему понятны и интересны, например, «Меха», «Горн», «Ветерок».
Полезный совет
Прежде чем начать занятия с ребенком по произношению тех или иных букв, посетите профессионального логопеда, получите у него комплекс упражнений для развития детской речи и устранения тех или иных дефектов в ней. Выполняйте занятия регулярно. Уделяйте им каждый день по 15-20 минут для достижения хорошего эффекта.

Совет 11: Как научить ребенка есть взрослую еду

Переход к обычной еде далеко не для каждого ребенка является естественным. Малыш привыкает есть протертые супы и пюре из баночек и в итоге отказывается жевать даже небольшие кусочки пищи. Чтобы научить кроху есть взрослую еду, необходимо учитывать ряд факторов.

Физиологические проблемы

У каждого ребенка могут быть свои сроки перехода ко взрослой пище, однако к 1,5-2 годам малыш уже должен нормально жевать и глотать обычную еду. Если этого не происходит, несмотря на всевозможные усилия со стороны родителей, стоит поговорить с врачом и выяснить, нет ли у крохи проблем физиологического характера.
Невозможность жевать твердую пищу после 2 лет негативно скажется на состоянии зубов и пищеварительного тракта. В таком возрасте данная проблема - уже повод для тревоги и обращения к доктору.

Если ребенку тяжело жевать, он постоянно выплевывает еду или даже его тошнит, когда в рот попадают твердые кусочки, проблемы могут быть разного характера. Иногда причиной может быть короткая подъязыковая уздечка. Эта патология встречается нередко и легко исправляется оперативным путем. Кроме того, у ребенка может быть повышенное внутричерепное давление и, как следствие, - усиленный рвотный рефлекс. Разумеется, эта болезнь требует специального лечения.

Действуйте постепенно

Начинать приучать малыша с твердой пище можно, когда у него вырастают первые зубы. Давайте ребенку то, что он может погрызть или просто подержать во рту (сушки, очищенные дольки яблок, сало). Наблюдайте за крохой: как только он начнет совершать характерные жевательные движения передними зубами, можете приступать к основному этапу перехода ко взрослой еде. Если до этого вы кормили ребенка магазинными пюре и кашами, либо перемалывали всю пищу до гомогенного пастообразного состояния в блендере, начинайте готовить иначе. Попробуйте не пользоваться блендером, а перетирать или перекручивать еду. Особенно это касается мяса, рыбы, творога, растворимого печенья, желтков. Сначала кусочки должны быть совсем мелкими и легко глотаться, но при этом малыш будет ощущать их языком. Если происходят рвотные позывы, вернитесь к прежней еде, а через неделю предложите новый вариант еще раз.

Ставьте детский стульчик к общему столу и давайте крохе еду, которую едите сами (в зависимости от возраста). За компанию ребенок быстрее начнет приучаться к вашей пище.

Дайте ребенку свободу

Если у вашего малыша нет проблем со здоровьем, а перейти к твердой пище никак не получается, дайте ему больше свободы. Усадите его в стульчик для кормления, застелите пол вокруг легко моющимся материалом. Поставьте перед малышом тарелку с едой и дайте ему ложку. Не стоит переживать, что ребенок поперхнется, либо будет глотать целые кусочки, не разжевывая их. Он должен есть под вашим наблюдением. Все отдельные кусочки пищи должны быть достаточно разваренными и небольшими (картофель, мелкие макароны, фарш), чтобы ими было невозможно серьезно подавиться. Попробуйте нарезать ингредиенты необычно, чтобы малышу было интересно вылавливать их. Кроха должен почувствовать свою самостоятельность и способность есть, как взрослый. Еще лучше, если рядом будет кушать малыш такого же возраста: эффект соревновательности пойдет лишь на пользу.

Совет 12: Как улучшить речь ребенка

Одним из ключевых моментов развития ребенка является полноценное владение речью. Для каждого возраста существуют свои нормативы. Если малыш плохо разговаривает, не стоит отчаиваться, существуют специальные упражнения, выполняя которые можно «разговорить молчуна».
Вам понадобится
  • Пазлы, мозаика, пластилин, детские книги
Инструкция
1
Общайтесь с ребенком, подробно отвечайте на его вопросы, не отделывайтесь междометиями и односложными предложениями. Обсуждайте с ним увиденное, попросите его поделиться своими впечатлениями. Активное семейное общение поможет малышу быстрее освоить речевые навыки, особенно если в семье есть старшие дети. Дружба со сверстниками также помогает расширению словарного запаса.
2
Задавайте ребенку вопросы, уточняйте, что именно он хотел сказать. Не выполняйте желания малыша, угадывая их по жестам, иначе у него не будет мотивации облекать свои мысли в слова. Не подражайте детскому лепету. Ребенок должен слышать грамотную речь и учиться правильному произношению.
3
Маленьким молчунам для улучшения речи очень полезны игры, развивающие мелкую моторику. Конструкторы, пазлы, мозаика, лепка из пластилина – эти увлекательные занятия положительно влияют на развитие речи ребенка. Делайте малышу пальчиковую гимнастику: массируйте каждый палец, сопровождая упражнение веселыми стихотворениями (сорока-воровка).
4
Читайте ребенку книги вслух как можно чаще. Детское чтение должно быть разнообразным: стихи, сказки, рассказы, детские энциклопедии. Это позволит расширить словарный запас ребенка и сделает речь более выразительной. Обсуждайте прочитанное, попросите пересказать сюжет своими словами. Такое чтение станет сознательным и принесет наибольшую пользу!
5
Учите наизусть стихи, песни и скороговорки. Подобные занятия тренируют память, улучшают дикцию, а также помогают ребенку научиться четко и красиво говорить. Есть специальные стихи для развития речи, читайте и повторяйте их вместе с ребенком.
6
При проблемах с произношением существуют простые упражнения, которые помогут улучшить детскую речь. Их достаточно делать по 5-10 минут в день. Попросите ребенка проделать следующие манипуляции:
- облизать языком верхнюю губу;
- щелкать языком, как лошадка цокает копытами;
- открыть широко рот и дотянуться языком до верхних зубов.
В результате улучшится подвижность речевых органов и растянется уздечка.
7
Если проблемы с речью достаточно серьезные, ребенок практически не говорит или не выговаривает большинство звуков, обратитесь за помощью к логопеду. Специалист осмотрит ребенка и подберет ему индивидуальную программу занятий.
Обратите внимание
Обратите внимание на детский рацион питания. Не увлекайтесь мягкой пищей, для правильной дикции язычок и челюсть ребенка должны быть хорошо развиты. Добавьте в меню яблоки и другие твердые фрукты: активное жевание поможет укрепить челюсти, и качество речи ребенка заметно улучшится.
Полезный совет
Занимайтесь с ребенком по 3-5 раз в день, ежедневно, выполняя 2-3 упражнения за заход.
Источники:
  • Проведение артикуляционной гимнастики
  • научить ребенка говорить букву л
Поиск
Совет полезен?
Комментарии 1
Пожаловаться
Гость
написал
Однозначно стоит посетить логопеда. Возможно, такая проблема исправиться за несколько занятий.
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше