Совет 1: Как вычислить дирекционный угол

Ориентирование в полевых условиях важная составляющая многих профессий. Для этого используют карты и компасы. Для определения направления по карте на конкретный объект используют дирекционный угол и магнитные азимуты.
Как вычислить дирекционный угол
Вам понадобится
  • Компас или буссоль, остро наточенный карандаш, линейка, транспортир.
Инструкция
1
Дирекционным углом в геодезии называют угол между линией проходящей через данную точку направлением на ориентир и линией параллельной оси абсцисс, отчитываемой от северного направления оси абсцисс. Его отсчитывают слева на права (по ходу стрелки) от 0о до 360°.
2
Удобнее всего определять дирекционный угол по карте. Карандашом, по линейке, прочертите линию через центры условных знаков отправного пункта и ориентира. Длина проведенной линии, для удобства измерения, должна превышать радиус транспортира. После этого, совместите центр транспортира с точкой пересечения линий и поверните его так, чтобы ноль на транспортире совпадал с вертикальной линией сетки на карте (или линией ей параллельной). Значения угла отсчитывайте по направлению хода часовой стрелки. Средняя ошибка измерения дирекционного угла транспортиром составляет от 15/ до 1о.
3
Иногда, для вычисления дирекционных углов используют магнитные азимуты. Магнитный азимут - это плоский горизонтальный угол образованный линией направленной на ориентир и северным направлением магнитного меридиана. Он отсчитывает также от 0о до 360о по ходу часовой стрелки. Магнитные азимуты измеряют на местности с помощью компаса или буссоли. Стрелка компаса, точнее ее магнитное поле, взаимодействует с магнитным полем местности и показывает направление магнитного меридиана.
4
Далее необходимо определить поправку направления (сумму сближения меридианов и магнитного склонения). Магнитным склонением называют угол между магнитными и географическими меридианами в заданной точке. Сближение меридианов это угол между касательной, проведенной к меридиану данной точки и касательной к поверхности эллипсоида вращения, проведенной в той же точке, параллельно начальному меридиану. Поправка направления также отсчитывается также от северного направления координатной сетки по направлению хода часовой стрелки. Поправку направления принято считать положительной, если стрелка отклоняется вправо (на восток) и отрицательной, если отклоняется влево (на запад). Измеренный с помощью буссоли на местности магнитный азимут можно перевести в дирекционный угол прибавив к нему поправку направления, внимательно учитывая знак поправки.
Обратите внимание
На многих картах часто указывают значения сближения меридианов (его еще называют Гауссово сближение)и поправки направления
Полезный совет
Обращайте особое внимание на направление отсчета и учитывайте все знаки.

Совет 2 : Как найти дирекционный угол

Ориентирование линии по карте заключается в определении ее направления относительно географического, осевого или магнитного меридиана, принятого за начальное направление. Начальное и выбранное направление образуют ориентирный угол, с помощью которого и происходит ориентирование направления линии. Ориентирным углом может быть дирекционный угол, истинный (географический) и магнитный азимут или румбы: географический, магнитный и дирекционный.
Как найти дирекционный угол
Вам понадобится
  • - топографическая карта,
  • - транспортир,
  • - линейка,
  • - карандаш,
  • - калькулятор,
  • - компас.
Инструкция
1
Дирекционным углом называется угол образованный северным направлением осевого меридиана (начальное направление) и линией направления на ориентир. Отсчитывается дирекционный угол по часовой стрелке и измеряется в пределах 0-360 градусов.
2
Существует несколько способов нахождения дирекционного угла: с помощью транспортира, магнитного азимута (используя буссоль или компас), геодезический способ, гироскопический, астрономический, с помощью хордоугломера и по контурным точкам карты или аэрофотосъемки. Рассмотрим некоторые из этих способов.
3
С помощью транспортираПроведите прямую линию через отправную точку и ориентир до ближайшей вертикальной линии сетки координат на карте (оси абсцисс). Важно, чтобы расстояние от исходной точки до точки пересечения проведенной линии с осью абсцисс было не меньше радиуса транспортира.
4
Совместите транспортир с осью абсцисс: центр транспортира должен быть в точке пересечения вертикальной координатной оси и линии выбранного направления, а ноль линейки транспортира - смотреть на север.
5
Измерьте угол между вертикальной линией сетки координат и проведенной линией направления: отсчет от оси абсцисс (северное направление) - по часовой стрелке.
6
С помощью формул можно перейти от одного ориентирного угла к другому, скажем, от магнитного или географического азимута к дирекционному углу.
7
Вычисление дирекционного угла с помощью магнитного азимутаВычислите географический азимут. Он равен сумме магнитного азимута и склонения магнитной стрелки (данные указаны на картесхема взаиморасположения меридианов внизу карты). Эта поправка может быть со знаком "+" или "-".
8
Вычтите из полученного значения географического азимута величину гауссова сближения меридианов (значение указано в схеме взаиморасположения меридианов). Полученное число и есть дирекционный угол направления.
9
Вычислите азимут выбранного светила (после продолжительных наблюдений). Затем вычислите или определите непосредственно с помощью насадки на буссоль азимут ориентированного направления. После вычислите по формуле дирекционный угол. Этот способ определения величины дирекционного угла называется астрономическим. Он самый точный.
Полезный совет
Если в результате вычислений дирекционный угол оказывается меньше нуля (отрицательный), к нему прибавляют 360 градусов; если угол оказывается больше предела (360 градусов) - вычитают 360 градусов.

При необходимости передачи дирекционного угла на следующую линию направления через угол поворота нужно к имеющемуся дирекционному углу линии направления прибавить разность (левый поворот) или вычесть сумму (правый поворот) величины угла поворота и 180 градусов.
Источники:
  • Дирекционный угол

Совет 3 : Как определить дирекционный угол

Дирекционный угол – геодезическое название угла направления ориентирования линии на карте относительно географического или магнитного меридиана. Угол определяется непосредственно по карте местности или по магнитному азимуту.
Как определить дирекционный угол
Вам понадобится
  • - карта местности;
  • - карандаш и линейка;
  • - транспортир, артиллерийский круг или хордоугломер;
  • - компас или буссоль.
Инструкция
1
Существует несколько способов определения дирекционного угла: по карте или аэрофотоснимку с помощью транспортира, хордоугломера или артиллерийского круга, а также по магнитному азимуту с помощью прибора с магнитной стрелкой.
2
Чтобы определить дирекционный угол с помощью транспортира, найдите на карте исходную точку и предмет на местности (ориентир), отметьте их. С помощью карандаша и линейки соедините их линией. Длина этой линии должна превышать радиус транспортира, начиная от точки пересечения с вертикальной линией координатной сетки.
3
Наложите транспортир на карту так, чтобы «ноль» на транспортире совпал с вертикальной линией, а центр – с точкой пересечения линий. Отсчитайте дирекционный угол по шкале транспортира по линии, прочерченной между объектами. Измерение артиллерийским кругом схоже с использованием транспортира. Центр круга совмещается с исходной точкой, а нулевая отметка – с северным направлением вертикальной линии координатной сетки или с прямой, параллельной ей.
4
Для измерения с использованием хордоугломера проведите линию между исходной точкой и ориентиром не меньше 15 см. Из точки пересечения этой линии с вертикальной с помощью циркулеизмерителя сделайте засечки на линиях, образующих острый угол. Для этого проведите дугу окружности радиусом в 10 делений прибора. Затем поставьте циркуль двумя иглами в отмеченные точки, таким образом, сделав раствор циркуля равным длине хорды (расстоянию между точками).
5
Держа обе иглы циркуля на горизонтальной линии, ведите его левой иглой по крайней левой вертикальной шкале хордоугломера. Продолжайте движение до тех пор, пока правая игла не совпадет с линией пересечения, горизонтальной или наклонной. Снимите измерение.
6
Для определения дирекционного угла с помощью магнитного азимута используйте компас или другой прибор с магнитной стрелкой, например, буссоль. Для того, чтобы воспользоваться этим методом, необходимо знать поправку направления. Это величина отклонения магнитного меридиана (магнитной стрелки) данной точки от вертикальной линии координатной сетки. Поправка направления обычно указывается на карте в виде рамки.
7
Определите магнитный азимут, который измеряется по часовой стрелке от северного направления магнитного меридиана (направления магнитной стрелки прибора) до определяемого направления. Дирекционный угол найдите по формуле:α = β + (±dα), где β – магнитный азимут, dα – поправка направления.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500