Инструкция
1
Применяйте как стимул подростковое ощущение взрослости. На развитие личности это переживание оказывает колоссальное влияние. Подросток ощущает себя взрослым и стремится, чтобы его таковым признали. Но по какому пути ребенок пойдет – зависит только от вас. Направьте его в нужное русло: пусть подросток усвоит установки, нормы и ценности общества, научится использовать их в жизни. Объясните, что взрослым его сделают не алкоголь и сигареты, а самостоятельность, ответственность, умение брать на себя обязательства и отвечать за свои слова и поступки. Этот стимул удобнее всего использовать, опираясь на пример уважаемого для подростка человека.
2
Общение для подростка является самой важной деятельностью. Помогите ему завоевать авторитет среди сверстников. Это послужит для подростка мотивом дальнейшей самореализации. Покажите ребенку, как можно выделиться из толпы: стать незаурядной и неординарной личностью, уметь находить выход из любой ситуации. Чтобы развить в нем эти качества, поощряйте подростка на решение сложных, творческих задач, проявление инициативы, поиск себя в какой-либо области.
3
Используйте в качестве мотивов увлечения подростков. В этом возрасте увлечения очень сильны и часто сменяют друг друга. По предположению выдающегося отечественного психолога Д.Б. Эльконина, подростковый период сензитивен к переходу учебной деятельности на уровень выше. Это значит, что учебный процесс для подростка может приобрести новый смысл, и он будет ценить его как возможность самосовершенствования и самообразования. Успешнее всего с мотивацией такого рода могут справиться авторитетные для подростка взрослые: любимые учителя, увлеченные своим делом родители и т.д. Главное для него – личный пример. Однако излишнее давление в такой ситуации может привести к обратному эффекту – подростковым бунту или апатии. Больше всего к учебной деятельности близки интеллектуально-эстетические увлечения, связанные с любовью к истории, рисованию, радиотехнике, музыке и т.д.