Совет 1: Что делать, если подросток не хочет учиться

Если подросток не хочет учиться, нужно мотивировать его на получение знаний. Нравоучения и, тем более, насилие в этом случае не принесут нужного вам эффекта, а лишь могут вызвать агрессию или отчуждение со стороны подростка.
Что делать, если подросток не хочет учиться
Прежде всего, нужно поговорить с подростком, не желающим учиться, и выяснить причину подобного поведения.

Если это обычная лень, то постарайтесь воспитывать у школьника силу воли и настойчивость. Договоритесь с ним о том, что только после выполнения домашнего задания он сможет пойти в кино с друзьями или заняться каким-то своим любимым делом. Или же запишите его в какую-то спортивную секцию. Очень часто в спортивных школах тренеры не только следят за физической подготовкой своих воспитанников, но и контролируют их успеваемость в учебном заведении. Когда встанет вопрос о том, что из-за плохой успеваемости подросток может пропустить какое-то серьезное соревнование или сборы, скорее всего, он сумеет в короткие сроки подтянуться в школе.

Для того чтобы появилось желание ежедневно, без принуждения выполнять домашнее задание, подросток должен видеть перспективу, то, для чего он трудится. Побеседуйте со школьником, выясните, о чем он мечтает, какая профессия его интересует. Обсудите с ним, в какой университет в дальнейшем ему нужно будет поступать и какие экзамены (ЕГЭ по выбору) сдавать. Уточните в институте, какие результаты ЕГЭ (баллы) в прошлом учебном году были проходными на бюджетное отделение. Обсудите с подростком возможность занятий на подготовительных курсах, факультативных занятий по этим учебным предметам. Школьник должен видеть цель, перспективу, и тогда занятия не будут казаться ему скучными и неинтересными.

Постарайтесь приобщить подростка не только к осознанному обучению в школе, но и участию в различных предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах и фестивалях. Если он будет видеть положительные результаты своих усилий, то станет стремиться к все большим высотам. Победив на районной предметной олимпиаде, он, скорее всего, захочет показать такие же высокие результаты и на городском, и на областном уровне и т.д. А для этого ему нужно будет прочитать еще больше книг, еще глубже изучать тот или иной учебный предмет. Покупайте ему интересные, познавательные книги, энциклопедии, издания из цикла «Жизнь замечательных людей» и т.д.

Кроме того, на подобных мероприятиях (олимпиадах, конференциях, КВН) школьник найдет себе единомышленников, таких же увлеченных учебой ребят. А положительный пример - это всегда желание добиться тех же отличных результатов или еще более высоких.

Будьте подростку товарищем и помощником, интересуйтесь его успехами в учебе, поддерживайте и поощряйте. И, конечно, не забывайте говорить своим детям, как вы их любите и гордитесь ими.
Видео по теме

Совет 2 : Подросток и школа

Подростковый возраст всем известен своей сложностью. А связано это с очень простой вещью – перестройкой ценностей ребенка. Именно в этом возрасте главной ценностью человека становится общение и принадлежность к определенной группе людей. И вот именно здесь у многих подростков начинаются проблемы. И не только с учебой, но и часто с родителями.
Подросток и школа
Дело в том, что в зависимости от той группы сверстников, которая становится ценностью в глазах подростка, учеба может или стать одним из главных показателей успешности, или вовсе обесценится. В первом случае никаких дальнейших проблем со школой у ребенка не должно возникнуть. Ведь если для него важно быть в группе успешных школьников, то и он будет стараться соответствовать их уровню.

Обычно это ребята, еще в младшем школьном возрасте увлекшиеся каким-то делом: кружки, секции, школьное самоуправление или самодеятельность. К тому же при наличии подобного сильного увлечения у родителей появляется еще один рычаг воздействия на ребенка. Ведь лишение возможности заниматься любимым делом – одно из самых тяжелых наказаний. Именно ради посещения любимой секции многие ребята готовы сидеть на уроках, внимательно слушая учителя и выполнять домашнюю работу. Пусть и не всегда на отлично, но эти дети обычно стараются в меру своих способностей. А учителя обычно ценят такое старание и ответственное отношение к учебе.

Труднее придется родителям, чьи дети не имеют стойкого увлечения или выбрали то увлечение, которое совсем не нравится родителям. Для начала придется оценить «опасность» увлечения. Если оно не несет угрозы жизни, здоровью ребенка и не связано с противоправными действиями, то не стоит пытаться переломить желание ребенка чем-то заниматься. В конце концов, подросток – тоже человек и он совершенно не обязан полностью соответствовать чьим-то представлениям о нем.

Если же увлечение влечет за собой снижение интереса к учебе и если родителей это беспокоит, то необходимо прежде всего поговорить с ребенком. Поговорить как со взрослым человеком. Спокойно объяснить родительскую точку зрения, обязательно аргументируя ее. Просто желание родителя – не аргумент для подростка. У него ведь тоже есть свои желания. И вполне резонно для него выполнение своих желаний предпочесть желаниям родителей.

В этом сложном возрасте главная задача родителей – не потерять доверие ребенка. Для этого следует слушать его и обязательно слышать. Говорить с ним следует как со взрослым, но и требования предъявлять выше, чем к младшему школьнику.

Совет 3 : Как понять, что неуспехи ребёнка в школе - это не лень

Родители, провожая нарядного малыша на его первую школьную линейку, надеются на то, что он будет успешно учиться, легко справится с нагрузкой, сам будет делать домашние задания, а на родительских собраниях придётся выслушивать лишь благодарности за воспитание прекрасного ребёнка и хвалебные речи в его адрес. Однако, чаще всего реальность оказывается далека от надежд и чаяний.
Не бойся, я с тобой

  Для любого ребенка начало школьной жизни - это огромный стресс. Непривычная обстановка, строгая дисциплина, регулярные интенсивные нагрузки - после вольницы раннего детства часто это может резко и навсегда отвратить ребенка от школы и от желания учиться в целом.

  Ответственные родители, которых большинство, заботящиеся о развитии и здоровье своего ребенка, понимают, что времена, когда можно было прийти в первый класс неподготовленным, в полной уверенности ,что научат и читать, и считать, прошли и не вернутся.

  Понятно, что к школе необходимый запас знаний у ребенка уже должен быть: считать до ста и читать по слогам - это как минимум, иначе он автоматически попадает в разряд замыкающих строй по успеваемости, а это значит, что , во-первых, придется догонять , во-вторых, сразу ставит ребенка в положение отстающего, а это психологически сильно травмирует. Кроме того, догонять всегда крайне сложно и , по опыту, мало у кого получается.

  Палочки и крючочки писать, конечно, будут, но недолго. Пятнадцать - двадцать лет назад, когда над детьми вовсю делали эксперименты, в конце первой четверти первачки уже писали отзывы о прочитанных книгах и прилагали к ним рисунки собственного исполнения. А во втором классе решали уравнения с иксами .

   С тех пор школа местами одумалась, потерявшие зрение от нагрузок дети выросли и надели линзы, но школьная программа по-прежнему сложна, требует напряженного труда, внимания , дисциплины и регулярности.

  И здесь внимание и помощь родителей невозможно переоценить. В большинстве своем родители сейчас тотально заняты, делают карьеру, зарабатывают деньги. Если ребенок в начальной школе не охвачен вниманием , не контролируем в соблюдении режима и  регулярном выполнении заданий, предоставлен заботам сверхлояльных бабушек или безответственных нянь - очень скоро проблемы дадут о себе знать.

  То, что ребенок может сделать сам, он должен сделать самостоятельно. Висеть над ним и контролировать каждое движение или , что еще хуже, делать за него, чтобы побыстрее, нельзя ни в коем случае.

  Но и ругать ребенка за то, что он что-то упустил, не понял, не успел, с чем-то не справился - ошибка. Всегда, при любых обстоятельствах ребенок должен знать и чувствовать, что вы на его стороне, что он может расчитывать на помощь и поддержку. Не наказывать, не ругать, а искать причину неуспеваемости и способы решить проблему, помогать.

  Всегда помогать, когда нужно - главная заповедь. Не сравнивать с более успешными одноклассниками или старшими детьми, не наказывать за сделанное с ошибками, не делать самим вместо ребенка ради хорошей отметки - простые правила, которые часто нарушаются родителями.

  В чем состоит помощь? Если обнаруживается пробел в знаниях - вернуться к теме, разобраться, объяснить, проконтролировать , убедиться в том, что выучено то, без чего дальше двигаться невозможно. Если нет времени, не хватает терпения или способностей объяснить материал - нанять репетитора, договориться с учителем о дополнительных занятиях . Но нужно не упустить момент, когда невыученное, недопонятое начнет нарастать как снежный ком, хороня под собой успешность ребенка в учебе, уверенность его в своих силах, уме и способностях.

  На этом раннем этапе внимательные родители могут столкнуться с тем, что быть успешным в учебе ребенку мешают не лень, не разгильдяйство, а проблемы объективные, связанные с особенностями или даже со здоровьем .

  Особенностью может оказаться то, что ребенок левша, а до школы это ярко не проявлялось и не было замечено родителями в их вечной жизненной гонке. К счастью, сейчас таких детей не переучивают и это уже не проблема. Но это повод заинтересоваться темой и почитать об особенностях таких детей, об их индивидуальности.

  Не так давно стали говорить о проблеме, которую раньше квалифицировали как необучаемость, недоразвитость, чуть ли не глупость. Эта проблема называется дислексия и дисграфия. Это не болезнь и не порок, но все же эта особенность сильно портит жизнь, если проблема не обнаружена вовремя,  не понята или игнорируется. В Европе тоже не так давно это поняли и студенты-дислексики,  успешно обучаясь в университете, носят на лацкане значок, на котором написано:« Помогите студенту, он дислексик». Так в чем же проблема, как она проявляется?

  Ребенок, имеющий такой диагноз (не стоит пугаться этого слова), при сохранном интеллекте, плохо воспринимает написанный текст. При том,что он успешно может складывать буквы в слова, достаточно бегло читать, понять и усвоить прочитанное ему трудно. Но звучащую речь, записанный текст на носителе он воспринимает легко.  Для студентов, имеющих такую особенность, в прогрессивных вузах имеются лингафонные кабинеты, студентам разрешено не вести конспект, а записывать лекции на диктофон.

  Если ребенок прочитал текст, заданный к пересказу, а воспроизвести прочитанное затрудняется даже после того, как перечитал его несколько раз, нужно обратить на это внимание. Попробуйте прочитать  ему текст сами, чтобы он послушал, а после этого попытался пересказать. Если получается - следует обратить на это внимание, не акцентируя и не озвучивая свои наблюдения вслух. Это повод присмотреться внимательнее к тому, как ребенок готовит устные задания, как понимает после прочтения условия  задачи. Сюжеты из «Аффтор жжет!» не всегда смешны. Никто не хочет, чтобы его ребенок стал посмешищем.

  Кроме того, если ребенок часто пропускает слоги, переставляет их местами, переворачивает буквы - это тоже сигнал к тому, чтобы обратить  внимание на имеющееся обстоятельство и обратиться к специалисту.   Обнаруженные вовремя дислексия и дисграфия поддаются коррекции, а если останутся проблемы, то с ними вполне успешно можно справляться, пользуясь рекомендациями знающих и понимающих людей.

  Среди дислексиков много известных, даже выдающихся людей, которых нельзя не признать успешными. Этот факт заставил невропатологов задуматься о связи дислексии с одаренностью. В списке дислексиков Маяковский и Эйнштейн, Форд и Дисней, Билл Гейтс и Кира Найтли. 

  И еще одна расространенная проблема, которая зачастую трактуется как дурное воспитание, распущенность, плохой характер, а на самом деле имеет под собой вполне реальную основу, объективную причину, которая создает некоторые неудобства как родителям и учителям, так и детям . Проблема эта называется гипервозбудимость.

  Если  ребенок, будучи младенцем, заходится в плаче, у него дрожит подбородок после того, как его долго не могли успокоить, вздрагивают ручки - это чаще всего не вызывает вопросов. Когда малыш носится без перерыва часами, трудно успокаивается после активной игры, плохо засыпает - это долго может никого не настораживать, списываться на характер, естественную для детского возраста энергию.

  Настоящие  проблемы начинаются в школе, где  трудно усидеть на  месте сорок минут подряд, где нужно организовать себя на ежедневное выполнение домашних заданий, где требуется дисциплина и порядок.

  Гипервозбудимость сейчас широко распространенный диагноз в силу различных причин, связанных с современной жизнью. Чем раньше родители заметят существующую проблему и обратятся за помощью к детскому невропатологу, который назначит обследование и лечение, тем счастливее, здоровее и успешнее будут дети.

  Быть родителями - огромное счастье и ответственность, которую не на кого переложить. Не все в жизни в наших руках, но если мы что-то можем сделать сегодня для наших детей, то это есть главная задача, потому что на счет «первый-второй» расчет заканчивается и не на кого больше надеяться. Ведь если не мы,то кто же?

Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500