Инструкция
1
Сконцентрируйтесь на выделении именно проблем, а не решений. Проблематизация чаще всего должна иметь форму оппозиционной пары, например: хаос и порядок, свобода и зависимость, власть и выбор, я и другие, вместе и врозь, и т.д. Дайте определение каждому компоненту пары противоположностей. Нужно не просто «указать пальцем», скажем, на расческу, если спрашивается, "что такое расческа", а выделить особенности, возможности применения, наблюдения, и т.п. Здесь важно критически осмыслить те верования, которые ранее были вне критики (избавиться от шаблонов).
2
Задавайтесь вопросами, позволяющими направить критическое мышление на «жизненно-политический» выбор. Частные вопросы должны переводиться на язык общественных задач, заполняя общественное пространство, где обсуждаются и согласовываются общественные решения частных проблем. Осмысленные действия должны приводить к удовлетворенности их результатами, преодолевая бессилие перед существующим порядком вещей.
3
Определите реалии «личности de jure» и перспективы становления «личности de facto», усваивая гражданские навыки. Быть «личностью de jure» означает личную ответственность за собственную жизнь и невозможность винить кого-либо или что-либо за поражения и неудачи. Стать «личностью de facto» значит – оказаться в состоянии контролировать свою судьбу и делать выбор, который действительно по душе (именно свободный выбор, не продиктованный необходимостью приспосабливаться).
4
Попробуйте рассмотреть в качестве примера социологического мышления проблемы европейско-американской либеральной модели глобализации и антиглобализма, не рассматривая альтернативные пути развития, предлагаемые, например, движением неолиберализма, или концепцию «Мировой революции» Маркса и Энгельса. Социологическое мышление дает возможность, заглядывая за горизонты собственного опыта, увидеть знакомые стороны жизни в новом свете, чтобы, переосмысливая свою жизнь, делать ее осознанной.