Совет 1: Как собрать ртуть с пола

Разбившийся в жилом помещении градусник с ртутью смертельно опасную ситуацию не создаст. Тем не менее, шарики ртути могут попасть в труднодоступные места и постепенно там испаряться. А пары ртути со временем способны привести к отравлению. Поэтому разлитую на полу ртуть следует собрать по возможности полностью.
Шарики ртути
Инструкция
1
Если разбился градусник с ртутью или ртутная лампа, в первую очередь сложите их остатки в стеклянную банку. Затем проведите демеркуризацию помещения, то есть примите меры по предотвращению испарения ртути.
Демеркуризация бывает механической и химической. При механической демеркуризации сбор ртути осуществляется при помощи подручных средств, при химической демеркуризации – при помощи химических реактивов. Чтобы полностью убрать ртуть, желательно сочетать механическую и химическую демеркуризацию.
2
Выведите из помещения, где разлилась ртуть, маленьких детей и животных. Закройте двери в комнату и откройте настежь окна. Наденьте резиновые перчатки. Соорудите для лица влажную марлевую повязку, защищающую органы дыхания.
Соберите шарики ртути при помощи одного следующих подручных средств:
- втяните внутрь медицинской резиновой груши или шприца без иголки;

- закатите обычной кисточкой на лист бумаги или в конверт;

- налепите на лейкопластырь или скотч.
Ни в коем случае не используйте для сбора ртути пылесос или влажную тряпку, это лишь усилит испарение ртути.
Медицинская резиновая груша
3
После того, как вы соберете крупные шарики ртути, несколько раз промойте зараженные поверхности раствором марганцовки (2 грамма на 1 литр воды).
Еще лучше, если вам удастся найти порошок серы (купить серу можно в магазине для садоводов). Ртуть с серой вступают в реакцию, в результате которой образуется нелетучий сульфид ртути. Только в воде разводить серу не нужно: просто рассыпьте ее порошок на зараженных поверхностях.
4
Сложите собранную с пола ртуть и использованные для ее сбора предметы в стеклянную банку, в которую вы ранее положили остатки градусника или лампы, и закройте банку крышкой.
Имейте в виду, что утилизация ртути при помощи канализации или мусоропровода не допустима. Поэтому обязательно передайте стеклянную банку в центр демеркуризации.
Видео по теме
Обратите внимание
Соединения ртути встречаются в различных устройствах, например в люминесцентных лампах и некоторых типах тонометров, да и ртутные градусники всё ещё в ходу.
Полезный совет
Не стоит выбрасывать тару с собранной «отравой» в мусорный бак или мусоропровод, что может быть вредно для здоровья других людей. Лучше позвонить в ближайший отдел по утилизации вредных веществ, который обязан произвести последующую утилизацию зараженных предметов.
Источники:
  • Как собрать ртуть с пола

Совет 2 : Как убрать ртуть

Ртуть входит в состав многих окружающих нас вещей, от обычного градусника до сложных электронных приборов. Плотно заключенная в закрытый сосуд, она не представляет никакой опасности для человека, но в случае повреждения целостности сосуда металл разливается и начинает испаряться. Пары ртути даже в незначительном количестве способны вызвать тяжелейшую форму отравления.
Ртуть разливается по поверхности в виде шариков
Вам понадобится
  • - Закрывающаяся банка с раствором марганцовки
  • - Мягкая кисточка
  • - Груша-спринцовка
  • - Липкая лента
  • - Мокрые газеты
  • - Вата
  • - Резиновые перчатки
Инструкция
1
Физические свойства ртути таковы, что она разливается, разбиваясь при этом на мельчайшие капли, способные раскатиться по довольно большой плоскости, проникая в мельчайшие щели и трещины. Уберите из помещения детей и животных. Распахните окна, наденьте марлевую повязку и приготовьтесь к предстоящей уборке.
2
Не используйте для сбора ртути пылесос. Поток воздуха только поможет распространению паров, а пылесос после такой уборки придется выкинуть.

Подготовьте необходимый инвентарь.
3
Соберите крупные горошины ртути, сгоняя их на плотный лист бумаги мягкой кисточкой. Если ртуть залилась в щели, присыпьте это место песком и выметите песчинки аккуратно вместе с ртутью все той же кисточкой. Если же ничего не получается, воспользуйтесь резиновой грушей. Но не пытайтесь выдувать ртуть из щелей. Собранную ртуть ссыпайте в банку с раствором перманганата калия. Намочите ватный тампон марганцовкой и соберите мелкие шарики на вату.
4
Пройдитесь по зараженному месту при помощи лейкопластыря или скотча, чтобы собрать мелкодисперсную ртуть. Действуйте при этом аккуратно без резких движений. И вату и скотч следует тоже опустить в банку с марганцовкой. Собрав ртуть, протрите площадь ее распространения растворами марганца, хлорки или приготовьте мыльно-щелочной раствор, взяв 30 грамм соды и 40 г мыла на 1 литр воды. Это раствор пригодится вам и для замачивания одежды, на которую попала ртуть.
5
Плотно закройте банку с собранной ртутью крышкой и отнесите ее на ближайший пункт утилизации тяжелых металлов. Ни в коем случае не выбрасывайте ее в обычный мусоропровод. В последующие дни пейте много жидкости, соединения ртути выводятся из организма через почки. Свежие фрукты и овощи так же помогут организму в борьбе с отравлением. Если же несмотря на все предосторожности вы почувствуете себя плохо, обязательно вызовите врача и расскажите ему, чем вызвано ваше недомогание.
Видео по теме

Совет 3 : Как удалить ртуть

Ртуть (Hydrargyrum) является высокотоксичным металлом, сохраняет жидкую форму даже при комнатной температуре. Особую опасность для людей и животных представляют пары ртути, которые при проникновении в организм через дыхательные пути или кожу могут вызвать серьезные нарушения обмена веществ, а также оказывают негативное влияние на нервную систему.Несмотря на то, что в природе ртуть в чистом виде встречается достаточно редко (в концентрированном виде в месторождениях находится только 0,02% всей ртути), ее можно встретить практически в каждом доме. Ртуть обитает в медицинских градусниках, прячется в люминесцентных лампах дневного света. И никто из нас не застрахован от того, что хрупкий градусник будет разбит вдребезги, а мельчайшие серебристые капли ртути разлетятся по всей комнате. Что делать в этой непростой ситуации? Прежде всего не паниковать и оградить место возможного попадания ртути от людей (особенно детей) и животных. И далее следовать инструкции по удалению ртути.
Как удалить ртуть
Вам понадобится
  • Рабочая обувь (или бахилы из полиэтилена)
  • Резиновые перчатки
  • Герметично закрывающаяся стеклянная ёмкость
  • Канцелярский скотч (клейкая лента)
  • Медицинский шприц
  • Спринцовка (резиновая груша)
  • Кисточка для рисования
  • Фонарик или переносная лампа
  • Мел
Инструкция
1
Оденьте бахилы или рабочую обувь, с которой не жалко будет распрощаться. На руки желательно одеть перчатки. Необходимо помнить, что прикасаться голыми руками к ртути нельзя! И внимательно осмотрите место происшествия. Обычно частицы ртути похожи на маленькие серебристые шарики разного размера — от горошины до макового зернышка и меньше.
Зрительно разбейте всю площадь помещения на квадраты и приступайте к уборке и удалению ртути, внимательно осматривая квадрат за квадратом. Позже не забудьте также осмотреть стены и мебель. Желательно использовать фонарик или другой дополнительный источник света, т.к. в этом случае ртуть начинает блестеть от попавших на нее прямых лучей света. Места пораженные ртутью можно отметить мелом.
2
Крупные элементы ртути можно аккуратно с помощью кисточки «подмести» в заранее приготовленную емкость и плотно закрыть крышкой, чтобы не допустить дальнейшего испарения ртути. Желательно, чтобы емкость была стеклянной — вполне подойдет маленькая баночка от детского питания или джема с винтовой крышкой. Удобнее будет вначале закатить шарики на лист плотной бумаги, а потом уже отправить их в баночку.
Россыпь крошечных капелек ртути удобно собирать с помощью широкого канцелярского скотча или любой клейкой ленты, которая окажется у вас под рукой. Для этого нужно отрезать кусок скотча, накрыть им ртутные шарики, приклеить его к полу, а затем осторожно отодрать — большая часть ртути останется на клеевой поверхности. Использованный кусок скотча необходимо также поместить в герметичную тару.
Если частичка ртути попала в щель между паркетными досками, ее можно попытаться вытянуть ее с помощью медицинского шприца или спринцовки.
3
После того, как все видимые следы ртути были удалены, необходимо произвести химическую обработку помещения. Для этого несколько раз проводят тщательную влажную уборку всех поверхностей помещения раствором хлорсодержащих бытовых средств (это может быть отбеливатель, универсальное средство для уборки и т.п.) или раствором марганцовки. В перерывах между уборками необходимо длительно проветривать зараженное помещение.
Чтобы избежать негативного воздействия ртути на организм и быстрее вывести токсины, во время уборки и после нее необходимо пить как можно больше жидкости (негазированная минеральная вода, молочные продукты, чай).
Обратите внимание
Ни в коем случае нельзя:
- собирать ртуть с помощью бытовой швабры или пылесоса. Даже если вы сразу же после удаления ртути замените мешок и фильтр в пылесосе определенная часть ртути вместе с выходящим воздухом будет рассеяна как на деталях пылесоса, так и по всему помещению, где проводилась такая уборка. Нейтрализовать ее будет практически невозможно. Вещи придется утилизировать.
- спускать частицы ртути в канализацию. Ртуть — тяжелый металл, не растворяется в воде. Также нельзя стирать загрязненные ртутью вещи в стиральной машине.
- выбрасывать вещи, с частицами ртути в мусоропровод или просто на помойку. Необходимо собрать все ёмкости с ртутью, испачканные вещи, инструмент которым пользовались для сбора и удаления ртути, сложить в герметичный пакет и вынести на балкон или на улицу и вызвать специальную бригаду по сбору особых, представляющих опасность отходов. Если вы не знаете, как связаться с этой службой в вашем городе, подробную информацию можно получить в территориальной службе МЧС.
Полезный совет
Если у вас остались какие-то сомнения относительно безопасности нахождения в помещении после всех проведенных мероприятий по удалению ртути (демеркуризации), следует обратиться в территориальную службу МЧС или в районные центры гигиены и эпидемиологии и вызвать специалиста с газо-ртутным анализатором. Он оценит уровень концентрации паров ртути в помещении и даст дальнейшие рекомендации.
Источники:
  • Химическая энциклопедия: ртуть
  • чем нейтрализовать ртуть

Совет 4 : Как найти ртуть

Ртуть – уникальный элемент, ведь она является металлом, находящимся при нормальных условиях в жидком виде! Больше таких металлов нет во всей таблице Менделеева. Пары ртути чрезвычайно ядовиты и приводят к тяжелым отравлениям, поэтому, очень важно вовремя обнаружить их наличие в воздухе! Ведь особое коварство этого элемента в том, что до поры до времени его негативное влияние никак не проявляется.
Как найти ртуть
Вам понадобится
  • - фильтрованная бумага;
  • - соль меди;
  • - раствор йодистого калия.
Инструкция
1
Возьмите фильтровальную бумагу (лучше с крупными порами), любую растворимую соль меди, например, медный купорос, раствор йодистого калия и раствор гипосульфита натрия (он же - тиосульфат натрия, раньше широко использовался как компонент «закрепителя» в фотографическом деле).
2
Нарежьте бумагу прямоугольными полосками небольшого размера, например, 2х5 см. Обмакните эти полоски в раствор медного купороса. Потом, немного подсушив, обмакните их в раствор йодистого калия. Бумага быстро станет коричневой.
3
После этого полоски прополощите в растворе гипосульфита натрия. Бумага обесцветится. После промывания в чистой воде и подсушивания полоски готовы к употреблению. Их следует хранить в темной, плотно закрытой емкости.
4
В чем смысл проведенных процедур? Сначала полоски пропитывались солью меди, оседавшей на всей поверхности бумаги (в том числе, и в ее порах). Потом, при взаимодействии медного купороса с йодистым калием, образовывалась новая соль – йодистая медь, и выделялся чистый йод. Соль «концентрировалась» в порах, а йод – на «гладких» участках бумаги, из-за чего она и принимала коричневый цвет. После промывания раствором тиосульфата натрия, йод удалялся, а йодистая медь оставалась в порах полосок. И с этого момента бумага становилась «индикаторной», пригодной для обнаружения ртути.
5
Когда необходимо проверить, не содержатся ли в воздухе пары ртути, приготовленные индикаторные полоски выньте из емкости и разложите в помещении. Спустя несколько часов посмотрите, не приняла ли бумага розовато-красный оттенок. Если приняла, значит, йодистая медь вступила в реакцию с ртутью, образовав комплексное соединение Сu2(HgI4), то есть воздух загрязнен парами ртути! Срочно принимайте меры по удалению источника загрязнения и обеззараживанию помещения.

Совет 5 : Как собрать ртуть

Если у вас дома случайно разбился ртутный градусник, то не нужно паниковать. Но и оставлять на полу нельзя, так как ртуть испаряется, а ее пары очень ядовиты. Можно избежать опасных последствий, если вовремя и правильно собрать ртуть и утилизировать.
Как собрать ртуть
Вам понадобится
  • - резиновые перчатки
  • - спринцовка или пипетка
  • - салфетки бумажные
  • - подсолнечное масло
  • - стеклянная банка
  • - скотч
  • - моющее средство с хлором
Инструкция
1
Вначале нужно вывести всех людей из помещения, а особенно детей. Необходимо закрыть окна и форточки на то время, пока будете собирать ртуть. Ни в коем случае не берите ртуть руками и не допускайте попадания на кожу. Следует избавиться от одежды, если на нее попала капля ртути.
2
Необходимо обложить капли ртути мокрыми тряпками, чтобы она не распространилась в помещении, но не вытирать. Нельзя использовать для уборки градусника пылесос, так как он только усугубит ситуацию, нагрев ртуть до температуры испарения.
3
Можно собрать ртуть спринцовкой, пипеткой или поместить на листок бумаги салфеткой, смоченной подсолнечным маслом. Собирать ртуть нужно в резиновых перчатках. Совсем мелкие капли легко поймать пластырем или скотчем. Далее ртуть следует поместить в стеклянную банку, наполовину заполненную водой.
4
Собранную ртуть лучше всего передать в отделение МЧС и не загрязнять окружающую среду. Место, где была ртуть, необходимо обработать моющим средством, содержащим хлор. Помещение после уборки нужно тщательно проветривать в течение нескольких часов.
Видео по теме

Совет 6 : Что будет, если разбить домашний термометр

Для измерения температуры тела все еще применяются ртутные термометры. Если они разбиваются, главную опасность для окружающих несет вытекающая ртуть. К сожалению, о том, как правильно вести себя в данной ситуации, знает далеко не каждый.
Что будет, если разбить домашний термометр

Чем опасен разбитый термометр

Сама по себе ртуть не опасна для человека и животных, но очень токсичны ее пары, которые начинают выделяться при температуре от +18°С. При попадании в легкие, они начинают окисляться под воздействием ферментов, пагубно воздействуя на организм. Признаки острого отравления ртутью обычно проявляются через несколько часов. Самые распространенные симптомы – общая слабость, головная боль, металлический привкус во рту, боль при глотании, повышенное слюноотделение, отечность и кровоточивость десен, тошнота, рвота, диарея (иногда с кровью). Очень часто развивается пневмония, в самых тяжелых случаях возможен летальный исход.

Коварство ртути еще и в том, что она способна накапливаться в организме, пагубно воздействуя на почки и центральную нервную систему. Поэтому при длительном контакте с ее парами, человеку грозят серьезные проблемы со здоровьем.

Как собрать ртуть

Если разбился термометр, необходимо действовать быстро и правильно. Для предупреждения попадания ртути на кожу, необходимо пользоваться резиновыми перчатками. Все разбившиеся части градусника и шарики ртути тщательно собираются в стеклянную банку с холодной водой и плотно закручиваются крышкой с целью предупреждения ядовитых испарений. Мелкие капельки ртути удобнее собирать с помощью шприца, резиновой груши, скотча, лейкопластыря, мокрой газеты.

После окончания уборки, банка с собранной ртутью передается работникам МЧС, а помещение хорошо проветривается. Место аварии обрабатывается концентрированным раствором марганцовки или хлорной извести. В крайнем случае можно приготовить мыльно-содовый раствор (40 г соды и 70 г тертого мыла на литр воды). Это поможет окислить ртуть и сделать ее нелетучей. После контакта с парами ртути рекомендуется пить больше жидкости, так как ее соединения выводятся из организма через почки.

Чего делать нельзя

Категорически запрещается выбрасывать остатки термометра и ртутные шарики в мусоропровод и канализацию, ведь испарения 2 г ртути могут загрязнить около шести тысяч кубометров воздуха.

Нежелательно собирать ртуть веником, так как жесткие прутья способны измельчить ртутные шарики в мелкую пыль. Ни в коем случае нельзя собирать их с помощью пылесоса, облегчающего испарение металла.

Одежду, в которой производилась уборка, рекомендуется утилизировать во избежание нежелательных последствий.

Чтобы избежать проблем, связанных с хрупкими и опасными ртутными приборами, лучше всего приобрести электронный термометр.
Видео по теме

Совет 7 : Как собрать ртуть из разбитого градусника

Несмотря на то, что в жилище современного человека прочно обосновалась современная цифровая техника, некоторые предметы домашнего пользования остаются неизменными помощниками в быту. К таким можно отнести градусник для измерения температуры тела или, если называть его правильно, ртутный медицинский термометр. Пользоваться им умеет даже ребенок, а вот что делать и как правильно себя вести, если градусник разбился, знают немногие.
Как собрать ртуть из разбитого градусника

Преимущества и недостатки ртутного термометра

На самом деле, ртутный термометр достаточно точно измеряет температуру и имеет очень маленькую погрешность (не более 0,1 градуса). Поэтому во многих медицинских учреждениях до сих пор отдается предпочтение именно обычному градуснику. Кроме того, при помощи ртутного термометра температуру тела можно измерить несколькими способами (в подмышечной впадине, ректально, орально), поверхность градусника легко дезинфицируется, а сам прибор не требует питания от сети или замены батареек. При аккуратном обращении ртутный градусник может прослужить не одно десятилетие, а его достаточно низкая стоимость (всего 20-25 руб.) делает его привлекательным для покупателя.

Наряду с неоспоримыми преимуществами ртутные термометры имеют и несколько существенных недостатков, основным и самым серьезным из которых является его хрупкость. Разбить ртутный градусник очень легко, а это неизбежно приведет к отравлению воздуха парами ядовитой ртути.

Почему опасен разбитый градусник

Стоит разбить или сломать градусник, как на полу моментально окажутся микроскопические стеклянные осколки и шарики ртути. И если стекло может причинить неприятности в виде порезов, то пары ртути, являясь сильнейшим ядом, несут более серьезную опасность. Благодаря своим свойствам, вытекшая из градусника ртуть разбивается на множество мельчайших капелек, которые закатываются в труднодоступные места (под диван, шкаф, за плинтус, в щели полового покрытия) и, испаряясь, отравляют воздух. Если вовремя не убрать всю ртуть и сам разбитый градусник, то можно получить сильнейшее отравление. Накапливаясь в почках, печени, легких человека пары вредного металла вызывает хроническую интоксикацию, которая проявляется кожными высыпаниями, стоматитом, поносом, рвотой, ознобом всего тела. А длительное воздействие ртутных паров может сказаться на психике человека и даже вызвать сумасшествие.

Поэтому, очень важно быстро и качественно собрать содержимое разбитого градусника. Для гарантированного очищения помещения следует вызвать специалистов МЧС, но можно и самостоятельно провести эту процедуру, приняв все необходимые меры предосторожности.

Как собрать ртуть

Если случилось так, что нечаянно разбился градусник, не стоит паниковать. Прежде чем начать убирать шарики ртути, необходимо вывести из помещения всех людей, которые не будут участвовать в уборке, а также животных. Очень важно открыть окна в доме, чтобы проветрить помещение и закрыть двери в смежные комнаты, чтобы пары ртути из разбитого градусника не распространялись. Собирать ртуть нужно обязательно в резиновых перчатках, на ноги лучше надеть бахилы, а рот и нос прикрыть влажной марлевой повязкой.

Ни в коем случае нельзя собирать ртуть при помощи пылесоса или веника. В первом случае, попав внутрь, ядовитые пары будут выдуваться из пылесоса вместе с воздухом. Во втором, прутья веника могут разбить маленькие шарики на еще более мелкие, что усложнит их сбор.

Самый надежный способ собрать ртуть, если разбился градусник - использовать обыкновенную спринцовку. Такая уборка займет много времени и достаточно кропотлива, но зато шарики ртути гарантированно попадут в полость резиновой груши и не распадутся на более мелкие части.

В уборке ртути также поможет смоченная в воде газетная бумага, так как шарики ртути легко прилипнут к ней. Если разбился градусник, и вытекла ртуть, можно использовать лейкопластырь или скотч, ватные шарики, смоченные водой или растительным маслом, а также два листа бумаги, которыми по принципу совка и веника осторожными движениями собирается содержимое разбитого термометра.

Еще один несложный способ собрать ртуть – воспользоваться медицинским шприцем. После уборки его тоже нужно закупорить в банку и отправить на утилизацию вместе с разбитым градусником.

Если случилось так, что градусник разбился на ковровом покрытии, то ковер следует вывезти и выбить в месте, где нет людей. Концентрация опасного вещества от одного разбитого градусника не очень велика, в течение трех дней оно испарится, не нанеся вред людям и окружающей среде.

После того, как содержимое разбитого градусника благополучно собрано и готово к утилизации, следует обработать место «аварии» раствором марганцовки (на литр воды – 2 г). Но так как это средство нельзя применять во всех случаях из-за оставляемых им пятен, то можно засыпать всю площадь, на которую могла попасть ртуть из разбитого градусника хлоркой или любым дезинфицирующим средством, ее содержащим. Например, на десятилитровое ведро воды берется стакан «белизны» и этим раствором обрабатывается поверхность для перевода ртути в неиспаряемое соединение. Затем мыльным раствором протираем еще раз, окончательно убирая ртуть от окраин к центру (на ведро воды – 100 г мыльного порошка и 100 г соды).

Собранную ртуть ни в коем случае нельзя выбрасывать в мусоропровод или канализацию. Шарики собранной ртути, разбитый градусник, а также все его содержимое нужно поместить в стеклянную емкость, наполненную водой, после чего плотно закупорить ее крышкой и передать в МЧС. Следует помнить, что несколько граммов ртути, содержащихся в градуснике, могут отравить до 6000 м3 воздуха!

Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500