Совет 1: Как обрезать малину

Обрезка малины является одним из основных этапов ухода за кустарником. Она необходима для повышения урожайности, усиления роста новых побегов, борьбы с болезнями и вредителями, и, что тоже важно, для поддержания красивого и ухоженного вида вашего участка.
Инструкция
1
Обрезают малину три раза в год. Основную обрезку малины производят в начале сентября или, что лучше, сразу после того, как она отплодоносит. Это необходимо для усиления роста остающихся побегов и развития корневой системы кустарника. Старые и больные стебли обрезают у самого основания, таким образом, чтобы не оставалось пеньков. Если в кусте образовалось слишком много новых побегов, то обрезают также самые слабые из них, оставляя несколько сильных побегов. В это же время прищипывают молодые однолетние побеги, удаляя слабую верхушку, что способствует их скорейшему вызреванию. Такие побеги хорошо переносят зиму.
2
Ранней весной производят ревизию перезимовавшего кустарника. Обрезают вымерзшие, больные, зараженные, слабые, поломанные побеги. Проводят окончательную нормировку, оставляя в кусте самые сильные побеги (обычно около 5-7 на куст). Их обрезают до первой хорошо развитой почки, удаляя слабые и подмерзшие верхушки, что стимулирует рост плодовых веток и улучшение урожайности. Подмерзшие до уровня снега побеги не удаляют, а обрезают лишь поврежденную часть.
3
В конце мая – начале июня проводят еще одну обрезку малины. К этому времени появляется молодая поросль, которую необходимо удалить, чтобы оставить основному кусту максимум питательных веществ, влаги и воздуха. Прореженная и проветриваемая малина меньше поражается вредителями, лучше плодоносит.

Совет 2: Когда и как лучше обрезать ягодные кустарники

Одни садоводы обрезают малину, крыжовник, смородину и прочие ягодные кустарники исключительно осенью, а другие – только весной. Между тем, опытные агрономы сходятся во мнении, что это можно делать как в начале, так и в конце дачного сезона.

Омолаживающая обрезка ягодных кустарников

Обрезку ягодных кустарников в омолаживающих целях лучше производить именно весной. Идеальный вариант – успеть до распускания почек. Обрезка в это время легче переносится кустарниками. Помимо этого, в данный период можно увидеть, поражен ли куст почковым клещом. Этот вредитель очень любит ягодные кустарники.

Если почки весьма сильно округлились, набухли и напоминают своим внешним видом кочан капусты - внутри притаился клещ, и они не распустятся. При частичном поражении куста будет достаточно удалить и уничтожить лишь больные ветки, при полном – придется срезать все ветви до самого основания.

У смородины и крыжовника листочки, как правило, появляются довольно рано. Именно поэтому некоторые садоводы, которые приезжают на свои дачные участки лишь по выходным, не успевают произвести обрезку до момента распускания почек. В данном случае обрезку следует отложить до момента сбора урожая. Можно произвести ее и осенью.

Санитарная обрезка ягодных кустарников

Под санитарной обрезкой понимают удаление поломанных и больных веток. Такое мероприятие лучше производить осенью. Иначе ситуация может только усугубиться – болезнь и вредители начнут распространяться. Кроме этого, осенью засохшие и поврежденные ветви намного заметнее, нежели весной. Однако отдельные дефектные ветки можно срезать независимо от сезона.

Как правильно обрезать кустарник

Для обрезки следует использовать секатор с острыми лезвиями. Первым делом необходимо удалять старые ветки. Как правило, они темнее всех. Их следует обрезать у самой земли, не оставляя никаких пеньков. Крайне важно разредить растение таким образом, чтобы солнечные лучи попадали внутрь кроны.

После обрезки землю под ягодными кустарниками следует в обязательном порядке прорыхлить. После резкого потепления из почвы быстро уйдет влага, а подобное рыхление заменит поливы, повлияет на рост, давая корням дышать. Между тем, следует помнить, что корневая система у ягодников расположена на глубине 20-40 сантиметров, поэтому рыхлить грунт под ними необходимо предельно аккуратно. 

Видео по теме

Совет 3: Как обрезать кусты

С наступлением первых весенних деньков приходит и начало дачных забот. Для нормального плодоношения и роста кустов большое значение имеет их обрезка и формирование. Эта проблема является глобальной для начинающих садоводов, сразу возникает множество вопросов: как это сделать, чем и когда. На самом деле все не так уж и сложно, со временем вы сами научитесь интуитивно понимать, как зависит процесс обрезки от ветвления, особенностей роста и времени его цветения.
Вам понадобится
  • - Секатор.
Инструкция
1
Черная, белая и красная смородина является одной из самых любимых и распространенных ягодных культур среднего и умеренного климата. При соответствующем и должном уходе этот кустарник черной смородины может плодоносить 10-15 лет на одном и том же месте, красная смородина растет более 20 лет на одном месте. В обязательный комплекс мер по уходу за данным растением входит обрезка куста и удаление старых побегов, данный процесс происходит с начала вегетации – весной.
2
Плодовые почки черной смородины располагаются равномерно по всему побегу. Плодовые ветки этого растения недолговечны, их возраст не превышает трех лет. Итак, осмотрите куст и определите на нем отмершие и поломанные ветки, кора на них выглядит сморщенной, древесина не гнется, а ломается, не набухают почки. Здоровый куст смородины должен иметь около 20 ветвей, возраст которых превышает 5 лет. Чтобы добиться молодого прироста, выберите 5 самых развитых и сильных побегов, расположенных на разных сторонах куста. Уберите отвисшие, растущие внутрь, поврежденные вредителями и лежащие на земле ветви. Формируют куст смородины таким образом, чтобы на нем присутствовало сразу до четырех веток разного возраста.
3
Декоративно-лиственные кустарники необходимо ежегодно обрезать, делать это нужно в период ранней весны. Это делают для того, чтобы листья достигли наиболее декоративного эффекта, чтобы вызвать быстрый рост молодых побегов, а вид кустарников выглядел наиболее опрятно. Правильная обрезка является главной составляющей в технологии выращивания декоративных кустарников. Кустарники, цветущие в начале лета или весной на прошлогодних приростах необходимо обрезать сразу же после цветения, удаляя при этом отцветшие ветви. Укоротите и проредите старые ветки, создайте условия для роста и развития новых приростов, именно они обеспечат обильное цветение в следующем году. Кусты, цветущие в период с середины лета и по осень на приростах текущего года, необходимо обрезать ранней весной. При этом удалите всю верхнюю часть ветвей и побегов, оставляя при этом пеньки 10-30 сантиметров. После такой радикальной и глобальной обрезки кустарника, на нем вырастут новые, сильные побеги, которые и сосредоточатся на пышном цветении.
4
Ежевика и малина относятся к полукустарным растениям, оно возобновляется за счет роста корневых отпрысков, но стебли их недолговечны, они живут всего лишь два года. Весной необходимо слегка укоротить прошлогодние побеги, это поможет стимулировать ветвление. А, как известно, чем больше ветвей – тем больше будет урожая. После сбора урожая обрежьте отплодоносившие двухлетние ветки на кустарнике, а также поврежденные, слабые и лишние побеги. Оставьте только самые здоровые и сильные стебли, расстояние между которыми должно составлять 10-15 сантиметров. На одном кусту должно находиться около 10-12 ветвей.
Видео по теме

Совет 4: Как ухаживать за малиной осенью

Малина – это растение, которое имеется, наверное, на каждой даче, в каждом саду. Чтобы она давала хороший урожай, необходимо правильно ухаживать за ней не только весной и летом, но и осенью. В это время малину нужно правильно подготовить к зимовке.
В первую очередь необходимо подкормить малину комплексным удобрением, содержащим калий, фосфор и сульфат аммония. Кроме того, можно удобрить почву навозом. Делать это необходимо не реже одного раза в три года. Если почву не удобрять долгое время, она израсходует все запасы питательных веществ, рост малины замедлится и плодоносить она будет намного меньше.

Также необходимо обрезать слабые и старые побеги, т.к. зимой они все равно вымерзнут. Верхушки очень высоких растений необходимо обрезать на той высоте, до которой вы можете достать рукой.

На следующем этапе со стеблей необходимо удалить все листья. Для этого следует надеть перчатку, зажать стебель в руке и провести ею снизу вверх. Все листья будут сорваны. После этого малину необходимо связать в пучки и пригнуть к земле так, чтобы верхний уровень стеблей был не выше 40-50 см. Зимой растения укроет снег и они не замерзнут. При этом лучше всего, если пучки будут укладываться на предварительно натянутую проволоку, которая ограничит их и не даст снегу прижать растения к земле.

Кроме всего прочего, за малиной следует ухаживать и зимой. Необходимо следить за высотой снежного покрова. Если он недостаточно высок, нужно подсыпать снег. При появлении ледяной корки ее нужно разрушать, чтобы обеспечит доступ воздуха.

Если обеспечить малине правильный уход осенью, можно в значительной степени быть уверенным в том, что на следующий год она принесет вам великолепный урожай.

Совет 5: Как обрезать кусты весной

Обрезка деревьев и кустарников – важный агротехнический прием, направленный на омоложение и осветление растений. Помимо этого, обрезка позволяет эффективно бороться с болезнями и вредителями.
Вам понадобится
  • - острый секатор;
  • - защитные перчатки;
  • - садовый вар;
  • - температура воздуха не ниже -5 оС;
Инструкция
1
Весенняя обрезка нужна плодовым деревьям и ягодным кустарником, иначе у растений снижается урожайность, зимостойкость, ухудшается качество плодов. Проводить ее нужно до начала сокодвижения. При этом стимулируется активный рост новых побегов, в результате чего происходит омоложение растений.
2
При обрезке всех видов смородины нужно ежегодно вырезать все новые побеги, за исключением 3-5 самых сильных ветвей. Обрезку надо проводить, начиная со второго года жизни растения, завершить формирование куста следует к 5-6 годам. В дальнейшем старые ветви ежегодно должны заменяться новыми.
3
Некоторые сорта сливы и вишни тоже имеют форму куста, поэтому надо вырезать ветви, расположенные слишком близко друг к другу, а также частично старые ветки, заменяя их свежими побегами. Молодые ветви нужно укоротить на 1/5 часть, это стимулирует рост боковых почек. При обрезке нужно обращать внимание на основной ствол, по мере старения его также нужно вырезать, постепенно заменяя более молодыми побегами.
4
Малина и ежевика также нуждаются в весеннем прореживании. Кусты должны формироваться пучком, в каждом по 3-5 побегов. Помимо этого, в течение вегетационного периода нужно прищипывать верхушки растений, чтобы стимулировать рост боковых побегов, на которых образуются ягоды.
5
Нельзя обрезать цветущие весной кустарники,чтобы не потерять их декоративность. Их можно формировать только после окончания цветения. К таким растениям относятся спирея, декоративная вишня, миндаль и некоторые другие растения. Также не нужно обрезать кустарники, на которых цветочные почки образуются лишь на прошлогодних побегах. Это сирень, гортензия, плетистые розы.
6
По завершении обрезки все срезы замазать садовым варом, чтобы исключить попадание в рану вредителей и возбудителей болезней. Также надо обязательно дезинфицировать секатор после обрезки каждого растения. Для этого можно использовать 5%-ный раствор пермангатата калия, 3%-ный раствор перекиси водорода или 70%-ный этиловый спирт.
7
После распускания почек нужно еще раз внимательно осмотреть растения, удалить вымерзшие ветки. В это время их легко отличить от здоровых по отсутствию листьев и набухших почек.
Обратите внимание
Старые, сухие пораженные болезнями ветви нужно обрезать под корень, не оставляя пеньков
Полезный совет
Чтобы провести качественную обрезку, необходимо знать агротехнику растений. Для повышения зимостойкости кустарников нужно проводить и осеннюю обрезку, но большее значение имеет эта процедура весной.
Видео по теме
Полезный совет
Малина хорошо растет в рыхлой и свободной от сорняков земле, поэтому каждый раз при обрезке малины пропалывайте кустарник, рыхлите почву, при необходимости засыпая оголившиеся корни, своевременно подвязывайте подрастающие побеги к шпалерам.

Эти несложные правила помогут вам в уходе за вашим кустарником и позволят наслаждаться ярким сладким малиновым вкусом много лет.
Как поливать малину
Связанная статья
Как поливать малину
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше