Инструкция
1
Прочитайте стихотворение вслух – выразительно, не спеша, делая правильные паузы и ударения. Дайте ребенку прочесть стихотворение самостоятельно 2-3 раза.
2
Обсудите смысл текста, выясните, нет ли незнакомых для ребенка слов. Объясните ребенку значение всех неизвестных слов. Убедитесь, что он правильно понял ваши разъяснения. Помните, непонятный текст со странными словами запоминается намного хуже.
3
Предложите ребенку придумать подсказки, по которым он будет вспоминать каждую строчку стихотворения. Это могут быть мелкие схематические рисунки, виртуальные образы, отдельные слова или мелодии – все зависит от фантазии ребенка и от его ведущего канала восприятия. Психологи утверждают, что у каждого человека запоминание происходит по-разному. У кого-то лучше запоминаются зрительные образы, нарисованные или написанные на бумаге. Кто-то запоминает голос человека, произносящего нужный текст. Кто-то помнит запахи, звуки, жесты, «сопровождающие» текст, или движение собственной руки при письме текста и т.д. Перепробуйте все перечисленные варианты или придумайте свои. Например, нарисуйте схематически стихотворение в той последовательности, как его читаете, подобно комиксу. Пропойте стих на какую-нибудь знакомую мелодию – некоторые очень легко запоминают нужный текст под музыку. Попросите ребенка мысленно очень подробно – в красках, звуках, запахах и жестах – представить картину, иллюстрирующую стих. Запишите с ним отдельные слова, которые хуже всего запоминаются или, наоборот, которые лучше всего отражают содержание стиха. Можно записать даже отдельные строчки, если они вызывают затруднения. Или составьте краткий план последовательного пересказа стихотворения.
4
Переходите к заучиванию. Разбейте стих на смысловые отрывки. Это могут быть 2-3 четверостишия или половина стихотворения. Дайте ребенку прочесть 2 строки и постарайтесь, чтобы он повторил их 3-4 раза, используя только свои подсказки. Прибавляйте по одной новой строке. Проговаривайте все строчки вместе с уже выученными, по 3-4 раза – три строки вместе, четыре, пять и т.д. Когда вы дойдете до конца заучиваемого отрывка, продолжайте повторять эти несколько четверостиший полностью. Старайтесь, чтобы ребенок все меньше и меньше обращался к своим подсказкам. Выучите текст настолько, что ребенок сам перестанет подсматривать и будет уверенно декламировать отрывок. Переходите к следующему смысловому куску. Когда все отрывки выучены, повторите стихотворение целиком, уделяя особое внимание переходам от одного куска текста к другому.