Совет 1: Как провести рефлексии на уроке

Рефлексия - обязательная составляющая современного урока. Это своеобразное подведение итогов учебной деятельности учащихся, некий самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу. Как же проводить рефлексию эффективно и интересно?
Как провести рефлексии на уроке
Инструкция
1
В переводе с латинского слово "рефлексия" обозначает "обращение назад". Она проводится чаще всего в начале или в конце урока, когда необходимо мотивировать детей на урок или подвести итог, повторить и обобщить изученное, оценить результат.
2
Рефлексию положительного настроения и эмоционального состояния проводите в начале урока. Это позволит вам наладить контакт с учениками.
Но этот вид рефлексии возможен и в конце урока. Например, можно раздать детям карточки разного цвета. Расскажите ребятам, что зеленый цвет будет обозначать их гармоничное, комфортное состояние, а желтый - спокойное и ровное, красный - тревожное. Попросите детей поднять карточки того цвета, какого они захотят, оценивая свою работу. Скажите учащимся, что они могут также поместить карточки в специально подготовленные кармашки.
3
Следующий вид рефлексии - это оценка своей деятельности. Ребенок должен задуматься над такими вопросами: "Что я успел сделать на уроке? Чего достиг? Что осталось для меня нерешенным?"
Провести такой вид рефлексии можно, оформив "лестницу успеха". Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.
4
Проведите на уроке рефлексию содержания учебного материала. Этот способ позволяет учителю понять, насколько усвоен учебный материал.
Предложите фразы, которые ребенок должен закончить. Например:

я познакомился с ...

было непросто ...

я добился ...

у меня получилось ...

хотелось бы ...

мне запомнилось ...

я попробую ...
В результате такой рефлексии ребята сами оценивают вклад в то, насколько продуктивным получился урок, отмечают его интересные моменты и продуктивность.
5
Как проводить рефлексию - для себя сам решает каждый педагог. Это ваше творчество. Придумывайте новые методы, используйте карточки, оценочные листы, графики и рисунки. Все это позволит вам добиваться лучших результатов.

Совет 2 : Как закончить урок: вопросы на рефлексию

Одним из компонентов урока является рефлексия. Учитель задает вопросы детям, чтобы они могли оглянуться на проделанную работу и оценить свои старания.
Как закончить урок: вопросы на рефлексию

Рефлексивный момент в конце занятия может включать в себя как опрос по изученной теме, так и вопросы на самооценку.


Во время опроса-итога по изученной теме, ребята пытаются вспомнить не только теорию, но и то, как они работали во время урока. Примеры таких вопросов:


1.     Что нового вы сегодня узнали?


2.     Что показалось вам наиболее интересным?


3.     Чему научились?


4.     Что показалось трудным?


5.     Что ты ожидал от урока, а что получил?


Вопросы на самооценку:


1.     У меня получилось…


2.     Как ты выполнял задания? Как работал твой класс?


3.     Отметь на листе один или два пункта: узнал что-то новое, расстроился, удивился, научился, получил радость, ничего не понял.


Рефлексия может быть как индивидуальной, так и коллективной. Для того, чтобы дети могли оценить работу друг друга подойдет следующее упражнение. Выбери одну фразу для соседа по парте: ты молодец, я доволен твоей работой, ты мог бы поработать лучше.


Для рефлексии также можно использовать упражнение «Чемодан, мясорубка, корзина». Когда вы говорите «чемодан», дети вспоминают с урока всё, что им пригодится в дальнейшем. «Мясорубка» - это то, что ребенок будет перерабатывать дома. «Корзина» то негативное, что мешало ребенку во время урока. То, что ребенок в дальнейшем постарается не использовать. 

Источники:
  • "Приемы педагогической техники", А. Гин, 2017
Совет полезен?
Поиск
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500