Инструкция
1
Ребенок раннего и дошкольного возраста как должное воспринимает то, что рядом с ним есть дети других национальностей, у которых необычные имена и которые могут говорить со своими родителями не только на том языке, на котором говорят все вокруг, но и на каком-то еще. Поэтому главная задача воспитателя детского сада и родителей ребенка-дошкольника — всячески поддерживать такое отношение и никоим образом не высказывать своего негатива, даже если он есть. Всячески приветствуйте готовность малышей спокойно играть друг с другом. Если дети ссорятся, обращайте внимание на суть конфликта, а не на национальность драчунов.
2
Детям младшего школьного возраста можно объяснить, что на свете есть другие страны, где люди говорят на других языках и живут по-другому. Эти люди не всегда могут хорошо жить в своей стране, поэтому некоторые стремятся переселиться в другие места. Если твой сосед по парте ничего плохого тебе не сделал, то незачем дразнить или попрекать его тем, что он здесь чужой. Не следует этого делать и во время ссоры. Нельзя давать себя в обиду вне зависимости от национальности обидчика. Учите ребенка вести конструктивный диалог со всеми людьми.
3
Причиной нетолерантности нередко является ксенофобия. Постарайтесь избавиться от нее сами и избавьте ребенка. Объясните, что нельзя нападать только потому, что чего-то боишься. В причинах страхов необходимо разобраться. Если страх имеет под собой какую-то реальную причину, если ребенка напугал человек другой национальности, объясните, что причина в конкретном человеке, в его личных качествах, а не в его национальности.
4
Нетолерантность может быть связана не только с национальностью людей, но и с их религиозными взглядами. Учите ребенка искать конструктивные методы взаимодействия с людьми, имеющими разное мировоззрение. Объясните, что в разных странах у людей разные обычаи. Почаще рассказывайте ребенку о разных культурах, посещайте выставки в этнографических музеях, если таковые имеются поблизости. Дайте ему понять, что люди, придерживающиеся разных обычаев и традиций, все равно должны оставаться людьми. Учите видеть в человеке его личные качества.
5
Особая статья — отношение к инвалидам. Если в семье есть человек с ограниченными возможностями, проблем обычно не возникает. Ребенок с младенчества привыкает к тому, что рядом находится человек, который по своим физическим особенностям отличается от остальных, но он остается человеком, со своим характером, интересами, способностями. Просто этот человек может нуждаться в особом режиме и некоторых механических устройствах. Общаться с ним можно и нужно точно так же, как и с другими людьми. Очень хорошо, если дети будут часто играть вместе, это принесет пользу и ребенку-инвалиду, и здоровому малышу.