Совет 1: Как писать сочинение-отзыв

На уроках литературы учителя используют разнообразные виды сочинений. Одним из них является сочинение-отзыв, которое направлено на понимание художественного текста с эмоциональной точки зрения. Этот вид работы позволяет формировать у учащихся умение давать оценочное суждение произведению. Но для школьников написание отзыва вызывает трудности. Какой последовательности придерживаться в данном случае?
Инструкция
1
Расскажите о ваших читательских пристрастиях (произведения какого жанра вам нравятся). Напишите, как познакомились с произведением, которому посвящено сочинение, что привлекло в процессе чтения. Сформулируйте тезис, где кратко отразите отношение к тексту (понравилось / не понравилось).
2
Определите актуальность темы и проблем, поднятых автором в произведении. Например, в повести «Прощание с Матерой» В. Распутин рассматривает тему деревни, ее гибель и переживания главной героини.
3
Сделайте краткий обзор наиболее важных эпизодов произведения, отметьте их значимость в раскрытии темы. Многие учащиеся здесь делают ошибку, пересказывая художественный текст.
4
Охарактеризуйте персонажи, дайте оценку их поведения в разных событиях произведения с нравственной позиции, отметьте важность участия в изображаемых событиях, а также рассмотрите взаимоотношения героев. Напишите, с какой целью эти человеческие типы (характеры) введены в систему персонажей. Расскажите о вашем отношении к ним и их судьбам. Используйте синонимы, чтобы избежать повторений. Например: понравиться, произвести неизгладимое впечатление, привлечь внимание, запомниться; интересный, увлекательный, занимательный; описывать, рисовать, обрисовывать; изображать, рассказывать о…, вводить в…, знакомить с…, показывать и т.д.
5
Сделайте выводы: какие чувства и мысли возникли в связи с прочитанным, ваша жизненная позиция по поводу изложенной в произведении ситуации.
6
Обобщите аргументы и выводы, сопоставьте это произведение с другими текстами того же автора и аналогичными текстами писателей той же эпохи, выявите место и значимость в общественной жизни. Укажите, продолжите ли знакомство с творчеством этого писателя. Отзыв можно закончить какой-либо просьбой или обращением к читателям.

Совет 2: Как закончить сочинение

Случается такое с каждым школьником - формулируешь тезисы, складываешь думы в слова, выражаешь свое мнение и вдруг... Мысль замерла. Все, вроде, сказано, но не хватает самого главного - завершения. Написать удачное заключение - значит закончить сочинение на "отлично".
Вам понадобится
  • тетрадь с сочинением, ручка, листок бумаги
Инструкция
1
Перечитайте еще раз внимательно свое сочинение. В каждом абзаце кроются мысли. Запишите их вкратце на листочек. Осмыслите все написанное, ответьте себе на вопрос: "О чем все это?"
2
Освойте простой способ написания заключения. В тетрадь с сочинением перепишите главные мысли, выделенные из всех абзацев. Придайте им литературную форму и убедительность. Начать можно с общих фраз: "Таким образом...", "Итак...", "Из всего вышесказанного следует..." Такое заключение лишь подытожит ваше сочинение, но не внесет ничего нового.
3
Освойте творческий подход к написанию заключения. Сядьте и поразмыслите над темой. К примеру, тема вашего сочинения "Образ Базарова в произведении Тургенева "Отцы и дети". Подумайте, как лично вы относитесь к Базарову? Представьте себя на его месте. Как бы вы поступили на месте героя в ситуациях, описанных в романе? Есть ли место Базаровым в современной жизни?

В таком же ключе поразмыслите над любой другой темой сочинения. Все свои размышления запишите на листочек бумаги и придайте им литературную форму. Перечитайте. Понравилось, выглядит убедительно? Теперь перепишите в тетрадь с сочинением.
Видео по теме

Совет 3: Как писать отзыв на произведение

Отзыв – жанр литературы, сочетающий в себе художественный и научный подход. Автор отзыва должен проанализировать то или иное произведение с «анатомической» точки зрения: определить его жанр, назвать художественно-выразительные средства, выявить мотивы поведения героев и автора, найти связь с историческим контекстом. Для автора отзыва это возможность развить в себе талант аналитика, а для читателя – возможность познакомиться с произведением перед чтением.
Инструкция
1
Дайте историко-биографическую справку об авторе: когда он жил, чем занимался. Вашему читателю будет интересно узнать, что сказочник Гофман писал музыку к спектаклям и операм, а еще интереснее узнать, где эту музыку можно послушать.
В этой же части расскажите о политических взглядах автора и о политических силах его времени и страны.
2
Опишите историю создания анализируемого произведения: дата, место, люди, прототипы героев.
3
Определите жанровые особенности произведения и дайте определение жанра. Расскажите, какие особенности ему были присущи в эпоху автора. Объясните, что нового привнес автор в этот жанр, а в чем решил соблюсти традиции. Возможно, он стал основоположником этого жанра, это тоже нужно указать и доказать.
4
Для произведения временного вида искусства (музыка, танец, литература, театр, кино) изложите сюжет произведения по схеме: экспозиция – завязка – кульминация – развязка – финал. Дайте характеристику героям.
Для произведения архитектурного, художественного, скульптурного и фотоискусства (пространственные виды) опишите суть изображенного.
5
Перечислите используемые средства выразительности: цвет, форма, стилизация, мелодика, гармония, границы кадра, речь, манеры и прочее.
6
Проведите историческую аналогию между жизнью автора и современностью. Объясните, почему произведение остается актуальным по сей день и какой смысл могут извлечь из него читатели, зрители, слушатели.
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше