Совет 1: Как определить окончание в глаголах

Глагол, как и любая другая изменяемая часть речи, имеет окончание. Еще со школьной скамьи вы узнали, что глаголы - это часть речи, отвечающая на вопросы "что делать", "что сделать" и имеющие два спряжения. Именно на эти факторы обращают внимание в первую очередь при определении окончания.
Как определить окончание в глаголах
Инструкция
1
Несмотря на то, что правописание личных окончаний глагола изучается со 2-3 классов, допускаемые ошибки встречаются очень часто. Прежде всего следует запомнить, что окончания зависят от спряжения. Первым делом просклоняйте глагол. Это основной метод обнаружения окончания в любой части речи. Та часть слова, которая изменяется при склонении и есть искомое окончание.
2
В русском языке глагол имеет два вида спряжения: первое и второе, обозначаются римскими цифрами соответственно (I и II). Глаголы I спряжения имеют окончания -у (-ю), -ем, -ет, -ешь, -ут (-ют), -ете. Например, читаю, читаем, читает, читаешь, читают, читаете. Среди глаголов этого спряжения существует 11 исключений: гнать,держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть. II спряжение имеет окончания -у, -ит, -ишь, -им, -ат (-ят), -ите. Например, кручу,крутит, крутишь, крутим, крутят, крутите. Написание окончания не вызывает затруднения, если на него падает ударение. Если же это не так, нужно определить тип спряжения глагола и ставить окончании в соответствии с ним.
3
Как и в любом правиле, в написании окончаний глаголов существует несколько отклонений от нормы. Обратите внимание на так называемые разноспрягаемые глаголы: хотеть, брезжить и бежать. Эти глаголы имеют окончания как первого, так и второго спряжения.
Хочу - хочешь - хочет; но хотим - хотите - хотят.
Бегу - бежишь - бежит; но бежим - бежите - бегут.
В глаголах повелительного наклонения в окончаниях глаголов любого из двух спряжений пишется форма второго спряжения -ите. Глаголы класть, ездить, ехать имеют формы: клади (положи, положите), поезжай(-те), езди(-те).
Также правильное написание глаголов с приставкой -обес(-обез) зависит от переходности. Непереходные глаголы относят к первому спряжению. Переходные - ко второму.
Источники:
  • как определить личное окончание глагола
  • Фестиваль педагогических идей

Совет 2 : Как определить окончание

Окончанием называют значимую изменяемую часть слова. Оно помогает согласовывать слова в предложениях, а также указывает на число, падеж, лицо или род. Эта морфема служит только для образования одной и той же формы слова. Обычно окончание располагается после корня и суффиксов. Существует также термин "нулевое окончание", когда слово заканчивается на согласную основы. Определять окончание учат уже в начальных классах школы, так как это необходимо для дальнейшего освоения правил русского языка.
Русский язык считается довольно трудным для изучения
Вам понадобится
  • Для того, чтобы правильно выделить эту морфему, вам понадобится немного времени, а также знание морфологии и грамматики русского языка.
Инструкция
1
Так как окончание является изменяемой частью, то определить его можно, спрягая или склоняя слова. Существительные, прилагательные, местоимения и причастия можно изменять по падежам или числам, а глаголы по родам, числам и лицам.
2
Внимательно наблюдайте за тем, какая часть слова изменяется. Возможно, в исходном слове нулевое окончание, однако оно все равно есть. если его можно выделить в других формах.
3
Теперь выделите окончание. Графически оно обозначается прямоугольником.
Видео по теме
Обратите внимание
Существуют неизменяемые слова. У них окончания отсутствуют. К ним относятся деепричастия, а также наречия.
Полезный совет
Мы привыкли к тому, что окончание находится в конце слова. Однако в возвратных глаголах и причастиях после окончания может стоять суффикс -ся, а у сложных числительных может быть не одно, а несколько окончаний.

Совет 3 : Как выделить окончание

Наука, занимающаяся изучением законов образования слов, а также исследованием функций каждой из частей слова называется словообразованием. Интересно, что процесс словообразования - один из самых динамичных процессов в современном русском языке. Это значит, что и человеческое сознание не стоит на месте, открывая новые понятия и явления, а для объяснения их, соответственно, и новые слова.
Как выделить окончание
Вам понадобится
  • Текст для работы, из которого можно выделить слова для работы, карандаш.
Инструкция
1
Выберите слово для разбора. Например, слово «стол». Для того, чтобы найти окончание в этом слове нужно разобраться с тем, что называется окончанием. «Окончание» (или «флексия») - это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим словам, т.е. является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении.» (справочник Д.Э. Розенталя).
В каждом ли слове есть <strong>окончание</strong>?
2
Начните изменять слово «стол» - стола, столу, столом. Очевидно, что во время подбора разных форм данного слова у него остается неизменяемая часть - эта часть называется основой. Оставшаяся часть во всех формах и будет окончанием. стол-а, стол-у, стол-ом, на стол-е и т.д.
Слова обладают своей архитектурой.
3
Проверьте себя и выделите окончания у следующих слов:
деревня, двор, пригласила, Байкал, чемодан, девушкой, березки, ямщик, паровоз, столбы, юг, пыль, окраина, чайник, птицы, купель, грузовичок.
У каждой части слова есть свое значение и функция
Видео по теме
Обратите внимание
В именительном падеже у слова «стол» - нулевое окончание.
Полезный совет
Для того, чтобы научиться выделять окончание, нужно уметь находить и другие составляющие компоненты слова - корень, аффиксы (приставки и суффиксы). Основой же называется часть слова без окончания - она выражает лексическое значение слова.

Совет 4 : Как найти в слове окончание

Окончание – это словоизменительная морфема, при помощи которой образуются различные формы одного слова. Служат окончания для связи слов в предложениях и словосочетаниях и несут грамматическую функцию. Умение выделить в слове окончание помогает определить род, число, падеж или лицо разных частей речи.
Как найти в слове окончание
Инструкция
1
Окончание обычно стоит после основы, в конце слова, и указывает на число, род, падеж или лицо. Например, в словосочетании «цел-ую недел-ю» окончания говорят о винительном падеже, женском роде и единственном числе, а в предложении «Я целу-ю» - о 1 лице, единственном числе и настоящем времени.
2
В некоторых словоформах после окончания может идти постфикс: «катал-а-сь – катал-и-сь». Здесь «-а» и «-и» – изменяемые морфемы, они являются окончаниями, а «-сь» – постфикс – он остается без изменения.
3
У разных частей речи окончания имеют свои грамматические значения. У личных местоимений, существительных и числительных по окончанию можно определить падеж и число; у причастий, прилагательных и некоторых местоимений – не только падеж и число, но и род; у глаголов настоящего и будущего времени оно указывает на лицо и число, а прошедшего – род и число. К примеру, окончание «-а» в словоформе «вода» выражает значение женского рода, единственного числа, именительного падежа. А окончание «-ыми» в слове «зелеными» говорит о множественном числе и творительном падеже.
4
Окончание может выражаться разным количеством звуков: «окн-о – окн-ом». В первой словоформе окончание выражено одним звуком «-о», а во второй двумя – «-ом».
5
В ряде словоформ окончание не выражается какими-либо звуками или буквами и бывает нулевым. Оно обнаруживается при склонении и последующем сравнении различных форм одного слова. Например, «орел – орла – орлу». В словоформе «орел» - нулевое окончание, которое при разборе слова по составу обозначается знаком пустого квадратика, нарисованного после слова.
6
Чтобы выделить окончание, необходимо изменить слово (просклонять или проспрягать его). Изменяемая часть слова и будет являться окончанием: «дом – дом-а», «летн-ий – летн-его», «ворч-у – ворч-ит».
7
В русском языке есть слова, у которых нет окончания. Они называются неизменяемыми («кашне», «кофе», «кафе»), также не имеют окончаний все деепричастия («читая», «устав», «задумавши») и наречия («бегом», «хорошо», «слева»).
8
Важно отличать слова с нулевым окончанием от не имеющих окончания лексем. Например, в предложениях «Он весело посмотрел на нас» и «Лицо ее было весело» есть близкие слова «весело». В первом предложении оно является наречием ( посмотрел (как?) весело), неизменяемой частью речи, которая не имеет окончаний. Морфема «-о» в наречии является суффиксом. А во втором – «весело» - краткое прилагательное (лицо (каково?) весело), которое изменяется по числам и родам. «Лица весел-ы», «девушка весел-а», «рассказ весел», следовательно «-о» в слове «весело» будет окончанием.
Источники:
  • Культура письменной речи. Разбор слова по составу. Окончание
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500