Инструкция
1
Техно-футуризм. Технократия, власть машин, искусственный интеллект и слияние человека с машиной - ключевые моменты этого направления. Городские ландшафты предполагают наличие сложносочиненных механизмов, роботов, иногда человекоподобных, причудливые летательные аппараты и наземные транспортные средства. Гаджеты - непременный атрибут граждан. Довольно интересно посмотреть на школу или больницу, где школьники работают с самыми причудливыми приборами, а пациенты могут передвигаться благодаря сложных протезам и даже экзоскелетам. Описания таких ландшафтов можно найти, например, в романах Уильяма Гибсона и других представителей направления киберпанкт.
2
Эко-утопия. Торжество экологии, биоинженерии и высоких технологий. Урбанистический ландшафт вредполагает гармоничное слияние высоких технологий с причудливыми растениями. Одна из "фишек" этого направления - плавающие города и биодома в стволах деревьев или на деревьях. Типичный эко-город будущего похож на английский парк, жители которого ездят на велосипедах или используют персональные летательные средства. Что касается пейзажа в целом, то крыши эко-зданий покрыты растительностью или же на них установлены солнечные батареи, ветрогенераторы - любые другие источники эко-энергии. Завод по переработке мусора - это, пожалуй, одна из важнейших достопримечательностей эко-города будущего.
3
Апокалипсис. Пессимистическая модель города будущего - это нестандартный, но вполне возможный выбор. Если художник хочет подчеркнуть, что существующие проблемы приведут к катастрофе (будь это научно-техническая, военная или экологическая проблематика), он волен изобразить городской ландшафт, разрушенный военными действиями, или же пребывающий в запустении. Например, нет людей, в пустых домах резвятся животные, растения обвивают фонарные столбы, деревья пробиваются через растрескавшийся асфальт.
4
Антиутопия. Описание таких ландшафтов и городов можно найти, например, в романах "Мы" Замятина, "1984" Оруэлла, "О дивный новый мир" О.Хаксли. Пространство этих произведений - это мир, точнее закрытые города, где за отдельным человеком установлен абсолютный контроль, где личная жизнь отсутствует как явление, все на виду. Так, у Замятина, центральный элемент городского пейзажа - это дома, стеклянные стены которых не позволяют уединиться. Граждане практически безлики, они гуляют строем, как на параде, одеты в одинаковые туники с номерами. Еще один важный момент - городская стена и купол. Средства наблюдения, стражники в причудливой экипировке, граждане - в одинаковой одежде - вот приметы города будущего этого типа.
5
Невозможно нарисовать город будущего без его граждан. Но какие они, как выглядят - это зависит от модели будущего. Можно сказать точно, что тема управляемых мутаций, "биологического апгрейда" и слияния человека с машиной довольно востребована в этом контексте, вне зависимости от социального строя города будущего. Например, Сол Беллоу в романе «Планета мистера Сэммлера» описывает человека будущего следующим образом: «Грандиозная личность красивого зеленого цвета, с рукой, развившейся в набор универсальных инструментов, приборов точных и тонких, с указательным и большим пальцами, способными передать тысячи фунтов давления".