Совет 1: Как ориентироваться по карте

Чтобы ориентироваться по карте, надо учитывать, что северная сторона расположена в верхней части, южная – внизу, западная – в левой, восточная – в правой. Необходимо знать и понимать условные обозначения объектов, нанесенные на карту, и уметь определить на местности стороны света.
Как ориентироваться по карте
Вам понадобится
  • Спортивная карта, компас, механические часы.
Инструкция
1
Расположите карту на ровной горизонтальной поверхности. Положите компас так, чтобы его стрелка была параллельна боковой рамке карты. После того, как стрелка успокоится, осторожно поворачивайте карту до тех пор, пока северный (красный) конец стрелки не совпадет с северным направлением карты. Если нет компаса, направление сторон света придется определять по солнцу, звездам или луне. Механические часы расположите горизонтально так, чтобы часовая стрелка указывала на солнце. Угол между часовой стрелкой и направлением на 2 часа разделите пополам. Биссектриса указывает направление на юг. Этот метод относительно точно поможет сориентироваться в северных и умеренных широтах зимой. Весной, осенью и, особенно, летом, его точность снижается. В южных широтах к нему прибегать не стоит. Следует запомнить, что в средней полосе России солнце восходит на востоке и заходит на западе весной и осенью. Летом восход наблюдается на северо-востоке, заход – на северо-западе. Зимой восход смещается на юго-восток, а заход – на юго-запад. На юге солнце бывает в 14 часов летом и в 13 часов – зимой. Ночью можно определить направление на север по Полярной звезде. Найдите в небе ковш Большой Медведицы. Через две последние звезды ручки ковша проведите вверх прямую линию. Мысленно умножьте расстояние между этими двумя звездами на пять и отложите отрезок соответствующей длины по линии вверх. Там находится Полярная звезда. Повернитесь к ней и получите направление на север.
2
Определите свое местонахождение, найдя на местности какой-либо ориентир и привязав его к условному обозначению на карте. Проще всего ориентироваться по точечным (камень, яма, родник, строение, колодец и пр.) и линейным (река, дорога, граница леса) объектам.
3
Определите направление движения и составьте маршрут, используя привязки на местности, которые помогут вам ориентироваться. Удобнее всего использовать спортивную карту, на которой подробно обозначен рельеф местности, направление дорог и тропинок, контуры застроек и природных объектов. Кроме того, на спортивной карте выдержаны расстояния между объектами. Измерьте расстояние на карте между двумя объектами при помощи линейки компаса и умножьте его на масштаб карты. Считайте свои шаги между этими объектами – таким образом, вы сможете определять расстояние на местности по шагам.
4
Научитесь держать карту в памяти и выхватывать на местности ориентиры, которые вы наметили как привязки. Регулярно сверяйтесь с компасом и картой, чтобы не сбиться с маршрута. Если это произошло, определите свое местонахождение, используя объекты на местности, и намечайте новый маршрут.
Полезный совет
Держите азимут, выстроив цепочку привязок на местности. Старайтесь держаться курса на самый дальний ориентир.

Совет 2 : Как ориентироваться по компасу

С наступлением летнего сезона многие горожане стремятся выбраться на природу. Пеший поход, сбор ягод и грибов превращаются порой в увлекательное путешествие. При этом всегда необходимо помнить, что в незнакомой местности недолго и заблудиться. Поэтому, отправляясь в лес, возьмите с собой компас и карту местности. Умение ориентироваться по компасу – полезный навык, нужный любому туристу.
Как ориентироваться по компасу
Вам понадобится
  • - компас;
  • - карта местности;
  • - прозрачная линейка
  • - карандаш.
Инструкция
1
Ознакомьтесь с устройством компаса. Обычно он имеет круглую шкалу, разбитую на 120 делений, каждое из которых представляет собой шаг в 3 градуса. Лимбы некоторых компасов имеют отметки угловых градусов от 0 до 359 и обозначения главных румбов, указывающих на север (N), юг (S), запад (W) и восток (E). В центре компаса расположена стрелка, всегда ориентированная в направлении «север-юг».
2
Приобретая компас, проверьте намагниченность стрелки. Для этого поднесите к стрелке массивный железный предмет. Убедитесь, что стрелка отклоняется в его сторону. Желательно приобрести компас, внутренняя часть которого заполнена жидкостью, препятствующей колебаниям. Таким устройством можно пользоваться даже на ходу.
3
Поместите компас на ровную горизонтальную поверхность. Выключите тормоз, фиксирующий положение стрелки. Дождитесь, когда стрелка прекратит колебаться и успокоится.
4
Осторожно вращая компас, совместите северный конец стрелки с буквой N на шкале прибора. Вы только что ориентировали компас по сторонам горизонта. Не ошибитесь в определении севера и юга. Часть стрелки, указывающая на север, может иметь синий цвет или отличаться по форме от «южного» конца. Иногда «северная» часть стрелки имеет светящуюся точку. Для полной уверенности ознакомьтесь с инструкцией к прибору.
5
Осуществите так называемую привязку к местности. Выберите ориентир, то есть объект, к которому вы будете возвращаться после завершения движения на местности. Выбирайте линейный объект: дорогу, просеку, линию электропередач, реку и так далее. Это позволит вам не промахнуться при возвращении к исходному пункту.
6
Выберите направление движения от исходной точки. Запомните или запишите угловое значение, соответствующее этому направлению, сверившись с компасом. Например, вы решили, что пойдете от точки стояния на северо-восток. Это означает, что возвращаться вам придется в противоположном направлении, то есть на юго-запад.
7
Если предполагаемый маршрут движения имеет характер ломаной линии, отсчитывайте при ходьбе количество пар шагов, а в местах поворотов вновь сверяйтесь с компасом, определяя новый курс в градусах. При этом старайтесь выделять на маршруте хорошо видимые ориентиры: вышки, опоры ЛЭП, высокие деревья и т.п.
8
Если в вашем распоряжении имеется карта местности, отмечайте на ней свой маршрут по ходу движения, проставляя контрольные точки. Это позволит при возвращении не сбиться с курса и точно выйти в исходный пункт.
Источники:
  • ориентирование по компасу

Совет 3 : Как выглядит компас

Компас – надежный помощник туриста, рыбака и охотника. Он помогает чувствовать себя уверенно даже в незнакомых лесных краях. Обладая навыками работы с этим прибором, можно ориентироваться на местности, выбирая правильное направление движения и не рискуя заблудиться. Туристический магнитный компас дешев, практичен и прост по своей конструкции.
Как выглядит компас
Инструкция
1
Традиционный магнитный компас, предназначенный для туристов или охотников, по внешнему виду напоминает большие наручные часы. Его корпус обычно имеет округлую форму. Верхняя часть компаса прикрыта стеклом. Под ним находится плоский диск с нанесенными по кругу делениями. Диск может быть разделен на 360 градусов или же на 120 частей. Во втором случае цена одного деления равняется трем градусам. На диске имеются также буквы, обозначающие стороны горизонта.
2
В центре диска неподвижно установлена игла, на которой свободно вращается стрелка из магнитного материала. Как правило, компас снабжен специальным тормозным рычажком, который фиксирует стрелку в неподвижном состоянии, когда прибором не пользуются. Перед применением рычаг отжимают, после чего магнитная стрелка переходит в свободное состояние, указывая одним концом на север, другим – на юг. Чтобы облегчить наведение компаса на ориентир, прибор снабжают визирным приспособлением.
3
Компас военного назначения по виду напоминает туристический, но может иметь в своем составе линейку и дополнительную шкалу на диске, размеченную в тысячных долях радиана. Как правило, такие приборы изготовляют в металлическом корпусе. Визирное приспособление здесь имеет более внушительный вид и позволяет проводить простую съемку местности. Военный компас может быть оснащен увеличительной линзой для рассматривания картографических материалов. Такой прибор позволяет определять направление движения с большей точностью.
4
Существуют специальные компасы для геологов. Такой профессиональный прибор, как правило, оснащается защитой от неблагоприятных внешних воздействий и дополнительной шкалой, направленной против часовой стрелки. Он имеет также встроенный клинометр и другие полезные приспособления, посредством которых можно, к примеру, быстро определять углы залегания отдельных слоев геологических пород. К геологическому компасу может прилагаться прочный чехол, предохраняющий прибор от ударов, а потому незаменимый при транспортировке.
5
На речных и морских судах, а также на самолетах обычно устанавливают так называемые гироскопические компасы. Это массивное устройство может быть различным по форме и размерам. Такой прибор обладает высокой устойчивостью к колебаниям, качке и деформациям. Компас данного типа оснащен встроенным гироскопом, поэтому показывает на истинный, а не на магнитный полюс планеты. В повседневной практике любителям путешествий сталкиваться с такими приборами приходится крайне редко.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500