Совет 1: Как определить на карте стороны света

Необходимость определить на карте стороны света вызвана тем, что составители карт, особенно электронных, часто пренебрегают необходимостью указать хотя бы основные стороны света. Поэтому, если вы соответствующий урок географии в школе проболели, вам приходится долго думать, где же на карте север, а где юг.
Вам понадобится
  • - электронная или бумажная карта.
Инструкция
1
Чтобы определить местонахождение сторон света на электронной карте, попробуйте ее повернуть. Если карта не поворачивается, а зафиксирована в одном положении, можете смело делать вывод, что север наверху, юг внизу, восток справа, а запад слева. При необходимости определите второстепенные стороны света: северо-восток в правом верхнем углу экрана, юго-восток в правом нижнем, северо-запад в левом верхнем и юго-запад в левом нижнем углу соответственно.
2
Если электронная карта поворачивается (например, на навигаторах карта двигается в соответствии с направлением движения), внимательно осмотрите экран. В одном из углов, например, в правом верхнем (как на примере) будет указание на направление сторон света в виде длинного двухцветного ромба. Запомните, север всегда красный. Соответственно, найдите остальные стороны света, для этого поверните карту так, чтобы север оказался сверху. При этом юг будет внизу, восток справа, а запад слева.
Как определить на карте стороны света
3
Для того чтобы определить стороны света на бумажной карте, поверните ее так, чтобы можно было прочитать надписи. При этом смотрите, чтобы надписи шли с запада на восток, а верх букв и цифр был наверху. Теперь смело можете сказать, что север наверху, юг внизу, запад слева, а восток – справа.
4
Другой способ определить стороны света на бумажной карте: осмотрите весь периметр карты и где-нибудь в углу найдите четырехконечную звезду. У каждой стороны стоят буквы: С или N (север), Ю или S (юг), З или W (запад), В или Е (восток). Определите сторону света согласно этим направлениям.
стороны света
5
Если же дело касается старинной рукописной карты, учтите, что раньше картографы ориентировались на юг. Для определения сторон света по такой карте необходимо найти обозначение звезды с указанием английских букв S, N, W, E, что соответствует первым буквам названий сторон света в английском языке — South (юг), North (север), West (запад), East (восток). Если обозначений нет, найдите описанный участок суши на современной карте и сверьте направление сторон света.
старинная карта, север внизу

Совет 2: Как узнать стороны света

Умение ориентироваться на местности, возможно, не так необходимо в городе, но что делать, если привычные ориентиры в виде домов и улиц отсутствуют? Определить свое местоположение в условиях, когда нет компаса и GPS-навигатора, помогут нехитрые правила, некоторые из которых известны еще со школьной скамьи.
Инструкция
1
Самый простой, но и самый ненадежный способ – определение сторон света по мху, веткам деревьев, тающему льду и снегу и т.д. Итак, смола хвойных деревьев больше выступает с южной стороны. Мха больше на северной стороне деревьев, камней и скал. Снег быстрее тает на южной стороне холмов и под деревьями, а вот в оврагах, наоборот, северная сторона подтаивает быстрее, т.к. южную загораживает склон. Используйте этот способ в дополнение к другим, о которых речь пойдет ниже.
2
Стороны света можно точно определить в лесу при наличии просеки. Прорубаются просеки строго с севера на юг или с запада на восток. Также можно посмотреть номера на столбах, расположенных на пересечении просек. Меньшие из четырех чисел нанесены на тех гранях столба, которые обращены на север и на юг. Меньшее число, из тех, что указывают на запад и восток, будет смотреть на запад, т.к. нумерация столбов по горизонтали в России начинается с запада.
3
Узнать стороны света можно по солнцу с помощью наручных часов. Для этого поверните циферблат так, чтобы часовая стрелка указывала на солнце. Разделите угол, находящийся между часовой стрелкой и отметкой 12 часов пополам (до обеда это будет угол слева от 12-ти, после обеда – справа). Ось, проходящая от центра часов через полученную точку, будет указывать на юг.
4
Помимо этого солнце поможет определить стороны света по вашей тени. Если в полдень встать к солнцу спиной, тень будет указывать на север (соответственно, сзади окажется юг, слева запад, а справа восток). С весны по осень солнце находится на востоке в 6:00, на юго-востоке в 9:00, на юге в 13:00, на юго-западе в 15:00, на западе в 18:00.
5
Издревле люди определяли стороны света по звездам. Утренняя звезда – планета Венера – названа так, потому что утром появляется на западе, сразу после захода на востоке. В утренние часы она одна заметна на небосклоне.
6
Кроме этого вы можете определить север с помощью Полярной звезды. Мысленно проведите черту через две крайние звезды в ковше Большой Медведицы, дотяните линию до крайних звезд в ручке ковша Малой Медведицы – самая яркая звезда – Полярная.
Видео по теме

Совет 3: Как определить стороны света

Определить стороны света можно как минимум десятью способами. Сориентироваться на местности поможет сама природа. Самый верный способ – это компас.

 Однако если компаса нет под рукой, тогда правильно определить сторону света можно:

1.    По полярной звезде. Она всегда указывает на север. На небе нужно отыскать созвездие Большой Медведицы. Получится это только, если небо ясное. Полярная звезда находится в конце ковша Малой Медведицы, а “дойти” до него поможет отложенное пять раз расстояние, равное стороне большого ковша. Если мысленно провести перпендикуляр к земле от полярной звезды, то в том направлении и будет север.

2.    По созвездию Южного Креста. Этот метод можно применять в южном полушарии. Южный Крест – это четыре звезды. Слева от него находятся звезды-указатели. Если провести перпендикуляр через Южный крест и пересечь его с прямой от этих двух звезд, в том направлении, где они пересекутся, и будет юг.

3.    По солнцу. Если есть часы, то в солнечную погоду можно ими воспользоваться. Часовую стрелку направляем на солнце. Если разделить полученный между 12 часами и часовой стрелкой угол пополам, то эта середина и будет направлением юга. Пользоваться данным методом можно с 6.00 до 18.00.

4.    По луне. Опять же понадобятся часы. Радиус луны делится на шесть частей. Смотрим, сколько частей диска луна видно в данную минуту. К часу, когда производится наблюдение, нужно прибавить количество видимых частей, если луна убывающая, или отнять, если луна прибывающая. Число, которое получится, следует отметить на циферблате и направить на луну. Зимой проводим линию между этой линией и цифрой 1, а летом между цифрой 2.  Срединная линия и будет направлять на юг.

Определить стороны света можно по природным показателям:

1.    Всем известно, что на деревьях мох растет с северной стороны. Это же касается пней, коряг, камней и т.п.

2.    Снег тает быстрее с южной стороны камней, холмов и склонов.

3.    Птицы осенью летят на север, весной на юг.

4.    Летом в жару смола на елях и соснах выделяется по большей части с южной стороны.

5.    Грибы предпочитают появляться на северной стороне от деревьев. С южной практически не растут.

6.    Муравьи устраивают свои домики с южной стороны от дерева, пня или куста. Также южная сторона муравейника более пологая.

7.    Дубы и сосны растут по большей части на южных склонах, бук, ель и пихта любят северные склоны.

8.    Возле камней почва более влажная с южной стороны.

Видео по теме

Совет 4: Как определить восток

Издавна человек пользуется системой сторон света, для определения местоположения или направления. Раньше люди ориентировались по звездам. Затем был изобретен компас, он заменил астрономическую систему в большинстве случаев. У каждого охотника и следопыта есть собственная система определения сторон света. Поговорим о том, как найти восток в различных условиях.
Инструкция
1
Прежде всего, необходимо знать, что из себя представляют стороны света. Для этого необходимо знать их расположение. В качестве системы отсчета, мы будем рассматривать собственное тело. Относительно него, север будет находиться прямо перед собой, юг со стороны спины, восток справа, запад слева. Конечно же, для начала нужно правильно себя расположить по признакам, которые определять сторону света.
2
Самый простой способ нахождения востока – по стрелке компаса. Для этого кладем компас на твердую поверхность. Куда укажет синяя стрелка, там и будет находиться север. Следовательно, справа будет восток.
3
Следующий способ основан на использовании солнца. Заключается он в том, что солнце всегда встает на востоке, а садится на западе. Как только вы узнаете, откуда встает солнце, вы сможете определить восток. В полдень необходимо встать к солнцу спиной, тогда восток будет находиться справа, а тень указывать на север.
4
Ночью нужно ориентироваться по звездам. Для этого находим созвездие Большой Медведицы. Находим две крайние звезды из этого созвездия (конец ковша, а не его ручка), и откладываем расстояние между ними пять раз, до созвездия Малой Медведицы. Последняя звезда будет в этом отрезке будет Полярной. Она будет началом ручки ковша малой Медведицы. Теперь мысленно проводим от нее перпендикуляр к Земле. Этот перпендикуляр будет направлен на север, следовательно, справа будет находиться восток.
5
Также стоит обратить на «народные» способы определения сторон света. Мох и лишайник растет с северной стороны камней и деревьев. Если погода достаточно жаркая, то выделение смол у ели и сосны происходит больше с южной стороны. Появление грибов на деревьях бывает обычно с северной стороны. В основном муравейники находятся к югу от деревьев и кустов.
Видео по теме

Совет 5: Как определить запад

Определение сторон света зачастую представляет проблему для современного человека. Географию в шкале учили не все, компасом пользоваться умеют тоже не все. Никогда не вредно освежить в памяти полезные знания.
Инструкция
1
Направление на запад вы узнаете сразу, как только определите, где находится север. Если встать лицом на север, запад будет слева от вас.
2
Кроме этого, направление на запад вам может указать солнце, когда заходит. Заходит оно именно на западе.
3
Запад противоположен востоку. На востоке восходит солнце.
4
Если вы владеете коммуникатором на базе iOS или Android, то в них, как правило, вы можете найти приложение "компас", которое укажет вам стороны света (не слишком точно).
5
Если вдруг у вас собой найдется обычный компас, расположите его горизонтально и определите север, а затем и запад. Измерение будет не совсем точным в силу различия магнитного и географического полюсов, но для большинства нужд должно хватить.
6
Если дело происходит ночью - понаблюдайте за звездами. Мало того, что вы можете установить север по Полярной звезде (Альфа Малой Медведицы), звезды с каждой стороны света перемещаются немного по-разному: на западе они будут перемещаться слева направо и сверху вниз (для наблюдения обычно хватает получаса).
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500