Совет 1: Как начать сочинение

Сложнее всего – начать сочинение, сформулировать первую фразу так, чтобы она стала ударной, несла в себе определенную смысловую нагрузку, соответствующую основной теме написанного далее.



Можно использовать несколько классических приемов, которые наиболее часто встречаются в школьных сочинениях.



  1. Начать сочинение с исторического экскурса

    Историческое начало представляет собой краткую характеристику периода. Оно уместно, если концепция сочинения предполагает анализ социальных или политических аспектов конкретного исторического события или временного отрезка. Постепенно экскурс в историю, предваряющий текст, превратился в клише, которое встречается в каждой второй учебной работе. Поэтому по возможности от такого начала лучше уйти.

  2. Сравнение

    Чтобы правильно начать сочинение со сравнения, необходимо гармонично связать его с литературным контекстом. Сравнение во введении предполагает анализ культурных традиций и устоев, размышления о взаимосвязи темы настоящей работы с ними.

  3. Цитата

    Анонсирование с использованием цитаты или афоризма, точно отражающих суть литературного контекста, — еще один распространенный метод построения учебной работы. Основная сложность заключается в том, что в памяти ученика должно храниться достаточное количество высказываний известных людей. Можно, правда, использовать и домашние заготовки, если есть возможность подготовиться к творческой работе заранее.

  4. Краткий анализ произведения

    Такое начало используется в том случае, если тема сочинения касается анализа образов, созданных писателем в своем произведении. Упоминание в анонсе роли произведения и места, которое оно занимает в мировой классике, в этом случае оправданно и логично.

  5. Лирическое вступление

    Универсальный инструмент для тех, кто никак не может определиться с завязкой рассказа. Чужой или собственный опыт, отвечающий теме сочинения, гармонично предварит основное повествование. Варианты вступления могут быть разными, но характерной особенностью для большинства из них являются фразы: «Во все времена и эпохи человеку приходится сталкиваться с проблемами, нештатными ситуациями. Такой случай произошел и в моей (чьей-то жизни)…»

  6. Аналитическое начало

    Оно является наиболее сложным, но и в литературном контексте смотрится наиболее выигрышно. В этом случае во вступлении дана сама суть события, действия, явления, основная характеристика центрального образа. Умение в нескольких предложениях изложить основную мысль говорит о способности ученика логически мыслить.

  7. Никогда не следует начинать сочинение с глобального анализа событий и проблем мирового масштаба. Во-первых, такой подход не соответствует школьному уровню мировоззрения. А, во-вторых, есть риск отклониться от основной темы и «заблудиться в дебрях».

Видео по теме

Совет 2 : Как закончить сочинение

Случается такое с каждым школьником - формулируешь тезисы, складываешь думы в слова, выражаешь свое мнение и вдруг... Мысль замерла. Все, вроде, сказано, но не хватает самого главного - завершения. Написать удачное заключение - значит закончить сочинение на "отлично".
Как закончить сочинение
Вам понадобится
  • тетрадь с сочинением, ручка, листок бумаги
Инструкция
1
Перечитайте еще раз внимательно свое сочинение. В каждом абзаце кроются мысли. Запишите их вкратце на листочек. Осмыслите все написанное, ответьте себе на вопрос: "О чем все это?"
2
Освойте простой способ написания заключения. В тетрадь с сочинением перепишите главные мысли, выделенные из всех абзацев. Придайте им литературную форму и убедительность. Начать можно с общих фраз: "Таким образом...", "Итак...", "Из всего вышесказанного следует..." Такое заключение лишь подытожит ваше сочинение, но не внесет ничего нового.
3
Освойте творческий подход к написанию заключения. Сядьте и поразмыслите над темой. К примеру, тема вашего сочинения "Образ Базарова в произведении Тургенева "Отцы и дети". Подумайте, как лично вы относитесь к Базарову? Представьте себя на его месте. Как бы вы поступили на месте героя в ситуациях, описанных в романе? Есть ли место Базаровым в современной жизни?

В таком же ключе поразмыслите над любой другой темой сочинения. Все свои размышления запишите на листочек бумаги и придайте им литературную форму. Перечитайте. Понравилось, выглядит убедительно? Теперь перепишите в тетрадь с сочинением.
Видео по теме

Совет 3 : Как написать выводы и предложения

Работа педагогов регулярно проверяется вышестоящими инстанциями, и делается это для оценки их квалификации и уровня преподавания, при этом проверке подлежит также внеклассная работа с детьми. По итогам составляется справка, в которой обязательно должны быть отражены как положительные стороны деятельности каждого учителя, так и выявленные недостатки, упущения. В конце делаются выводы и предложения.
Как написать выводы и предложения
Инструкция
1
Прежде всего, выводы и предложения должны опираться на конкретную информацию. Поэтому сначала укажите, с какой целью, и в какие сроки производилась проверка работы кружков и секций.
2
Затем перечислите все кружки и секции, фамилии, имена и отчества их руководителей, а также сделайте заключение о том, соответствует ли содержание занятий утвержденным планам. После чего обозначьте, какие положительные стороны и недостатки были выявлены при проверке.
3
В конце перейдите непосредственно к выводам и предложениям. Они должны быть максимально конкретными. Например, если выяснилось, что школьники слабо участвуют в муниципальных, районных соревнованиях, олимпиадах, надо указать на это учителям, ведущим соответствующие кружки и секции, и предложить им внести коррективы в свою работу.
4
Если в ходе проверки было обнаружено, что не выполнены намеченные учебные планы занятий, что дети неохотно участвуют во внеклассной работе, это тоже надо отметить и дать педагогам необходимые рекомендации.
5
Соответственно, в тех случаях, когда дети, занимающиеся в кружках и секциях, добивались хороших результатов на муниципальных, районных соревнованиях, олимпиадах, получали призы и почетные грамоты, в выводах должны быть отмечены заслуги педагогов — руководителей кружков и секций.
6
Проверяющим лицам не следует ограничиваться в своих выводах лишь перечислением достоинств и недостатков. Ведь толку от таких выводов немного. Необходимо также дать предложения, как именно можно улучшить деятельность того или иного кружка, секции, помочь конкретному педагогу. Например, дети не принимали участия в районных соревнованиях. При формальном подходе — минус педагогу. Но что если это произошло из-за того, что в сельской школе не было своего транспорта? Не помешает отразить этот факт, и рекомендовать руководителю школы обратиться за помощью к органам муниципальной власти.

Совет 4 : Как писать сочинения по литературе

У многих школьников написание сочинения по литературе вызывает определенные сложности. И если с домашним сочинением особенных трудностей не возникает (благодаря сборникам-шпаргалкам и помощи старших членов семьи), то написание экзаменационной работы становится серьезной проблемой. Нередко причина заключается в том, что дети не знают, как правильно писать сочинения, в какой последовательности это нужно делать.
Как писать сочинения по литературе
Инструкция
1
Внимательно ознакомьтесь со всеми темами сочинений. Выберите из них ту, которую вы лучше всего сможете раскрыть. Затем обдумайте, как вы будете излагать и аргументировать свои мысли. Попробуйте подобрать эпиграф, который будет отражать содержание или основную идею вашей работы. Если вы ничего не подберете, ничего страшного - наличие эпиграфа не является обязательным.
2
Поразмышляйте над темой сочинения. Подумайте:

- какую проблему вы хотите затронуть;
- каким образом можно сформулировать спорные вопросы и как на них ответить;
- как вы обоснуете и аргументируете свои утверждения.
3
Составьте план-схему сочинения в черновике, впишите туда свои основные идеи и мысли. Обдумайте, каким способом вы сможете обосновать свои утверждения:

- цитаты из произведения (не более двух-трех предложений), которые будут подтверждать, а не повторять ваши мысли;
- ссылки на соответствующие эпизоды;
- анализ произведения (определитесь, какие ключевые моменты текста подтверждают вашу позицию).
4
Подумайте, в каком стиле вы будете писать (важен именно ваш индивидуальный стиль как автора сочинения). Заранее решите, каким будет вступление и заключение. Лучше всего, если начало и конец вашей работы как бы замкнутся в кольцо: идейно (утверждается и подтверждается одна и та же мысль) или формально (повторение слов). Это нетрудно, если вы в самом начале тщательно продумаете свое сочинение, особенно его начальную и заключительную части. Проверьте себя, не отошли ли вы от темы: прочитайте тему своей работы и сверьте ее с тем, что хотите написать.
5
Напишите вступление. Оно может содержать:

- приглашение к разговору;
- представление автора;
- обозначение проблемы (она должна быть четко сформулирована);
- переход к основной части.
6
Во вступлении не следует пересказывать содержание текста. Объем вступительной части должен быть небольшим – всего 3-4 предложения. Если нужно, зачеркните лишние фразы. В случае, если у вас не получается начать со вступления, можно начать с основной части текста, оставив место для вводной. А еще лучше, подумайте: что вам мешает подойти к теме? Возможно, вы еще недостаточно ясно сформулировали для себя основную проблему или другие положения текста.
7
Начало сочинения должно плавно переходить в основную часть. Написав главную часть, пользуясь планом-схемой, прочитайте ее. Убедитесь, что основная часть соответствует теме и не содержит лишних высказываний и мыслей. Не расходятся ли ваши утверждения с авторским замыслом и с содержанием текста? Отметьте свои главные мысли на полях карандашом. В заключении вы можете повторить их другими словами. Обратите внимание, что оно не должно быть большим. Вступление и заключение должны быть не более 25% всего текста.
8
Внимательно прочитайте всю работу. Исправьте ошибки, устраните неточности в словах. Если есть возможность, проверьте по словарю орфограммы, в правильном написании которых вы не уверены. Отнесись внимательно к знакам препинания. Мысленно объясните те знаки, в которых сомневаетесь.
Полезный совет
Обратите внимание, что эпиграф пишется без кавычек, фамилия автора в нем - без скобок. После указания автора эпиграфа точка не ставится. Стихи цитируются в столбик (без кавычек, посредине страницы) или в строчку (в кавычках, с разделительным символом «/» между строк).
Источники:
  • Как писать сочинение по литературе
  • как правильно писать сочинение по литературе

Совет 5 : Что такое сочинение-рассуждение

Сочинение как эффективное упражнение по развитию речи учащихся широко применяется в школах и других учебных заведениях. Основные виды сочинений по типу речи – описание, повествование и рассуждение. Наиболее универсальным является сочинение-рассуждение. Именно его, как правило, пишут абитуриенты на вступительных экзаменах.
Что такое сочинение-рассуждение
Инструкция
1
Сочинение любого из перечисленных видов является продуктом речевой деятельности человека и подразумевает создание оригинального текста – устного или письменного. Получившийся текст должен заключать в себе смысловую целостность, быть связным и соблюдать последовательность изложения.
2
Описание как тип речи требует предельно точного подбора слов. Употребляется для создания портрета человека или экстерьера животного, описания характера, повадок, а также при раскрытии признаков предмета и для характеристики явления. Повествование – это рассказ. Сочинение-повествование состоит из таких элементов как завязка, развитие действия, кульминация, развязка. И описание, и повествование могут быть, и в большинстве случаев являются, составными частями сочинения третьего вида – сочинения-рассуждения.
3
Рассуждение – это такой тип речи, в котором автор, выразив какую-либо мысль, в результате обдумывания, размышлений над ней выводит аргументированное суждение. Коммуникативная цель текста-рассуждения – объяснить предмет речи или убедить в своей точке зрения на него. Во время построения текста (написания сочинения-рассуждения) устанавливаются причинно-следственные связи между явлениями, приводятся факты, доказательства и аргументы, на основе которых строятся выводы. Структурировано текст-рассуждение выглядит так: тезис – аргументы – вывод. Как правило, структурные границы совпадают с абзацным членением.
4
Тезис – это положение, которое требуется доказать. Это основная мысль текста и тема рассуждения. Иногда для более точного выражения мысли может быть приведена цитата известного или авторитетного лица. После чего при помощи таких типичных выражений как: «докажем это…», «это объясняется следующим образом…», или используя вопросительные предложения, типа: «Что из этого следует?» – переходят к доказательной части.
5
Аргументов, подтверждающих основную мысль (тезис) должно быть не менее двух. Они последовательно соединяются друг с другом вводными словами и словосочетаниями («во-первых», «во-вторых»; «предположим, что…»). В качестве аргументов могут использоваться конкретные примеры, которые также сопровождаются специфическими словами и словосочетаниями: «например», «обратимся к примеру…».
6
Заключительная часть (вывод) обычно содержит несколько итожащих предложений. Здесь наряду с обычными повествовательными предложениями с использованием слов: «поэтому», «следовательно», «из всего сказанного следует…», может присутствовать и риторический вопрос, и побудительное предложение.
Обратите внимание
Главный вопрос, на который должен отвечать весь текст сочинения-рассуждения - «Почему?».
Совет полезен?
Поиск
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500