Законодательство предъявляет несколько общих требований к проведению инвентаризации как добровольного, так и обязательного характера:



  1. Создание инвентаризационной комиссии, которая действует на постоянной основе и обязана организовывать и контролировать проведение инвентаризаций и прочих проверок. Для того чтобы непосредственно проводить инвентаризацию имущества, организацией должны быть сформированы, так называемые, инвентаризационные комиссии. Состав таких комиссий утверждается приказом руководителя, который, в свою очередь, регистрируют в форме № ИНВ.

  2. Использование унифицированных форм документации первичного учета, предназначенных для оформления проведения процедуры инвентаризации и ее итогов.

  3. Составление инвентаризационных описей (актов) по результатам процедуры инвентаризации имущественных ценностей. Описи составляют по видам имущественных ценностей/обязательств в соответствии с установленной формой. Кроме того, необходимо учесть, что по отдельным видам имущества/обязательств отсутствуют унифицированные формы инвентаризационных ведомостей. В этой связи обязательным является разработка и утверждение форм инвентаризационных ведомостей в качестве дополнения к унифицированным формам.

  4. Получение с МОЛ (материально-ответственные лица), которыми могут являться кладовщики, кассиры и т.д. и с участием которых проводится инвентаризация, расписки о том, что поступившие ТМЦ (товарно-материальные ценности) были оприходованы, а отпущенные ТМЦ были списаны, а также что первичные документы по данным ТМЦ сданы в бухгалтерию.

  5. Выявление в ходе инвентаризации фактического наличия имущества (то есть имущества собственного, и имущества, организации не принадлежащего, но при этом числящегося на учете), сопоставление полученных результатов с данными, полученными на основе ведения бухгалтерского учета, и выявление недостач и излишков.


Таким образом, проводить инвентаризацию необходимо в соответствии с требованиями российского законодательства во избежание, во-первых, серьезных нарушений установленных правил, а во-вторых, правильность проведения и оформления этой процедуры позволит избежать ошибок, которые довольно часто допускаются многими компаниями.