Инструкция
1
Обратите внимание на всемирную сеть.Расширить клиентскую базу способен, безусловно, интернет. Создание собственного сайта и дальнейшая его оптимизация, наполнение уникальным контентом смогут привести ресурс в ТОП поисковых систем. И когда сайт будет стоять на первых строчках, число посетителей, а значит, и потенциальных клиентов, заметно возрастет. Занимаются продвижением сайта специальные организации, оказывающие услуги SEO. Квалифицированные специалисты смогут достаточно быстро вывести сайт на первые позиции, и через какое-то время число клиентов начнет увеличиваться.
![Создайте сайт](https://st03.kakprosto.ru/tumb/680/images/article/2011/6/12/1_525527833a588525527833a5c7.jpg)
2
Воспользуйтесь партнерскими программами.Данный способ также связан с интернетом. Это так называемые партнерские программы, direct-реклама и программы лояльности. Смысл заключается в том, что рекламируемая компания будет упоминаться на сторонних ресурсах. В результате клиенты будут приходить на нужный сайт, а владелец сайта будет делиться прибылью со своими партнерами в размере установленного процента или просто разово оплатит размещение ссылки в зависимости от договоренности.
![Обратитесь к партнерской программе](https://st03.kakprosto.ru/tumb/680/images/article/2011/6/12/1_525527833dd27525527833dd64.jpg)
3
Откройте филиалы в регионах.Расширение спектра деятельности или открытие дочерних компаний (офисов) в других городах так же способствует расширению клиентской базы. Любые виды реструктуризации предприятия направлены на увеличение числа клиентов. В результате будет привлечена аудитория не только разнообразных возрастов, географического положения, но и с разной сферой интересов.
![Откройте филиалы в регионах](https://st03.kakprosto.ru/tumb/680/images/article/2011/6/12/1_52552783414ae52552783414ec.jpg)
4
Рекламируйте свою компанию.Все виды рекламы (телевидение, радио, печатная реклама, уличная реклама) расскажут не только о компании, но и ее услугах, товарах, скидках и специальных акциях.
![Рекламируйте компанию](https://st03.kakprosto.ru/tumb/680/images/article/2011/6/12/1_52552783435f95255278343637.jpg)
5
Используйте программы лояльности и другие маркетинговые акции.Скидки и бонусы могут привлечь ту категорию населения, которая ранее не являлась клиентами компании из-за цен на продукцию.
![Проведите маркетинговые акции](https://st03.kakprosto.ru/tumb/680/images/article/2011/6/12/1_5255278345f0e5255278345f4d.jpg)
Полезный совет
Каждый из вышеописанных способов расширения клиентской базы отличается по времени, сроку наступления достижения результата, величине затрат, актуальности, продолжительности действия. Важно для начала сравнить их по этим критериям с точки зрения конкретного предприятия, а уже потом четко решить, каким способом воспользоваться, или применять все их в совокупности.
Источники:
- книга «Бизнес-план», В.А. Горемыкин
- расширение клиентской базы