Совет 1: Что такое годовой доход, чистый доход, прибыль

Прибыль и доход являются ключевыми показателями эффективности финансово-экономической деятельности компании, от них зависят ее рентабельность и платежеспособность. Между этими понятиями существует ряд важных отличий.

Понятие чистого дохода и его отличие от прибыли

В английском языке понятия чистого дохода и прибыли тождественны, тогда как в русском - между ними существует ряд отличий. Понятие чистого дохода более широкое, чем чистая прибыль.

Чистый доход от продаж рассчитывается как валовый доход от продаж за вычетом стоимости возвращенных товаров и скидок.
Применительно к частному лицу чистый доход - это доход после вычета налогов, удержаний и кредитов.

Прибыль — это целевой ориентир работы компании, который стимулирует ее дальнейшую деятельность, это часть годового дохода или выручки, которая остается после возмещения затрат на производство и сбыт продукции. Различают валовую, чистую и маржинальную прибыль.

Валовая прибыль формируется за счет трех источников, среди них:

- прибыль от реализации продукции, которая рассчитывается как разница между выручкой от реализации продукции (без НДС и акцизов) и ее себестоимостью;

- прибыль от реализации материальных ценностей - разница между ценой продажи и затратами на их приобретение;

- внереализационная прибыль (доходы от ценных бумаг, долевого участия, сдачи имущества в аренду).

Чистая прибыль - это прибыль компании до выплаты дивидендов. Она рассчитывается как разница между совокупными доходами компании и расходами (например, себестоимость товаров), которые она понесла в ходе своей деятельности, далее из этого показателя вычитаются амортизация, налоги, пени, выплаты по кредитам. Чистую прибыль можно найти в отчете о прибылях и убытках. Она является ключевым показателем эффективности компании, а также используется для определения прибыли на акцию.

Маржинальная прибыль определяется как положительная разница между чистым доходом от продаж и себестоимостью реализованной продукции или услуги.

Стоит также отличать бухгалтерскую и экономическую прибыль. Если в бухгалтерской учитываются только допустимые законодательство расходы, то в экономической также прочие неформальные расходы предпринимателя (например, коррупционные, дополнительные премии работникам).

Таким образом, чистая прибыль всегда меньше чистого дохода.

Понятие годового дохода

Годовой доход - более широкое понятие, чем чистый доход. По своей сути он близок к понятию годовой выручки. Она представляет из себя количество денег, получаемых компанией за счет продажи товаров и услуг своим клиентам за год. Выручка всегда больше чистой прибыли, т.к. включает в себя все издержки, понесенные компанией в процессе производства и продажи.

Источниками получения годового дохода может быть выручка от продаж товаров или оказания услуг, от инвестиционной или финансовой деятельности. Определяющее значение принадлежит доходу, полученному от основной деятельности, т.к. именно он определяет смысл существования предприятия.

Величина годового дохода зависит от эффективности проводимой компанией ассортиментной, сбытовой, ценовой и маркетинговой политики.

Доход, за вычетом налогов, может быть использован в целях потребления и инвестирования. Фонд потребления направляется на оплату труда и прочие выплаты. Фонд инвестирования служит источником развития компании и диверсификации ее деятельности.

Совет 2: Как определить маржинальную прибыль

Расчет маржинальной прибыли является важной составляющей операционного анализа, особенно на предприятиях, выпускающих несколько наименований продукции. Чтобы оценить, какое из них приносит максимальный доход, необходимо определить маржинальную прибыль по каждому.
Инструкция
1
Маржинальная прибыль представляет собой суммарную величину чистой прибыли предприятия и суммы покрытия постоянных издержек производства. Постоянные затраты не зависят от объема выпускаемой продукции, но находятся в прямой зависимости от времени. К ним относятся, например, плата за аренду и охрану помещений, налоговые выплаты и т.д. Таким образом, формула расчета выглядит так:МП = ЧП – Зпер, где МП – маржинальная прибыль, ЧП – чистая прибыль, Зпер – переменные затраты.
2
Чем больше объем продукции, тем меньшая доля постоянных затрат приходится на ее единицу, и наоборот. Это, в свою очередь, влияет на стоимость, уменьшая или увеличивая ее. Физический объем, при котором стоимость единицы товара такова, что выручка от реализации едва покрывает затраты, называется точкой безубыточности.
3
Из формулы этого явно не следует, однако величина маржинальной прибыли находится в прямой зависимости от цены, а точнее, от разницы цен закупки сырья и продажи готового изделия. Таким образом, для увеличения потенциальной прибыли есть два пути: закупать более дешевые материалы, расширяя производство, либо увеличить наценку. Любому предпринимателю эти два метода покажутся привлекательными, однако сделать это в условиях реального рынка оказывается непросто.
4
Во-первых, на рынке существует ценовая конкуренция, которая диктует предельную цену в той или иной нише, выше которого поднимать цену нельзя. Кроме того, определенные лимиты устанавливает государство, особенно если речь идет о предметах первой необходимости. Во-вторых, из-за более дешевых материалов упадет и качество продукции, значит, рано или поздно снизится спрос, тогда объем реализации не будет соответствовать прогнозам.
5
Выходов в этом случае может быть два: сменить товар на другой (для предприятий узкой направленности) или рассчитать, какой из нескольких наименований лучше продается, и сосредоточить все производственные силы на нем.
6
Рассчитайте долю маржинальной прибыли по каждому виду продукции. Посмотрите, какой из них вносит больший вклад в доход фирмы. На основании полученных данных сформируйте приоритетную группу товаров.
Видео по теме
Источники:
  • маржинальная прибыль определение

Совет 3: Как различить прибыль, выручку и доход

Выручка, доходы и прибыль как финансовые термины используются в экономике, бухучете и просто в быту. В этом их сходство. Различий в учете средств и сумм денег, которые подразумеваются под этими понятиями, намного больше. Первое и основное различие заключается в том, что прибыль получается после вычета всех расходов и издержек из выручки. Доход – это вычитание из выручки себестоимости произведенной продукции или закупленного товара.

Как формируется выручка

Выручка состоит из суммы денежных средств, полученных предприятием или фирмой от своей деятельности (продажа произведенного товара или услуг, выполненных работ) или полученных косвенно, к примеру, при инвестировании в развитие фирмы.

Выручка, которая формируется из суммы реализации товаров или услуг, не обязательно реальные деньги на счету или в кассе. Это в супермаркете принято оплачивать товар сразу. Даже если вы берете товар в кредит, за вас его оплатит банк. На предприятии или на фирме все происходит иначе. Товар или продукция может быть отгружена с рассрочкой платежа, с оплатой по факту поступления. Или по предоплате, которая прошла на несколько дней раньше фактической отгрузки. Может быть произведена и частичная предоплата. Такие варианты часто используются при оказании услуг.

То есть, разница по времени между фактом отгрузки товара и получением платежа за этот товар может быть значительной, иногда до нескольких лет. Поэтому принято учитывать выручку «по отгрузке» или «по оплате». Как ясно из терминов, метод подсчета выручки «по отгрузке» фиксирует момент отгрузки, отпуска товара или услуг. Факт оплаты не берется во внимание. Метод учета выручки «по оплате» фиксирует момент оплаты товаров, услуг или выполненных работ. Чаще всего его применяют на предприятиях, где ведется наличный расчет за товары или работы, когда дата отпуска товара совпадает с датой оплаты.

Что такое доход

Доход подразумевает выручку без учета (за вычетом) материальных затрат. Иными словами, доход включает в себя прибыль предприятия и оплату труда без материальных затрат на производство товаров или предоставление услуг.

Доходы делят по основным видам деятельности и на прочие доходы. Виды деятельности - это все, что производит или предоставляет предприятие или фирма. Прочие доходы могут представлять доходы от аренды, если предприятие сдает часть своих площадей в аренду. В расчет дохода будут включены излишки складских запасов, выявленные при инвентаризации, или пеня за просроченный платеж, или штрафные санкции, взысканные с партнера в судебном порядке.

Что такое прибыль

Прибыль определяется как разница между выручкой и всеми расходами предприятия или фирмы. Прибыль может быть, а может ее и не быть. Если выручка меньше, чем расходы предприятия после всех платежей, то у предприятия будут убытки. Формула определения прибыли проста. Из выручки вычитаются себестоимость товаров или услуг и налоги на прибыль. Себестоимость, в свою очередь, состоит из материальных затрат и оплаты труда.

Предприятие или фирма может осознанно отказаться от части прибыли на каком-то этапе своей деятельности ради выхода на новые рынки сбыта или продвижения новой продукции, избавления от неходового товара или в ходе конкурентной борьбы. Часто на этапе роста и расширения бизнеса осознанно отказываются от прибыли ради дальнейших перспектив.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше