Совет 1: Как протравить плату

Для создания собственных принципиальных схем необходимо хоть немного разбираться в радиоэлектронике. Без умения владеть паяльником и дрелью свою схему создать невозможно. Также необходимо знать все величины (Ом, Микрофарад и т.д.) и некоторые термины (напряжение, сила тока, сопротивление). Очень важно знать, как проходит процесс травления плат из текстолита, которые применяют как в промышленности, так и в сообществах радиотехников.
Как протравить плату
Вам понадобится
  • Кусок текстолита, дрель, шило, скотч
Инструкция
1
По размеру чертежа необходимо подобрать подходящий кусок текстолита. Вырежьте кусок, затем обработайте неровные края напильником. Наложите бумажную схему вашего устройства на плату, загнув края схемы на плате. Затем обмотайте ее края скотчем или изоляционной лентой. Теперь вам понадобится шило, чтобы отметить предварительное место сверления. После нанесения всех точек сверления, отсоедините бумажную схему от платы текстолита. Используя тонкое сверло просверлите отверстия по меткам, которые были сделаны шилом.
2
Затем нужно обработать плату, а именно, пройтись по плате мелкой шкуркой, чтобы убрать все шероховатости. Во время зачистки шкуркой не прикасайтесь к поверхности платы, которая была очищена - вы можете оставить жирные пятна. Если вы все-таки задевали плату пальцами, обезжирьте ее поверхность при помощи спирта (ацетона).
3
После нанесения рисунка на плату, необходимо приготовить раствор, в котором будет травиться ваша плата. На сегодняшний день существует множество рецептов приготовления таких растворов. Все зависит от вашего выбора. Травление плат производят в пластмассовых или фарфоровых кюветах. Не забывайте, что во время травления плату из текстолита необходимо периодически переворачивать. Если вы хотите быстро протравить плату, подогрейте раствор до 50-60 градусов, но не более.
4
Как только плата будет протравлена, вытащите ее и оставьте сушиться на некоторое время, затем снова пройдитесь шкуркой для сглаживания всех шероховатостей.
Видео по теме

Совет 2 : Как нарисовать печатную плату

Печатные платы уже достаточно долгое время используются в радиоэлектронике для соединения отдельных электронных компонентов либо узлов. Но прежде чем эти компоненты или узлы будут закреплены на печатной плате путем напайки либо накручивания, необходимо нарисовать саму печатную плату.
Как нарисовать печатную плату
Вам понадобится
  • Текстолит, перманентный маркер, лаковый маркер, мелкозернистая шкурка, растворитель, распечатанная схема, скотч, сверло, молоток, хлорное железо.
Инструкция
1
Подготовьте текстолит к нанесению рисунка. Для этого обработайте его мелкозернистой шкуркой и протрите растворителем. Эти процедуры поспособствуют хорошему нанесению рисунка, а также равномерной протравке текстолита.
2
Прикрепите распечатанную схему к текстолиту с помощью скотча. Для перенесения мест расположения отверстий, где будут крепиться отдельные элементы, приложите сверло к текстолиту (со сторону крепления схемы) и постучите молотком. На оборотной стороне текстолита в местах отверстий должны оставаться маленькие вмятины.
3
Соедините между собой линиями полученные на текстолите вмятины. При этом руководствуйтесь имеющейся распечатанной схемой. Большие дорожки нарисуйте лаковым маркером, а маленькие – перманентным.
4
Покройте сверху лаковым маркером дорожки, которые были нарисованы перманентным маркером.
5
Разведите хлорное железо и опустите в него текстолит.
Видео по теме
Обратите внимание
Обязательно дорожки, нарисованные перманентным маркером, сверху покрывайте лаковым маркером! В противном случае, в ходе протравки текстолита, длящейся свыше двух часов, некоторые из дорожек успеют перетравиться (от слова «травление»). Альтернативным выходом из данной ситуации может быть использование концентрированного раствора хлорного железа, то есть, в воде нужно будет развести как можно больше порошка железа.
Полезный совет
Наносить перманентный маркер следует несколько раз, поскольку он может смываться водой. Чтобы нанесенная перманентным маркером схема быстрее подсохла, можно для ее просушки воспользоваться обычным феном. Если же время терпит, то дайте рисунку просохнуть естественным путем.
Источники:
  • Статья о том, как создать печатную плату маркерным способом.

Совет 3 : Как сделать монтажную плату

Существуют различные способы изготовления монтажных плат в домашних условиях. Основное различие заключается в методе переноса изображения с шаблона на текстолит. Наилучшее качество достигается при применении фотошаблона, проницаемого для ультрафиолетовых лучей.
Как сделать монтажную плату
Вам понадобится
  • - фольгированный стеклотекстолит
  • - фоторезист POSITIV 20
  • - просветитель TRANSPARENT 21
  • - проявитель фоторезиста
  • - раствор для травления меди
  • - ацетон
Инструкция
1
Сформируйте изображение, которое будет перенесено на фотошаблон. Для этого можно использовать PCAD или подходящий графический редактор. Постарайтесь раздвинуть дорожки на максимальное расстояние друг от друга. Учтите, что различные электронные компоненты могут иметь разную толщину ножек.
2
Создайте фотошаблон. Для этого распечатайте подготовленное изображение на обычной бумаге для принтера. Проконтролируйте, не искажает ли принтер реальные размеры шаблона, при необходимости внесите коррективы в исходное изображение. Печать фотошаблона необходимо производить с максимальным заполнением, без режима экономии тонера.
3
Тщательно очистите поверхность стеклотекстолита. Нанесите фоторезист на плату, просушите ее. Уложите распечатанное изображение на плате. Закрепите его скотчем. Нанесите на шаблон просветитель. Он сделает бумагу прозрачной для ультрафиолета. Установите получившийся «бутерброд» под ультрафиолетовую лампу. Время выдержки зависит от многих факторов, в том числе от мощности лампы, и подбирается экспериментальным способом.
4
Сделайте раствор фоторезиста. Для этого разведите в воде каустическую соду, в соотношении 7 грамм NaOH на один литр воды. Время проявления составляет 30-60 секунд. Если рисунок не проявляется в течении двух минут, нужно увеличивать время выдержки под ультрафиолетовой лампой.
5
Вытравите лишнюю медь с печатной платы. Приготовьте раствор хлорного железа. Учтите, что он травит любой металл, включая нержавеющие стали. Используйте только пластиковые емкости. Не допускайте попадания раствора на кожные покровы. Используйте перчатки и защитные очки. Время травления около 20 минут. Желательно обеспечить постоянное перемешивание раствора в емкости.
6
Смойте остатки реагентов ацетоном. Просверлите в плате отверстия, если это необходимо. Теперь плата готова к лужению и распайке электронных компонентов.

Совет 4 : Травление печатных плат подручными средствами

Описан процесс быстрого, дешёвого и безопасного способа травления печатных плат, используя легкодоступные подручные средства - соль, перекись водорода и лимонную кислоту.
Травление печатных плат в домашних условиях
Вам понадобится
  • - лимонная кислота - 1 пакет;
  • - перекись водорода 3% - 1 флакон 100 мл;
  • - соль поваренная - 2 чайные ложки.
Инструкция
1
Возьмём подходящую ёмкость для травления платы, чтобы плата входила туда полностью. Засыпаем 1 чайную ложку соли, 30 гр лимонной кислоты, полфлакона перекиси водорода. Тщательно перемешиваем до полного растворения соли и кислоты в перекиси. Этот раствор относительно безопасен для человека - он не разъедает кожу и одежду, а вот медь травит прекрасно.
Компоненты раствора для травления печатной платы
2
Кладём в ёмкость заготовку печатной платы с нанесёнными, например, "лазерно-утюжным" методом дорожками. Мы рассматривали этот метод подготовки платы подробно в одной из прошлых статей.
Травление печатной платы в домашних условиях
3
Теперь ждём, пока кислота не протравит незащищённые участки меди. В зависимости от толщины слоя меди, это может занять от получаса до 1,5 часов. Процессу лучше не мешать, а только присматривать, что всё идёт как надо. Через пару минут вы увидите бурление и активное образование пузырьков газа на поверхности платы, а минут через 10 раствор начнёт становиться синевато-зелёным: значит химическая реакция идёт хорошо.
Печатная плата в процессе травления
4
Когда травление закончено, сливаем отработавший раствор и вынимаем плату. Плату желательно сполоснуть слабым раствором уксуса, а затем тёплой водой. Очищаем дорожки от тонера. Осталось только пролудить контактные площадки и печатной платой можно пользоваться!
Травление печатной платы завершено
Видео по теме
Полезный совет
В зависимости от размера платы, вы можете пропорционально варьировать объём приготовляемого раствора, чтобы сэкономить. Можете попробовать для ускорения процесса слегка подогревать раствор на водяной бане. Если пузырьки перестали образовываться, значит, реакция больше не идёт. Если плата ещё не протравлена к этому моменту, то желательно слить раствор, приготовить новый и опустить плату повторно до полного растворения меди.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500