Совет 1: Почему гибнет капуста

Нередко случается так, что высаженная рассада капусты гибнет. Проявляется это по-разному. Могут желтеть и вянуть листики, или же за короткий срок на них появляется много маленьких дырочек, что тоже приводит к засыханию. Так отчего же гибнет капуста и как ее спасти?

Причины гибели рассады капусты и даже уже более взрослых растений могут быть самыми разными: это плохой уход, вредители и заболевания.

Капуста гибнет от вредителей

Самыми опасными врагами молодой рассады капусты являются крестоцветные блошки. Это такие маленькие прыгающие насекомые, которые буквально за пару дней могут уничтожить неокрепшее растение. Они нападают на нежные листья высаженной в огород рассады и сначала превращают в сито края капустных листьев, а потом и все целиком. Если вовремя не принять меры, капуста погибнет.

Бороться с крестоцветной блошкой можно разными методами: химическими и народными. К народным относится опыление табачной пылью, золой, смесью золы и перца и так далее. Можно полить и опрыскать отварами томатной ботвы, настоем чесночных листьев, корней одуванчика. Это все эффективно и безопасно в плане здоровой продукции со своего огорода, но после первого дождя и даже полива блошки нападают снова. Поэтому лучше уж применить химикаты. Это опыление дустом и опрыскивание каким-либо препаратом от огородных вредителей. Например, средством "Командор", "Интавир" и др.

Не менее опасна капустная тля. Она появляется уже на более взрослых растениях, капуста не гибнет, но рост и формирование кочанов замедляется, что приводит к снижению урожайности. Бороться с тлей на капусте можно мыльным раствором, а также химическими препаратами.

Ближе к осени часто капуста гибнет от капустной совки. Это такая коричневая бабочка, ведущая ночной образ жизни. Она откладывает на листьях капусты яйца, из которых выводятся гусеницы, которые очень прожорливые. Если кочаны еще маленькие, гусеницы способны полностью их испортить. Бороться с капустной совкой нужно методом собирания вредителей и яиц вручную с листьев. Но если гусеницы уже проникли в кочаны, то нужно опрыскать растения микробиологическими препаратами. Это "Дипел", "Лепидоцид" и др. Применение химических средств нежелательно, так как до сбора урожая обычно остается уже менее месяца.

Капуста гибнет от болезней

"Черная ножка" - настоящий бич рассады, особенно она проявляется тогда, когда посевы загущены и переувлажнена почва. У капусты чернет и размягчается стебель, после чего уже не может держать листья и падает набок. Это очень заразное заболевание, буквально оно косит посевы капусты за считанные часы. Бороться с "черной ножкой" можно. Сразу же следует удалить все больные экземпляры и уничтожить их, рассаду вынести в холодное помещение, если это возможно. Также рекомендуется полить темно-розовым раствором марганцовки. И больше не поливать несколько дней. Обычно это прекращает дальнейшее распространение болезни. Чтобы "черная ножка" не появлялась вновь, обеззараживайте почву для рассады (пропаривайте паром или полейте кипятком) и берите ее в проверенном месте, потому что возбудитель этой болезни долго живет в почве.

Есть такое заболевание капусты, как кила. У рассады она проявляется в виде утолщения на корнях. Если такую рассаду высадить в грунт, со временем она начнет чахнуть. Листья станут желтеть и потом капуста погибнет. Лечить ее уже нельзя, борьба с килой заключается в профилактике. Это обработка почвы хлорной известью после уборки урожая, обязательный севооборот на участке и предпосевная обработка семян.

Капуста гибнет от плохого ухода

Капуста любит влагу, но в разумных количествах. Если вы будете заливать рассаду, скорее всего она погибнет, так как корни просто-напросто загниют. Также капусту нельзя пересушивать, особенно несколько дней после высадки в огород. Она боится лучей солнца, накройте посадки тонким акрилом. Это такой нетканный материал, отлично пропускающий свет и воздух, а также даже влагу. Кстати, акрил поможет и от крестоцветных блошек. После укрепления рассады укрытие снимите.

Совет 2: Почему гибнет рассада

Весной у многих на окнах можно увидеть ящики с рассадой. Ее начинают выращивать заранее, чтобы потом, когда станет теплее, можно было пересадить на грядки в огороде. От правильно выращенной рассады зависит дальнейший урожай. Но очень часто рассада погибает еще на подоконнике, так и не дождавшись момента высадки. Это происходит по нескольким причинам.
Первым признаком того, что с рассадой не все в порядке, является пожелтение листьев. Причиной этому служит яркий солнечный свет и плохой полив. Чтобы этого не происходило, необходимо чаще проветривать помещение, следить чтобы земля не пересыхала, а самое главное - не оставлять растения под прямыми солнечными лучами. Отсутствие света и азота приводит к тому, что растения ослабевают и не могут расти дальше. Чтобы рассада не погибла, нужно организовать дополнительный свет и каждую неделю подкармливать ее мочевиной. Кроме этого, причиной гибели может послужить клещ. О его присутствии легко узнать, если внимательно осмотреть листья. Они маленькие, темного цвета и на них видна небольшая паутинка. В этом случае обязательно стоит обработать рассаду «Тиовитом» или «Джетом» можно использовать любой другой препарат против вредителей.К гибели может привести постоянное заливание корней. Переувлажнение почвы приводит к частичному, а порой и полному загниванию корневой системы. Чтобы этого не происходило, необходимо уменьшить полив и проделать несколько дополнительных дренажных отверстий, через которые вода сможет беспрепятственно стекать. Если постоянно удобрять растения, то это может вызвать передозировку, которая загубит рассаду. Поэтому внимательно следите за тем, как часто вы подкармливаете свои растения, и в случае переизбытка подкормки опрыскайте рассаду несколько раз обычной водой. Одной из часто встречающихся проблем с рассадой является болезнь «черная ножка». Она способна загубить все посеянные растения в короткий срок. Бороться с этой болезнью можно при помощи протравливания и прогревания земли. Рассаду обрабатывают слабым раствором марганцовки, а почву присыпают прокаленным песком. Важно учитывать то, что песок должен остыть, иначе можно повредить стебли растений. Больное растение следует обязательно отсаживать в отдельную емкость. А все остальные обработать в качестве профилактики.
Видео по теме
Выращивание рассады томатов
Связанная статья
Выращивание рассады томатов

Совет 3: Почему у капусты черная ножка

"Черная ножка" - заболевание капусты, которое поражает в основном рассаду, растущую в теплицах или парниках. Первые признаки болезни - потемнение и искривление стебля, далее происходит его истончение, из-за чего растение подламывается и гибнет. Возбудитель "черной ножки" - почвенные грибы, заражение происходит исключительно через почву.

Чаще всего данное заболевание наблюдается на капусте, посаженной слишком близко друг к другу. Спровоцировать болезнь также может чрезмерный полив рассады и несвоевременное проветривание теплиц. Чаще всего болезнь проявляется небольшими очагами, со временем эти очаги растут, поражают всю рассаду.

Черная ножка у капусты: как бороться

Чтобы обезопасить рассаду капусты от данного заболевания, необходимо правильно за ней ухаживать, а именно: 

- обеззараживать почву;

- обеспечивать нормальный температурный режим;

- не допускать застоя воды, а также пересушивания почвы;

- обеспечивать хорошее питание;

- не допускать загущения.

При высаживании капусты в теплицу необходимо тщательно выбраковать рассаду: не годятся все представители, на которых имеются хотя бы малейшие признаки заболевания. Как было сказано выше, заражение "черной ножкой" происходит исключительно через почву, поэтому основные меры борьбы с заболеванием - обеззараживание или полная смена земли. Так как смена земли - процесс довольно трудоемкий, то многие садоводы чаще дезинфицируют пораженную почву раствором формалина. Данный препарат хорошо зарекомендовал себя в борьбе с данной инфекцией.

Для профилактики заболевания растения необходимо изредка поливать и опрыскивать растворами с добавлением препаратов из серной группы. Неплохой вариант - коллоидная сера (10 г на 10 литров воды). Если же на рассаде уже видны первые очаги болезни, то в ход лучше пустить препараты, содержащие металаксил, мефенокам или оксадиксил.

Совет 4: Обработка капусты от вредителей народными средствами

Капуста - излюбленная пища многих насекомых, поэтому все огородники, чтобы избежать потери урожая, вынуждены проводить меры защиты от вредителей. Некоторые огородники для обработки капусты используют покупные химические препараты, однако большинство обращаются к народным проверенным средствам.

Существует немало насекомых, которые непрочь полакомиться сочными листьями капусты. Причем урон некоторых вредителей остается незамеченным до тех пор, пока овощи не идут в пищу. То есть с виду капуста крупная и чистая, а при удалении первых нескольких листов становится понятным, что она изъедена практически до самой кочерыжки и не годится в пищу.

В настоящее время известно немало видов насекомых-вредителей капусты, одними из самых распространенных являются слизни, крестоцветные блошки, капустная тля, бабочки белянки, капустные совки, а также личинки капустной мухи и моли. К примеру, капустные совки очень любят цветную капусту, они проникают в головки овоща, поедая его, оставляют в нем свои экскременты. Естественно, ни одному огороднику не хочется терять свой урожай, поэтому они ищут действенные пути решения проблемы, которые надолго избавят капусту от тех или иных вредителей.

Чем обработать белокочанную и цветную капусту от вредителей

Многих вредителей отпугивают отвары сильно пахнущих растений, к примеру, полыни, помидорный ботвы, пижмы, чистотела и прочего. Сделайте самостоятельно такой отвар (как можно концентрированнее), остудите его и опрыскайте им овощи и землю вокруг капусты.

Отпугнуть бабочек белянок поможет следующий способ: нарвите полынь, мелко ее порубите и разбросайте вокруг капусты. Данный метод весьма рабочий и вы можете быть в нем уверенны, но лишь до того времени, пока полынь не высохнет (обычно 3-5 дней). Процедуру можно повторять неограниченное количество раз.

Неплохо себя зарекомендовала в борьбе с вредителями луковая шелуха. Ее можно использовать для приготовления отвара для опрыскивания, а можно влажную шелуху разложить в междурядья капусты. Отвар готовится следующим образом: берется литровая банка шелухи, заливается пятью литрами воды, доводится до кипения и остужается. Отвар можно использовать для опрыскивания, саму шелуху раскладывать на грядках.

Чтобы уберечь капусту от слизней, рассыпьте гашеную известь между рядами капусты (известь можно заменить доломитовой мукой). Для опрыскивания капусты подойдет суспензия, приготовленная из воды и сухой горчицы (на 10-12 литров воды - 100 граммов горчицы). Опыление почвы табачной пылью отпугивает не только слизней, но и многих других вредителей.

Довольно успешно борется с крестоцветной блошкой и гусеницами уксусный раствор. В 10 литрах воды разведите стакан 9% уксуса и опрыскайте полученной смесью капусту. Обработку проводите в солнечный день, а для закрепления результата процедуру повторите через неделю.

Совет 5: Как пересаживать капусту

Начинающие огородники зачастую испытывают сложности с пересадкой рассады капусты: высаженные в грунт растения нередко погибают, доставляя немало огорчения и лишних хлопот. Причина может быть в неправильной пересадке.
Вам понадобится
  • - лопата;
  • - перегной;
  • - минеральные удобрения.
Инструкция
1
Чтобы избежать подобных досадных ситуаций, нужно подойти к выращиванию капусты очень ответственно. Подготовленная по всем правилам рассада легче перенесет пересадку. После появления двух настоящих листков сеянцы нужно распикировать. Для этого карандашом в увлажненной почве сделать вертикальное отверстие и опустить в него корень, заглубляя растение до семядольных листьев и стараясь не повредить корешок. Почву вокруг нужно уплотнить руками.
2
Важно не допускать загущения рассады, чтобы избежать развития грибковых инфекций и черной ножки. При этом заболевании стебелек капусты пересыхает между корнем и семядольными листиками и растение погибает или формирует искривленный стебель. Если рассада вытянулась после пикировки, нужно подсыпать земли до основания первых листьев.
3
Не менее важно правильно подготовить грунт и внести удобрения. Капусте нравятся щелочные почвы, поэтому нужно внести известь и калийные удобрения по 1 ч.л. в каждую лунку (можно заменить горстью древесной золы). Это убережет капусту от килы – опасного заболевания корней, при которой рассада также погибает. Важно соблюдать севооборот и не сажать капусту на старое место. Растения будут плохо чувствовать себя после других крестоцветных: редьки, редиса, брюквы.
4
Лунки нужно выкопать на глубину штыка лопаты, чтобы корни растения свободно помещались в ней. При посадке нужно следить, чтобы корешок не загибался вверх. Нельзя засыпать землей и точку роста – то место, откуда капуста выбрасывает новые листья. Стебель же нужно засыпать землей, заглубляя и нижние листы. В таких условиях на нем образуются новые корешки и при развитии кочан получит больше питания.
5
Расстояние между рассадой должно быть 60х50см, для поздних 70х60см, чтобы избежать излишнего затенения. При пересадке нужно обильно пролить лунку водой (не менее 1-1,5л), а после засыпания корней землей уплотнить почву.
6
Избежать излишнего испарения влаги поможет мульча – почву под растением нужно засыпать перегноем, перепревшими опилками или торфом. Пересаживать капусту нужно вечеров, лучше делать это в пасмурную погоду. Когда стоит жаркая погода, после посадки нужно притенять растения. Для этого можно использовать подручные средства: листья лопуха, дырявые ведра, нетканый укрывной материал и т.д.
7
Еще одна опасность, подстерегающая капустную рассаду после пересадки – крестоцветная блошка. Пока капуста не отросла, нужно дважды в день обильно поливать ее и рыхлить почву, а также опрыскать инсектицидом. Подойдет «Корадо», «Командор». Если огородник относится отрицательно к применению химических препаратов, нужно обсыпать капусту древесной золой, соблюдая осторожность, поскольку она можно вызвать ожог листьев.
Полезный совет
Подкормки – важный этап выращивания капусты. Для этого можно готовить раствор, состоящий из компоста, золы и сухого птичьего помета, дожидаться , чтобы масса забродила и поливать растения под корень . За сезон достаточно 1-2 поливов, чтобы получить хороший урожай.

Совет 6: Как заморозить капусту

В ассортименте замороженных овощей всегда присутствует в продаже замороженная цветная капуста. Люди охотно ее покупают, хотя совершенно нетрудно сделать такие запасы самим, когда эта капуста в изобилии продается в сезон на рынке.
Вам понадобится
  • Капуста цветная, брюссельская или кольраби;
  • Морозильная камера быстрой заморозки (-18°C);
  • Контейнеры или пакеты для хранения в морозильной камере.
Инструкция
1
Положите кочан цветной капусты на разделочный стол и снимите с него темно-зеленые листья.
Аккуратно разделите кочан на отдельные соцветия (кочешки). Удалите лишние грубые стебли, оставив только 1,5-2 см от соцветия.
2
В кастрюлю налейте воду и доведите ее до кипения. небольшими порциями закладывайте в кипящую воду цветную капусту и бланшируйте в ней не более 3 минут.
3
Выкладывайте шумовкой каждую порцию капусты на дуршлаг, чтобы вода стекла. После этого желательно разложить ее на чистом кухонном полотенце для просушивания.
4
Рассортируйте высохшие от воды соцветия капусты по порциям на одно приготовление и разложите по пакетам или контейнерам для хранения в морозильной камере
Разложите приготовленную таким образом капусту внутри морозильной камеры, не нагромождая их, чтобы замораживание прошло как можно быстрее.
Хранить таким образом капусту можно всю зиму.
Как заморозить <strong>капусту</strong>
Обратите внимание
Замораживать этим способом можно также и другие сорта капусты: брюссельскую или кольраби, шинкованную кубиками. Белокочанная капуста может быть заморожена только для дальнейшего использования в полуфабрикатах (голубцы или фаршированный кочан), т.к. она при замораживании теряет свои хрустящие свойства.
Полезный совет
Вы также можете заложить в морозильную камеру соцветия капусты без предварительного бланширования, это слегка удлинит время приготовления блюд из замороженной капусты.

Совет 7: Как варить щи из свежей капусты

Щи из свежей капусты – это один из самых распространенных супов в средней полосе России. Готовые щи можно заправлять томатным соусом или сметаной. Если хочется придать щам со свежей капустой пикантную кислоту, то при разогревании супа, добавьте несколько ложек рассола от квашеной капусты.
Инструкция
1
Промойте кусок мяса под краном с холодной водой. Очистите от лишнего жира и пленок. Косточку разрубите в нескольких местах. Положите мясо в кастрюлю с холодной водой, плотно закройте крышкой и поставьте на сильный огонь. Доведите до кипения. Сделайте огонь поменьше, не давайте бульону сильно кипеть. Пену снимайте шумовкой. За 10 минут до готовности добавьте лавровый лист, соль и черный перец горошком.
Через полтора часа бульон выключите, достаньте мясо в тарелку, а бульон процедите. Отделите мясо от костей и порежьте кусочками.
2
Удалите мятые и грязные верхние листья у капусты. Разрежьте капусту на четыре части, удалите кочерыжку. Капусту нашинкуйте длинными узкими полосками. Положите ее в процеженный бульон и поставьте на огонь.
3
Очистите лук и морковь. Лук мелко нарежьте, а морковь натрите на крупной терке. Разогрейте растительное масло на сковороде. Положите в масло натертую морковь, обжарьте несколько минут, чтобы морковь дала сок. Добавьте лук. Продолжайте пассеровать овощи, пока лук не станет прозрачным, а морковь мягкой. Не допускайте пригорания лука или моркови.
4
Вымойте картофель, соскоблите или счистите с него шкурку и порежьте кубиками.
Промойте под водой и почистите корень петрушки и корень сельдерея. Нарежьте их кубиками.
5
Положите в кастрюлю с кипящим бульоном и капустой пассерованные лук и морковь, нарезанную картошку, петрушку, сельдерей и готовое мясо. Варите 15 минут.
Помидоры ошпарьте кипятком и удалите тонкую кожицу. Мелко нарежьте и добавьте в щи за пять минут до конца варки.
Видео по теме
Как приготовить наваристые щи с белыми грибами
Связанная статья
Источники:
  • Как варить щи из свежей капусты
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше