Совет 1: Как улучшить свое общение с людьми: Секреты гештальт-терапевтов

Гештальт-терапия - это направление классической психологии. Ее основной отличительной особенностью является изучение ситуации «здесь и сейчас». Гештальт-психолог ведет наблюдение за клиентом и на основе полученных данных делает выводы.
Как улучшить свое общение с людьми: Секреты гештальт-терапевтов
Вам понадобится
  • - анализ речи собеседника;
  • - самоанализ.
Инструкция
1
Обратите внимание на собственные ощущения либо на поведение вашего собеседника. Существует 5 защитных механизмов, мешающих полноценному общению. Если вы выявите какие-либо из них у себя или у собеседника, вам будет легче преодолеть различные коммуникативные трудности. Первым подобным механизмом, рассматриваемым в гештальт-терапии, является дифлексия. Она присуща многим людям и заключается в сокрытии истинных проблем за абстрактными рассуждениями.
2
Чтобы выявить дифлексию, проанализируйте ваше общение. Если в процессе обсуждения проблемы человек стал говорить монотонно, вам вдруг стало тоскливо и скучно, попробуйте перевести ваше общение на новый уровень. Задайте, например, такой вопрос: «Сначала мне было очень интересно, но вдруг я почувствовал скуку. А что ты чувствуешь в данный момент?»
3
Если ваш собеседник смеется, рассказывая что-то грустное, спросите примерно следующее: «Твоя история навевает на меня грусть. А на тебя?» Если человек начал рассказывать о своих проблемах с начальником и вдруг перешел к абстрактным рассуждениям на тему, как вокруг все плохо, остановите его и спросите: «Что с тобой происходит? Что ты сейчас чувствуешь?» и т.п. Это поможет сделать ваше общение более доверительным.
4
Попробуйте проследить, нет ли механизма ретрофлексии в вашем общении. Ретрофлексия заключается в следующем: человек неосознанно производит действия, которые бы хотел спроецировать на собеседника. Как правило, это агрессия или одобрение. Понаблюдайте за человеком: если, ведя дружелюбный разговор с вами, он покусывает губы, насупливает брови, грызет ногти, заламывает пальцы, дергает себя за волосы и т.п., значит, он испытывает далеко не миролюбивые чувства по отношению к вам. Чтобы помочь собеседнику открыто сказать о своих чувствах, спросите у него, к примеру, следующее: «Когда ты грызешь ногти, что ты чувствуешь?»
5
Проанализируйте ваше общение на присутствие в нем механизма проекции. Проекция заключается в том, что человек приписывает окружающему миру свои чувства и эмоции. И если он считает, к примеру, что все родственники хотят ему зла, все милиционеры воруют, все соседи его ненавидят, согласно учению гештальт-терапевтов, нужно попытаться выяснить, что чувствует сам человек по отношению к этим людям. Спросите его о том, как он относится к соседям, родственникам и т.д. Как утверждают психологи, такая методика реально помогает.
6
Следующим механизмом, на который стоит обратить внимание, является интроекция. Данный механизм является противоположностью проекции и заключается в произношении утверждений, заложенных в сознание другими людьми. К примеру, человек часто говорит: «Я должен быть честным», «Я должен быть хорошим другом», «Я обязан ее любить» и т.п. Спросите у собеседника, готов ли он заменить глагол «должен» на «я хочу» или в данной ситуации более подходит «я не хочу?» Помогите разобраться человеку в его истинных желаниях.
7
Последний защитный механизм, по мнению гештальт-терапевтов, это – слияние. В этом случае человек отождествляет себя с кем-либо. К примеру, он утверждает: «Мы выбрали телевизор, и он нам нравится». Попросите собеседника заменить «мы» на «я» и спросите, сможет ли он в этом случае утверждать то же самое? Отслеживание слияния помогает человеку общаться более равноправно.
8
Учитывайте тот факт, что большинство людей пользуются всеми вышеперечисленными механизмами защиты в процессе общения. Но какие-то из них могут быть превалирующими у конкретного индивидуума. Преодолевать их стоит затем, чтобы разобраться, какие именно эмоции и чувства скрывает тот или иной механизм. Ведь мало кто хочет, чтобы его общение было чисто формальным с оттенками фальши и недоверия.

Совет 2 : Что такое гештальт-терапия?

Гештальт-терапия - одно из направлений гуманистической психотерапии, разработанное Фредериком Перлзом. Гештальт-терапия делает акцент на повышении осознанности действий пациента, стремлении погрузить его в "здесь и сейчас", принятии пациентом ответственности за свои действия.
Что такое гештальт-терапия?
В основе гештальттерапии лежит идея о том, что человеческая психика способна на саморегуляцию, на творческое изменение под воздействием окружающей среды. Для того чтобы стать психически здоровым, человек должен принять полную ответственность за свои действия и мысли. Терапевт как раз и должен помочь пациенту переключиться с непрерывной интерпретации ситуаций на их непосредственное переживание такими, какие они есть "здесь и сейчас".

Теория гештальт-терапии

Все, что происходит с человеком, случается на границе-контакте: этот термин означает границу, которая отделяет человека как единство организма и психики от окружающей среды. То есть все действия человека сформировались на этой границе и не просто так, а потому, что на момент формирования они позволяли эффективно взаимодействовать с ней. Болезненные состояния возникают тогда, когда среда меняется, а человек продолжает действовать привычным образом, который уже не может дать желаемого результата. Терапевт должен помочь человеку осознать свои действия и изменить их в соответствии с новой ситуацией и новыми потребностями.

Фредерик Перлз никогда не занимался теоретизированием, а делал акцент на практику, термины гештальт-терапии введены его учениками.

Сам термин гештальт, давший название этому направлению психологии, происходит от немецкого gestalt, что переводится как "структура, форма" и означает целостную единицу сознания, с которой может работать терапевт. Незавершенные ситуации создают незавершенные гештальты, которые негативно влияют на жизнь человека.

Практика гештальт-терапии

В основном практика гештальт-терапии сводится к таким методам воздействия на пациента, которые позволяют заставить его переживать свои истинные чувства, мысли и потребности. Для этого гештальт-терапевтами разработаны различные практики и тренинги. Наиболее известный метод самого Перлза - "горячий стул", который заключается в том, что во время групповой терапии один из участников садится на специальный стул, и на него тут же направляется все внимание терапевта и группы. Гештальт-терапия также предлагает такие практические методы, как монодрама, арт-терапия, принятие ответственности, погружение в здесь и сейчас, разделение фона и фигуры.

Методы, разработанные гештальт-терапевтами, активно используют и другие психотерапевтические направления, например, их используют в биоксеновой терапии, помогающей избавиться от наркотической зависимости.

Гештальт-терапевт не дает советов и не делает выводов, он только провоцирует человека на реакции и помогает ему осознать их.

Результаты

При удачном исходе гештальт-терапии человек начинает лучше осознавать себя и свои поступки, учится присваивать себе свой опыт, что возможно только при его осознавании, правильнее воспринимает свой образ во всех аспектах - духовном, социальном, рациональном, эмоциональном и физическом.
Видео по теме

Совет 3 : Особенности гештальт-терапии

Гештальт-терапия – направление психоанализа, успешно применяемое на практике для помощи людям с психическими проблемами. Автором этого метода является Фредерик Перлз, немецкий психиатр. Главный лозунг гештальт-терапии – «жить здесь и сейчас», и все особенности теории и техники направлены на то, чтобы человек избавлялся от влияния прошлого, фантазий о будущем, окружающих людей и общества и решал свои проблемы, осознавая свои чувства.
Особенности гештальт-терапии

Что такое гештальт-терапия

Гештальт-терапия – одно из направлений психиатрической терапии, принципы которого были разработаны психиатром, психоаналитиком Фредериком Перлзом. Главное правило этого течения – «живи здесь и сейчас». Гештальт-терапия работает только с существующими в настоящий момент переживаниями и проблемами, во время сеанса психотерапии психологи побуждают клиентов не выходить из потока осознанных эмоций.

Перлз и другие последователи этой теории психоанализа считали, что человек теряет способность осознавать свои чувства, анализировать их, он обращается к прошлому или нацеливается на будущее, что не решает его проблемы. Он ищет выход в отношениях с другими людьми, но не достигает внутренней гармонии.

Главная особенность гештальт-терапии заключается в том, что это направление психологии – сугубо практическое, терапевты применяют определенные техники и приемы, чтобы помочь людям, разрабатывают новые способы лечения и консультирования, изучают проблемы работы с одним человеком или несколькими пациентами.
Последователи этого метода не увлекаются теоретизированием, а проверяют свои домыслы на практике, и как показывает практика, гештальт-терапия часто оказывается успешной.

Гештальт-терапия на практике

Одно из фундаментальных понятий гештальт-терапии – «граница контакта». Это отношения между пациентом и окружающей средой, например, другими человеком. Терапевты выделяют несколько видов границ: телесные, границы ценностей, эмоций, доверия и привычного. Когда человек плохо различает эти границы и начинает подстраиваться под требования общества, таким образом сливаясь с окружающей средой, появляется психическая проблема. То же самое происходит, когда пациент, наоборот, навязывает окружающим свои правила, вторгается на чужую территорию и опять нарушает границы – одним из проявлений такого поведения считается преступление.
Поэтому во время сеансов гештальт-терапии психологи работают над тем, чтобы человек провел границу между собой и окружающим миром, обособился и осознал свои чувства и потребности.

Еще один важный термин – «незавершенный гештальт», какое-либо дело в прошлом, которое не было доведено до конца и мешает человеку жить «здесь и сейчас».

Гештальт-терапевты проявляют развитую фантазию при создании новых техник этого направления. Существуют две разновидности методов терапии: техники диалога и проективные. Первые реализуются при взаимодействии клиента с психологом, вторые – это работа человека со своими переживаниями, воображением, сновидениями. Самыми известными считаются техники работы со стульями, уже насчитывается несколько разновидностей подобных упражнений.

Техника «горячий стул» используется в группе: один человек садится на стул в центре круга и рассказывает о своих проблемах психотерапевту, а остальные наблюдают, после чего рассказывают о своих переживаниях в связи с услышанным. «Пустой стул» – это метод, позволяющий клиенту поговорить с человеком, с которым невозможно установить контакт, например с умершим родственником, чтобы освободиться от прошлого и начать жить «здесь и сейчас».
Видео по теме

Совет 4 : Что такое гештальт-терапия

Если человек не может самостоятельно справиться с тягостным душевным состоянием, ему на помощь приходит психолог. Гештальт-терапия - один из самых популярных и эффективных видов современной психотерапии, зарекомендовавший себя во всем мире.
Что такое гештальт-терапия
Инструкция
1
Гештальт-терапия – метод психотерапии, разработанный в XX веке Фредериком Перлзом, основоположником гештальт-психологии. Главной целью психотерапии сам Перлз называл «сознательное осознавание» и считал, что для эффективности терапии следует работать с единственно возможным настоящим моментом. По мнению Перлза, только в настоящем возможна проработка актуальных проблем.
2
Данное направление психотерапии можно назвать чувственным и практическим. Основатель гештальт-терапии был противником теоретизирования и утверждал, что его методы и идеи являются прикладными, ратуя за их практическое применение. Кроме того, Фредерик Перлз был категорическим противником самопознания через средства разума. В гештальт-терапии интеллект не является средством самопознания, в отличие от чувств и эмоций. Главная цель пациента гештальт-терапевта – научиться сознательно проживать текущую ситуацию через собственные эмоции и ощущения, довериться собственным чувствам, научиться жить в настоящем.
3
Задача терапевта – помочь клиенту интегрировать все части своего образа и своей жизни в единое целое, а также проработать так называемые незавершенные гештальты. Эти незавершенные гештальты (непроработанные ситуации из прошлого) основатели метода считали главной причиной неврозов и тревожных состояний. Незавершенные ситуации из прошлого не позволяют человеку сконцентрироваться на настоящем, мешают осознанности и приводят к страданиям. С помощью гештальт-терапевта человек учится отпускать и прорабатывать свое прошлое, в результате чего у него освобождается достаточная психическая энергия для работы с настоящим моментом.
4
В процессе психотерапии клиент и терапевт работают в тандеме, в результате чего в процессе работы обнаруживаются серьезные внутренние конфликты, клиент учится осознавать не только свои эмоции, но и телесные переживания, формирует ощущение внутренней целостности, учится самостоятельно нести ответственность за собственную жизнь и собственный неоценимый опыт. Из кабинета гештальт-терапевта клиент выходит, обретая не только новые знания, но и новые ощущения и эмоции, которые помогают ему справиться с внутренним конфликтом.
Видео по теме
Обратите внимание
Близкими к гештальт-терапии направлениями являются психодрама, арт-терапия, сказкотерапия, монодрама, работа с метафорой. На сегодняшний день многие гештальт-терапевты работают в данных техниках, обогащая свою терапевтическую практику, что способствует более эффективной работе с клиентскими запросами.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500