В Трудовом кодексе Российской Федерации есть статья под номером 133. В ней четко говорится о том, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается федеральным законом на территории всей страны и не может быть ниже прожиточного минимума, сумму которого регулярно пересчитывают. Тем не менее в том же самом законе есть противоречие, которое и является лазейкой — в статье 421 говорится о том, что порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 настоящего Кодекса, устанавливаются федеральным законом. И лазейкой этой государство успешно пользуется - получается, что МРОТ может быть установлен на уровне ниже прожиточного минимума, а Министерство финансов само решит, когда их выровнять.

С января 2013 года МРОТ снова возрастет и составит 5205 р. Но проблема в том, что расходы на социальное развитие почти не повышаются, а значит, бюджет не сможет покрыть существующую разницу между прожиточным минимумом и МРОТ. Новый МРОТ будет составлять всего 76% от прожиточного минимума, что, по идее, является нарушением трудового законодательства Российской Федерации. Впрочем, нарушение это совершается уже много лет.


За последние 12 лет МРОТ вырос в 30 раз, однако до сих пор не достиг той суммы, которая действительно могла бы обеспечить нормальное проживание людей низкооплачиваемых профессий.

Специалисты отмечают, что цифры неутешительны. Более 13% россиян имеет зарплату ниже прожиточного минимума. В Европе существуют стандарты, по которым МРОТ должен составлять не менее 60% от средней заработной платы по стране. Если бы такие стандарты работали в России, МРОТ составил бы около 16000 р. Однако подобные суммы для государства остаются заоблачными.