Детские психологи подчеркивают: для успевающего школьника важнее всего – ориентация на успех. Еще до школы ребенок должен обрести уверенность в своих силах. В этом ему помогут доверительные отношения и взаимная ответственность в семье, дружба, занятия в детском саду, секциях и студиях.


Помогите дошкольнику добиться успеха. Важно вовремя заметить его способности и сделать все возможное для их развития. Если малыш ритмичен и имеет хороший слух – он может стать «звездочкой» в детской школе искусств; «почемучка» будет на виду в студии раннего развития; непоседа добьется успеха в гимнастическом зале.



Первоклассник столкнется с разносторонней школьной программой. Тут и могут проявиться первые проблемы – окажется, что успешная танцовщица не способна запомнить элементарных правил математики и грамматики.


Готовить ребенка к школе необходимо по разным параметрам. У первоклассника должны быть хорошо развиты: слух, память, артикуляция, ориентация во времени и пространстве, мелкая моторика и образное восприятие.


Всестороннее развитие крохи следует начинать чуть ли не с рождения. Малыш постигает окружающую действительность через игровые действия, и часть его игр обязательно должны стать развивающими. Занятия, организованные силами родителей или педагогов, помогут развить сильные стороны ребенка и откорректировать слабые.


Подобрать подходящую программу для дошкольника – сложная задача, и каждый родитель решает ее индивидуально. Хорошим подспорьем станут специальные корректирующие комплексы упражнений. В общих чертах, они заключаются в следующем.


Развитие ритма.

Восприятие заданных ритмов формирует навык чтения. Одно из самых простых и эффективных упражнений: ребенок слушает музыку, затем «отхлопывает», «оттопывает» или «отстукивать» ее. Серия ритмов постепенно усложняется.


Рекомендуется подбирать подходящие возрасту стихотворные фразы и делить их сначала на слова, потом – на слоги. Ребенок учится произносить их и также синхронно «отхлопывать».

Развитие памяти.

Хорошая слуховая и зрительная память – залог усвоения школьных знаний. В процессе одного игрового занятия должны быть упражнения и на слух, и на зрение. Для примера: ребенок слушает цепочку гласных и повторяет их; постепенно звуковой ряд усложняется смешением гласных и согласных.


Когда дошкольник научиться повторять за вами всю слуховую цепочку, научите его одновременно «писать» в воздухе рукой «домик» звука – букву. Так у него сформируются пространственные функции, а заодно можно отследить левшество.


Для развития зрительной памяти показывайте ребенку букву на карточке. Кроме того, научите дошкольника быстро запоминать изображения цифр, слогов, слов, фраз и предметов.

Развитие моторики.

Моторика напрямую связана с межполушарным взаимодействием – основой интеллекта. Правое и левое полушария мозга совместно организуют движение, перерабатывают информацию (зрительную, тактильную, слуховую, кинестетическую). От их функционирования и синхронной работы зависит очень многое – внимание, организованность, умение сосредоточиться и даже красивый почерк.


Развитие межполушарного взаимодействия начинается с физических упражнений – ползания по полу на четвереньках, лазания по лестнице. Даже старые добрые «ладушки» могут стать игрой будущего отличника. Специальные упражнения для дошкольника должны стать обобщением его двигательного развития. Для примера: ребенок встает на четвереньки и ползает в заданном темпе. Противоположные ноги и руки переставляются одновременно.


Моторику хорошо развивает зеркальное рисование: на двух листах бумаги дошкольник рисует одновременно правой и левой руками симметричные изображения. Еще одно эффективное упражнение – перебирать пальцы на обеих руках, попеременно соединяя их в кольцо с большим пальцем. Добейтесь того, чтобы ребенок делал это быстро с закрытыми глазами. Развивающие занятия дополняйте веселой музыкой, стихами, увлекательными исценировками.