Совет 1: Что такое социальный порядок

Социальный порядок – это упорядоченность, соответствие определенной модели поведения и развития различных слоев общества и их действий нормам общепринятой социальной системы.
Что такое социальный порядок

По сути, социальный порядок представляет собой форму организации человеческой жизнедеятельности в пределах социума. Это важнейший аспект упорядоченности жизни современного общества, которая противопоставляется хаосу, беззаконию и безнравственности.

Социальный порядок возможен, только в обществе, участники которого взаимодействуют друг с другом. Разобщенный социум, где каждый сам за себя не может выступать благодатной почвой для его создания и стабильного функционирования. Такой порядок является связующим звеном для множества элементов и социальных систем общества, без него они не могут взаимодействовать друг с другом. Признак общества как системы проявляется только в его наличии.

Цивилизованное общество возможно только там, где люди осознают и принимают необходимость социального порядка, важность соблюдения законов и сохранения моральных устоев. Это «скелет» общества, вокруг которого происходят различные социальные процессы. Примерами таких процессов могут послужить моральный порядок и нормативный.

Существование социального порядка было доказано еще в древности. Первое понятие, объясняющее его суть, было составлено еще Аристотелем. Он считал, что безопасность общества и сохранение его моральных ценностей возможны только в условиях совместного поддержания социального порядка. Каждый человек, как элемент общества, должен обуздать свои желания во имя достижения общей цели. Такое пожертвование собственными интересами он называл «социальным договором». Однако индивид поступается ими исключительно по собственной воле во имя верховенства власти и интересов социума.

Подобный общественный договор возможен только в том обществе, где имеют значение нравственность и мораль. Ведь именно эти качества позволяют существовать социальному порядку даже во время быстрой смены идей и ценностей общества.

Совет 2: Что такое мораль

В переводе с латыни слово "мораль" означает "то, что касается нравов". Это наука о поведении человека в обществе, допустимых и недопустимых способах его действия в тех или иных ситуациях, о целях существования цивилизации в целом и каждого человека в отдельности. В широком смысле мораль - это наука о добре и зле.
Что такое мораль
В любом обществе есть писаные и неписаные правила, определяющие, что можно делать, а что категорически запрещено. Эти правила не обязательно имеют юридическую силу. Нарушивший их не всегда подвергается наказанию со стороны государства и его структур, но может стать изгоем в обществе. В этих случаях говорят, что человек нарушил моральные принципы, принятые в его среде. Яркий пример несовпадения законов с моральными принципами - дуэли, с помощью которых представители дворянства в прошлом решали многие споры. Законодательством такие поединки во многих странах были запрещены, однако отказ от дуэли в глазах данного сословия зачастую был проступком гораздо более серьезным, чем нарушение закона.

Понятие морали сформировалось в Древней Греции. Моралью Сократ называл науку о человеке, в противовес физике, которая занималась явлениями природы. Эта часть философии, которая старается ответить на вопрос об истинном предназначении человека. Это пытались сделать еще древние греки. Согласно определению эпикурейцев и гедонистов, истинной целью существования человека является счастье. Стоики выработали свою концепцию и определили эту цель как добродетель. Их позиция нашла свое отражение во взглядах философов более поздних эпох - например, Канта. Позиция его "философии долга" основана на том, что человек не может быть просто счастлив, он должен заслужить это счастье.

Существуют идеальная и реальная морали, и вторая не всегда совпадает с первой. Например, основой христианской морали являются десять заповедей. В идеале им должен следовать каждый христианин. Однако многочисленные войны, в том числе и религиозные, являлись явным нарушением запрета убивать. В каждой воюющей стране были приняты и другие моральные нормы, которые более соответствовали потребностям общества в конкретную эпоху. Именно они, в сочетании с заповедями, и являли собой реальную мораль. Современные философы рассматривают мораль как способ сохранения того или иного общества. Задача ее - снижение конфликтности. Она в первую очередь рассматривается как теория общения.

Моральные принципы каждого конкретного человека формируются в процессе воспитания. Ребенок усваивает их в первую очередь от родителей и других окружающих его людей. В некоторых случаях усвоение моральных норм происходит в процессе адаптации человека с уже сложившимися взглядами к другому обществу. С этой проблемой постоянно сталкиваются, например, мигранты.

Наряду с общественной моралью существует и индивидуальная. Каждый человек, совершая тот или иной поступок, оказывается в ситуации выбора. На него оказывают влияние самые разные факторы. Подчинение моральным нормам может быть чисто внешним, когда человек совершает какое-то действие только потому, что так принято в его среде и его поведение вызовет симпатию у окружающих. Подобную мораль Адам Смит определял как мораль чувства. Но побуждение может быть и внутренним, когда добрый поступок вызывает у совершившего его ощущение гармонии с самим собой. Это - один из принципов морали вдохновения. Согласно Бергсону, поступок должен быть продиктован собственной природой человека.

В литературоведении нередко под моралью понимают вывод, который следует из описания. Например, мораль существует у басни, а порой и у сказки, когда в заключительных строках автор объясняет прямым текстом, что он хотел сказать своим произведением.
Видео по теме
Источники:
  • Новая философская энциклопедия
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500