Совет 1: Что такое социальная стратификация

Стратификация - это всегда иерархия, разделение общества. В данном случае - разделение по принципу социальной принадлежности. Существует множество социальных слоев, или страт.
Что такое социальная стратификация

Страта - единица деления при стратификации. Поскольку само понятие пришло из геологии, то страта - это пласт, слой, только не в земле, а в обществе. Все люди, так или иначе, входят в различные социальные группы. Их можно выделить бесконечное множество, если брать за основу различные принципы деления.

Например, можно выделить страты в зависимости от возраста, материального достатка, владения имуществом. Профессиональный музыкант, музыкант-любитель, просто слушатель - тоже будут своего рода слои. В различные исторические периоды, в разных государствах такое деление могло играть существенную роль в жизни всех людей. Так, в Индии были касты, в России - сословия, в более поздний период - классы. Принадлежность к той или иной группе могла определять всю жизнь человека, от рождения до смерти. В той же Индии переход из одной касты в другую был невозможен. В России с огромным трудом и удачей можно было «подняться» по социальной лестнице. Но вырасти из зажиточного крестьянства в купечество, класс мелкой буржуазии стало реальным только ближе к XX веку.

Но и сейчас стратификация играет большую роль в социальной жизни практически всех людей. Несмотря на провозглашение демократических принципов, всеобщее равенство, на деле оказывается, что связи, материальное положение, некоторые виды деятельности позволяют получить определенные привилегии. И общество так или иначе оказывается поделенным на слои, выстроенные в иерархию. В общем виде это выглядит как деление на элиты и массы. Т.е. внизу социальной лестницы находятся, к примеру, простые рабочие, выше - чиновники, которые могут на них влиять, еще выше - правящая элита города, региона, страны и т.п.

Деление на слои можно осуществить и «горизонтально», например, по роду деятельности. Так, известный музыкант и известный спортсмен могут стоять на одной ступеньке «вертикальной» иерархии, но при этом они, естественно, входят в различные социальные группы.

Совет 2 : Социальная стратификация как социологический аспект

Социальная стратификация – предмет изучения социологов, политологов и частично социальных психологов и специалистов в области управления и маркетинга. Социальная стратификация как социологический аспект выявляет причины и внутренние механизмы социально-экономических различий между представителями отдельных групп населения.
Социальная стратификация как социологический аспект
В основе социальной стратификации как социологического аспекта лежит разделение общества на социальные группы в горизонтальной иерархии по ряду критериев: неравенство в доходах, объем власти, уровень образования, предписанный и достигнутый статус, профессиональный престиж, авторитет и другие. С этой точки зрения социальная стратификация является частным случаем социальной дифференциации.

Главными параметрами социальной стратификации как социологического аспекта специалисты называют открытость общественной системы и ключевые измерения социальной стратификации – власть, авторитет, социальный статус и экономическое положение. Открытыми считаются общества, в которых возможно изменение статуса, полученного при рождении, за счет социальной мобильности. Закрытыми признаются общества, где запрещено менять предписанный социально-экономический статус, например, кастовая система Индии до 1900 года.

Среди систем социальной стратификации выделяют четыре: рабство, кланы, касты и классы. Иногда рассматривают как отдельную систему гендерное неравенство, которое существует также внутри каждой из четырех систем. Социологи сходятся во мнении, что цивилизация на современном этапе представляет собой классовую систему из трех уровней – высшего класса, среднего и низшего, а идентификация социальных классов осуществляется тремя способами - объективным, репутационным и субъективным (метод самооценки).

Основными понятиями социальной стратификации как социологического аспекта являются социальная мобильность, предписанный и достигнутый статус, классовая принадлежность, неравенство и депривация.

Многие наблюдаемые проявления социальной стратификации основаны на негласных социальных контрактах, корни которых уходят в архетипы ритуалов власти и подчинения. Человеку свойственно проявлять повышенную предупредительность и уважение в общении с другими, если те превосходят его в экономической или профессиональной компетенции, даже если это мнение ошибочно, и высокий статус на поверку оказывается мнимым. Некоторым удается значительно повысить изначально предписанный статус именно благодаря умению «правильно себя подать», создать образ социально и экономически успешного человека с тем, чтобы заручиться расположением действительно преуспевающих людей.

В рамках социальной стратификации как социологического аспекта изучают две главные теории социального неравенства – функционалистскую и конфликтологическую. Первая основана на консервативной традиции и утверждает, что социальное неравенство необходимо для успешной реализации основных функций любого общества. Вторая представляет радикальное направление и называет социальное неравенство инструментом эксплуатации.
Видео по теме

Совет 3 : О чем может рассказать социальная стратификация

Социальная стратификация представляет собой направление социологии, в котором общество рассматривается, как комплекс взаимосвязанных друг с другом слоев. В современной социально стратификации используются многомерные модели классовой иерархии.
О чем может рассказать социальная стратификация
Социальная стратификация - понятие в социологии, рассматривающее общество, как расслоенную структуру.

Разделение общества на слои

Изначально термин «стратификация» использовался в геологии для обозначения разных пластов земли. В поперечном разрезе земная толща выглядит, как множество напластованных друг на друга слоев осадочных пород. Вот так и общество в социологии представляет собой несколько социальных страт, отличающихся друг от друга положением и достатком.

В социальной стратификации принято делить общество на страты в зависимость от индикаторов потребления, досуга, власти, образования и благосостояния. Такие страты располагаются в строгом иерархическом порядке.

Простейшим примером социальной стратификации является деление социума на массы и элиты, между которыми существует неравенство. Вверху иерархии располагаются «посвященные» и знать, внизу - остальные.

Современная социология использует многослойные и многомерные стратификационные модели. Она допускает возможность перехода человека из одной страты в другую (т.н. «социальная мобильность»).

Одним из основоположников социальной стратификации был У. Л. Уорнер. Он интересовался мнением людей из разных социальных классов друг о друге и построил модель, согласно которой современное общество разделяется на несколько слоев, начиная от богатых аристократов и заканчивая безработными и бродягами.

Стратификация и общественные «фильтры»

В историческом понимании стратификация рассказывает о жесткости «фильтров», которые использовались для ограничения социальной мобильности. Во времена расцвета рабовладения люди из одной страты просто физически не могли пробиться выше по иерархии. Даже сейчас в Индии существуют касты, представители которых никогда не станут менеджерами или служащими банков - всё, чем они могут довольствоваться, это сбор погибших животных и обработка шкур.

Профессиональная стратификация

Социальная стратификация рассматривает и профессиональные отношения. Профессиональная стратификация делит общество на слои, опираясь на наличие знаний, уровень интеллекта, престижность той или иной профессии и т.д. Наверху иерархии, построенной по принципу профессиональной стратификации, располагаются профессии, связанные с управлением и контролем самой профессиональной группы - предприниматели, хозяева. Внизу находятся «рабочие лошадки» - наемные рабочие, которые дешево продают свой труд. Между верхним и нижним слоем располагаются управленцы.
Видео по теме

Совет 4 : От чего зависит социальная стратификация

В любом, самом демократичном обществе существует социальное неравенство. Не все члены социума могут иметь одинаковый доступ к общественным ресурсам. Поэтому и наблюдается расслоение общества на отдельные ступени, с иерархическим отношением относительно друг друга. Но каковы основные причины того, что человек относится именно к той или иной страте?
 Стратификация общества на схеме.
Существует множество теорий принадлежности человека к той или иной страте. Но в основе их всех лежат примерно одни и те же критерии: экономические, политические и профессиональные. Экономические зависят от того, какое место занимает человек в результатах распределения общественного дохода. Политические от того, каков доступ индивида к ресурсам власти, каково его влияние на принятие политических решений. Профессиональные зависят во-первых, от вклада человека в общественный продукт, от важности его профессии для общества; а во-вторых от интеллектуального уровня, который необходим для выполнения того или иного вида профессиональной деятельности.

На этой основе в современном обществе принято выделять три основных слоя: высший, средний и низший. Но и сами по себе эти слои неоднородны. В них отдельные ученые выделяют еще и подслои.

Для того, чтобы лучше понять, от чего зависит социальная стратификация в современном обществе, подробнее остановимся на критериях современной социологии. Основными критериями в ней являются: доход, богатство, власть, образование и престиж.

Доход человека определяется количеством поступлений новых экономических ресурсов в течении определённого промежутка времени. Доход может быть в виде заработной платы, доходов от договора ренты, социальных пособий, доходов от результатов интеллектуального труда, творчества (гонораров) и т.д.

Богатство определяется количеством накопленных доходов индивида. Он может зависеть напрямую от доходов, в случае если нет других источников в виде переданных по наследству или в дар. Накопленные доходы могут быть в виде наличных денег (как реальных, так и виртуальных), так и виде овеществленных денег, в форме движимого и недвижимого имущества.

Уровень власти человека определяется, тем количеством людей, на деятельность которых он может оказывать влияние. Это количество может варьировать от только самого человека, его семьи, до целого предприятия, или даже государства.

Уровень образования определяется тем, какое образование получил человек: , среднее общее. начальное профессиональное, среднее специальное, высшее, послевузовское. Но тут следует признать еще один факт. Уровень образования зависит еще и от интеллектуальных способностей индивида. А в некоторых случаях, еще от уровня доходов, богатства. К тому же, сам уровень образования не всегда еще определяет уровень образованности.

Престиж определяется отношением общества к месту, занимаемому человеком, в определенном общественном классе. А также к его профессиональной принадлежности, уровню доходов, уровню образования.

Резюмируя все вышесказанное можно сделать следующий вывод. Все эти критерии не могут однозначно определить принадлежность человека к той или иной страте. К примеру, человек старинного, знатного рода, имеющий большой доход, богатство, может не иметь послевузовского образования, может быть вообще безработным. А человек, имеющий ученую степень, престижную работу, может иметь относительно невысокие доходы. И подобные парадоксы вполне реальны для современного российского общества.
Видео по теме
Источники:
  • Описываются основные критерии стратификации общества
  • Рассматриваются различные подходы к теории стратификации.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500