В самом широком смысле воспитательный процесс – это процесс социализации, адаптации человека в социуме. В более узком смысле это взаимодействие воспитателей и воспитуемых, нацеленное на формирование и развитие личности последних. Ключевые участники данного процесса – это, разумеется, сами дети, взрослые люди (в первую очередь, родители) и воспитатели. Воспитание также должно ориентировать ребенка на саморазвитие и самообразование. Очень важно отметить, что ребенок не усваивает социальный опыт и необходимые знания о жизни пассивно, «на автомате», но активно взаимодействует с окружающим миром. Он является не только объектом, но и субъектом воспитательного процесса. При отсутствии обратной связи успешное воспитание попросту невозможно.

Воспитательный процесс зачастую рассматривают как развертывающуюся во времени сложную динамическую систему, которой присущи самоуправляемость, иерархичность. Сущность воспитательного процесса – в его целостности, единстве обучения, развития и воспитания ребенка.


В педагогике есть множество классификаций видов воспитания. Наиболее обобщенная из них включает в себя физическое, умственное, нравственное и трудовое воспитание.

Сложность воспитательного процесса обуславливается множеством субъективных факторов, в первую очередь, индивидуальными особенностями ребенка и профессионализмом педагогов.

Современные системы воспитания базируются на ряде принципов, таких как:
• Индивидуальный подход,
• Гуманистический подход,
• Единство воздействий,
• Общественная направленность.
Кроме того, в процессе воспитания необходимо опираться на положительный опыт.

Наконец, если говорить о характерных особенностях любого воспитательного процесса, то здесь следует назвать многомерность, непрерывность, целенаправленность (цель воспитания должна быть известна ребенку, и должна быть принята им). Также сюда нужно добавить, что в отличие от обучения воспитание никогда не дает моментального результата. Плоды воспитания всегда созревают через достаточно длительный срок.