Совет 1: Как выращивать грибы

Сегодня многие садоводы пытаются выращивать грибы на своих приусадебных участках. Некоторые виды грибов настолько хорошо адаптируются к окружающим условиям, что пригодны для выращивания даже в подвалах, сараях ли квартирах. Чаще всего можно увидеть такие искусственно выращенные грибы, как вешенка устричная и шампиньон двухспоровый. Вкусовые качества этих видов грибов весьма высоки, а ухаживать за ними несложно. В большинстве случаев выращивать грибы в домашних условиях можно на любом растительном субстрате – опилках, универсальном грунте с добавлением листовой земли, соломе, а также на подсолнечной лузге. 

  1. Если вы планируете занять выращиванием грибов, следует начать с покупки мицелия (компостного или зернового). Этот посадочный материал хорошо хранится, при температуре от 0 до 2 градусов зерновой мицелий можно хранить не менее трёх месяцев, а компостный мицелий – не менее десяти месяцев. При комнатной температуре хранить мицелий не рекомендуется, так как сроки хранения посадочного материала при этом могут уменьшаться в несколько раз.

  2. Длительное хранение не самым лучшим образом влияет на внешний вид и качество мицелия (может изменяться цвет посадочного материала, нередко появляется характерный запах), поэтому специалисты рекомендуют как можно быстрее высаживать недавно купленный мицелий на субстрат. Но если уж вы приобрели посадочный материал задолго до срока высадки, попробуйте хранить его в морозильной камере – качество мицелия практически не изменится.

  3. Начиная выращивание грибов, следует научиться правильно готовить субстрат перед высадкой мицелия. Материал, используемый в качестве субстрата, необходимо хорошенько размельчить и замочить, после чего подвергнуть нагреванию. Субстрат нагревают до температуры 70С и не охлаждают в течение нескольких часов – эта мера необходима для уничтожения плесневых грибков.

  4. После этого в охлажденный субстрат высаживают мицелий и запаковывают его в полиэтиленовые пакеты (в пакетах должны быть небольшие дырочки для циркуляции воздуха). Мицелий должен составлять около пяти процентов от общей массы субстрата. После посева пакеты помещают в камеру, где они лежат при температуре 20-25С (в темноте). Через 2-3 недели содержимое пакетов приобретет белесый оттенок – это значит, что грибы проросли в субстрате.   

  5. Как только появятся первые плодовые тела грибов, пакеты с ними необходимо переместить в хорошо освещенное помещение. Там они будут увеличиваться в размерах, и уже через две недели вы сможете попробовать самостоятельно выращенные вами грибы.    

Совет 2: Как выращивать грибы

Искусственно можно выращивать далеко не все грибы. Хорошо культивируются сапротрофы, растущие на смеси гумуса, торфа, песка. Это шампиньоны, кольцевик, дождевик. Промышленно выращивают только шампиньоны. Разработаны технологии промышленного выращивания грибов-ксилотрофов, растущих на мертвой древесине или опилках. Это вешенка, шиитаке, опята, фолиота, гериций. Промышленно выращиваются вешенка, шиитаке, в меньших объемах опята и фолиота.
Вам понадобится
  • - плотные полиэтиленовые пакеты 40х80 см;
  • - мешки сахарные для замачивания сырья;
  • - прочная бечева;
  • - лузга подсолнечника или мелко посеченная солома пшеницы или ржи;
  • - мицелий гриба вешенка (сорт мицелия выбирается по сезону);
  • - мел;
  • - известь;
  • - гипс.
Инструкция
1
Подготовьте помещение для обрастания блоков мицелием, инкубационную камеру. Блоки обрастают в темноте, при температуре 16-22оС, умеренной вентиляции и стерильности. При необходимости поставьте кондиционер. Температура внутри блоков не должна превышать 36-38оС. При температуре внутри блоков выше 42-46оС мицелий погибает.
2
Подготовьте ванну для замачивания сырья и его пастеризации. Время замачивания лузги – 8-13 часов. Время замачивания сеченой соломы – 18-24 часа. Время пропаривания лузги и соломы – 6-8 часов.
3
Подготовьте стерильное помещение для изготовления блоков вешенки. Стол для перемешивания сырья и мицелия, устройство для формования блоков, бечеву для обвязывания готовых блоков. Для хранения упаковок мицелия используйте холодильник с температурой в камере +2-6оС и принудительным обдувом.
4
Подготовьте помещение для плодоношения. Освещение фитолампами или лампами дневного света. Приточно-вытяжная вентиляция с фильтрами. Полив блоков в период плодоношения, каркасы для установки или подвешивания грибных блоков.
5
Для сохранности собранного урожая подготовьте холодильную камеру, способную охладить урожай грибов до -1оС за полчаса и дальнейшего хранения при температуре +4…+10оС.
6
Солому предварительно измельчите максимум до 5 см длиной. Засыпьте сырье в сахарные мешки и замочите в емкости холодной водой. Слейте воду по окончании замочки и переложите мешки с сырьем в пропарочную камеру. Температура пропаривания – +100…+110оС. Перенесите мешки с сырьем для остывания в стерильное помещение.
7
Рассыпьте на стол, внесите добавки. На 1 мешок лузги или соломы 0,2 кг мела, 0,2 кг извести, 50 грамм гипса, 1,5 - 2 кг мицелия вешенки. Перемешайте и сформируйте в полиэтиленовых пакетах 40*80 грибные блоки, периодически встряхивая и слегка уплотняя смесь для равномерного залегания. Обвяжите готовый блок бечевкой и проведите перфорацию: продольные вертикальные надрезы в 2-5 см. На одном блоке выполняет до 12 таких отверстий.
8
Перенесите блоки в инкубационную камеру, предварительно простерилизованную бактерицидной лампой. Обрастание блоков мицелием длится 18-21 день. Следите за температурой и влажностью. Влажность в камере поддерживайте на уровне 85-95%. Периодически проветривайте помещение и охлаждайте с помощью кондиционера.
9
После окончания периода обрастания блоков мицелием перенесите их в камеру плодоношения и развесьте на стеллажах. Параметры камеры: освещение 16-24 часа в сутки, влажности до 95%, ежедневный полив блоков и примордий грибов, температура для роста грибов 16-26 градусов в зависимости от летних или зимних сортов грибов вешенки. Постоянный вертикальный обдув снизу вверх и приточно-вытяжная вентиляция дважды в сутки по 3-4 часа.
10
После появления примордий и роста в отверстиях перформации (24-30 день) можете частично освободить примордии от пленки пакета блока. От величины прорези зависит величина плодовой ножки грозди вешенки.
11
Сбор гроздей вешенки проводится на стадии технической зрелости. Ножки собранных гроздей зачистите от лузги и уложите в ящики. Для длительного хранения охладите урожай до – 1оС и храните при температуре до +16оС или переработайте.
Видео по теме

Совет 3: Как выращивать шампиньоны

Очень многие хотели бы выращивать шампиньоны в домашних условиях, это дело весьма хлопотное, но очень интересное.

Чтобы вырастить шампиньоны, вам потребуется 1 тонна соломы, 1 тонна свежего куриного помета и 50 кг гипса или алебастра. Можно уменьшить объемы в процентном соотношении. Кроме того, весь процесс должен происходить в каком-то помещении. Если заготовка компоста будет происходить на улице, то компост будет заражен мухами и комариками.

Солому необходимо замочить в какой-нибудь емкости на три дня. После этого ее необходимо выложить на полу слоями, чередуя с куриным пометом. Свежий помет начнет разогреваться и выделять аммиак. Каждые 5 дней необходимо перемешивать компост, чтобы процесс пастеризации шел равномерно и компост не сгорел. Примерно на 15 день компост будет готов. В него необходимо будет добавить гипс и можно фасовать в тару.

Многие производители сажают грибы в пластиковые контейнеры, но это трудозатратный процесс, к тому же контейнеры необходимо дезинфицировать.  Самый простой способ – это взять полиэтиленовый рукав шириной около 50 см, завязать нижний конец и отрезать кусок высотой около 40 см. Затем один человек должен держать рукав, а другой кидать в него компост лопатой. После 2-3 лопат необходимо сыпать мицелий. Таким образом, мицелий ляжет слоями и обеспечит несколько волн урожая.

После посадки мешки с компостом нужно отнести на место выращивания. Это может быть подвал или склад. При больших объемах выращивания для расстановки пакетов используют стеллажи.

Температура при выращивании должна быть от 15 до 25 градусов. В течение 3-х недель мицелий должен разрастись и охватить каждый пакет. Компост будет покрыт белым налетом, похожим на вату или плесень. Пакеты нужно прикрыть пленкой, чтобы верхний слой не пересыхал.

После полного зарастания пакетов необходимо присыпать верхний слой компоста торфом или пропаренной землей.

Для получения самих грибов температура должна опуститься ниже 16 градусов. Это легко сделать зимой, но довольно проблематично в летний период. После снижения температуры по истечении двух недель начнут появляться маленькие грибочки. Урожай нужно будет собирать каждый день. Чем выше будет пакет, тем дольше продлится сбор урожая. Основной урожай будет в первый месяц. Грибы нельзя срезать, их необходимо аккуратно выкручивать.

В общем, выращивание шампиньонов – это очень увлекательное занятие, которое может обеспечить неплохой источник дохода.

Видео по теме

Совет 4: Как вырастить белые грибы на своей даче

Белые грибы - это, несомненно, короли грибного царства. Их любят за вкус, запах и питательные свойства. При правильном приготовлении они превращаются в настоящий деликатес. Но можно ли их вырастить на своём дачном участке?

В России белые грибы стали выращивать в конце девятнадцатого века таким способом: перезрелые грибы укладывали в деревянную посуду, заливали дождевой водой, выдерживали сутки, процеживали и этой водой со спорами грибов поливали определенные участки земли.

Существует еще такой вариант: на определенный участок переносят маленькие кусочки грибницы. Укладывают в ямки, прикрывают и поливают землю.

Следующий вариант - с использованием шляпок грибов. Разложить на рыхлую землю под деревьями кусочки шляпок свежих грибов. Через четыре дня кусочки нужно убрать, а землю полить. Можно посадить также сухие кусочки шляпок, которые размещают в небольшие земельные ямки.

Некоторые грибоводы используют такой способ. Нужно отделить трубчатую часть шляпки белого гриба, измельчить, подсушить два часа. Затем приподнять верхнюю часть земли и положить туда по два кусочка гриба. После чего надо уплотнить землю и полить.

На следующий год можно собрать небольшой урожай. Спустя годы можно ожидать прибавление урожая.

В ближайшем лесу также можно этими способами выращивать грибы, где растут молодые деревья.

Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500