Совет 1: Как строить аккорды

Аккорд – сочетание трех или более звуков, которые располагаются или могут располагаться на расстоянии терции друг от друга и взяты одновременно или последовательно. Существует несколько типов аккордов: мажорные, минорные, септаккорды. В свою очередь, каждый тип имеет несколько видов – обращений. При построении аккорда в каждом конкретном случае нужно знать определенные законы.
Как строить аккорды
Инструкция
1
Трезвучие. Оно обозначается буквой или римской цифрой, обозначающей основной тон аккорда, и идущими за ней арабскими цифрами 3 и 5, означающими расстояние между основным тоном аккорда и каждой нотой (соответственно, терция и квинта). В мажорном и минорном трезвучиях квинта является чистой. В мажорном трезвучии нижняя терция является большой (два тона или четыре полутона), в минорном – малой (полтора тона или три полутона). Следовательно, мажорный аккорд состоит из большой терции и малой терции, а минорный – из малой терции и большой терции.
2
Секстаккорд. Первое обращение аккорда, то есть перенесение крайнего звука на октаву вверх или вниз (в конкретном случае – вверх). Обозначается буквой или римской цифрой, обозначающей основной тон аккорда, и арабской цифрой 6. Нижний тон перенесен вверх, в результате мажорное трезвучие состоит из следующих интервалов: малая терция, чистая кварта. Минорное трезвучие: большая терция, чистая кварта.
3
Квартсекстаккорд. Второе обращение. На этот раз верхний звук исходного аккорда перенесен на октаву вниз. Аккорд обозначается буквой или римской цифрой, обозначающей основной тон аккорда, и цифрами 4 и 6. Мажорный квартсекстаккорд строится из чистой кварты и большой терции, минорный – из чистой кварты и малой терции.
Видео по теме
Обратите внимание
В каждом аккорде латинская буква или римская цифра означает главную ступень аккорда, а арабские цифры – вид аккорда и его интервальный состав. Особые пометки обозначают уменьшенные трезвучия и септаккорды.
Для удобства запомните: терция - интервал через ступень от исходного, кварта - через два, квинта - через три.
Источники:
  • как построен аккорды

Совет 2 : Как учить гаммы

На большинстве европейских языков аналог русского слова «гамма» - слова «лестница», «ступени». В этом вся суть гаммы – ступень за ступенью сыграть группу нот на том или ином инструменте. Цель исполнения гамм – повысить координацию рук, увеличить скорость и технику, а также понять интервальный состав мажорной и минорной гаммы.
Как учить гаммы
Инструкция
1
Пользуйтесь специальными учебными пособиями. Приемы исполнения гамм, указанные в них, разрабатывались в течение нескольких веков и практически стали универсальными. В частности, указанная в самоучителе аппликатура наверняка окажется удобной, поскольку была проверена многочисленными поколениями музыкантов.
2
Изучая гаммы на конкретном инструменте, исполнитель сталкивается с характерными трудностями. К примеру, при исполнении на струнном инструменте важно выбрать удобную позицию. Иначе говоря, один и тот же звук можно извлечь на двух или трех струнах.
Выбор струны зависит, во-первых, от текущего положения руки (в какую позицию проще перестроиться), во-вторых, от ее положения после ноты (в какую позицию придется перестроиться после исполнения звука).
Исключение делается в том случае, если у музыканта рука нестандартной формы или размера. В таких случаях аппликатура рассчитывается прямо при разборе гаммы.
3
На духовых инструментах многие ноты берутся передуванием. К примеру, чтобы взять ноту «до» второй октавы, музыкант должен подать более сильную струю воздуха.
4
На фортепиано гаммы разучиваются в три этапа. Сначала партия каждой руки отдельно (правая, потом левая), затем вместе. Распространенная аппликатура правой руки для мажорных и минорных гамм – первый палец на приме, третий на терции; затем подкладывается первый на кварту. На верхнюю приму берется либо первый палец (если гамма больше одной октавы), либо пятый. Вниз – в обратном порядке.
Для левой руки: с пятого до первого, затем подкладывается третий палец. Далее идет либо четвертый на секунду (вверх), либо в обратном порядке вниз.
В то же время существует альтернативный вариант аппликатуры. Он основан на правиле, согласно которому черные клавиши нельзя играть первым и пятым пальцами. В таких случаях аппликатура подбирается индивидуально.
Обратите внимание
Если вы не уверены, что аппликатура, подобранная вами самостоятельно или с помощью учебника, правильна, обратитесь к педагогу. Он укажет ваши недостатки и поможет научиться скоростному и техничному исполнению гамм.

Совет 3 : Как построить гамму

Гаммой называется последовательность звуков, выстроенных в восходящем или нисходящем порядке. В большинстве случаев нисходящая гамма повторяет те же звуки, что и восходящая, но в обратной последовательности. В музыкальной литературе чаще других встречаются мажорные, минорные и хроматические гаммы.
Гамма - последовательность звуков
Вам понадобится
  • - фортепиано;
  • - нотная тетрадь;
  • - карандаш.
Инструкция
1
Проще всего построить хроматическую гамму. Интервал между всеми ее звуками – малая секунда, то есть полутон. Нажмите любую клавишу и постройте к этому звуку октаву. Сыграйте подряд все звуки, находящиеся между этими двумя клавишами, вверх и вниз. Запишите хроматическую гамму.
2
Мажорная гамма строится по единой для всех тональностей формуле: 2 тона – полутон – 3 тона – полутон. Выберите любой звук. Например, пусть это будет звук «фа». Постройте от этой клавиши вверх большую секунду. Вы получите следующую ступень фа-мажорной гаммы, то есть звук «соль». На расстоянии большой секунды от этого звука находится «ля». От этого звука нужно построить вверх малую секунду, в которой всего полтона. Это будет «си-бемоль». По схеме постройте верхнюю часть гаммы, которая будет включать в себя звуки «до», «ре», «ми» и «фа». Таким образом, восходящая гамма фа-мажор будет выглядеть так: «фа», «соль», «ля», «си-бемоль», «до», «ре», «ми», «фа». Запишите гамму. Учтите, что бемоль ставится не перед нотой, а при ключе. Нисходящую гамму можно построить по формуле: полутон – 3 тона – полутон – 2 тона. Можно поступить и проще – прочитать уже записанные ноты в обратном порядке.
3
Разновидность мажорной гаммы – гармонический мажор. По звучанию она напоминает минор, поскольку шестая ступень в ней понижена. Постройте натуральную мажорную гамму, а затем понизьте на полтона шестую ступень. В фа-мажоре это будет звук «ре». То есть в гармоническом мажоре вместо ре чистого берется ре-бемоль, причем как в восходящей, так и в нисходящей гамме.
4
Минорные гаммы тоже строятся по формуле. Выглядит она так: тон – полутон – 2 тона – полутон – 2 тона. Постройте натуральную минорную гамму от того же звука «фа». На расстоянии тона от него находится звук «соль», далее отсчитайте полтона – «ля-бемоль». Следуя формуле, вы получите следующие звуки – «си-бемоль», «до», «ре-бемоль», «ми-бемоль», «фа».
5
Чтобы построить гармоническую минорную гамму, запишите сначала натуральную, а затем повысьте седьмую ступень. То есть вместо звука «ми-бемоль» возьмите «ми». В нотах при этом ключевые знаки не меняются – их как было 4, так и остается. Бекар ставится непосредственно перед звуком. В гармоническом миноре седьмая ступень повышается и в восходящем, и в нисходящем направлениях.
6
Основой мелодической минорной гаммы также является натуральная. В восходящем направлении повышаются шестая и седьмая ступени, то есть «ре» п «ми». Нисходящий мелодический минор играется так же, как натуральный.
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500