Инструкция
1
Заучивая наизусть стихотворение, попробуйте каждую его строку выписать в виде последовательности начальных букв каждого слова. Например, фраза «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…» будет выглядеть таким образом: о с н о ч г п д. Подобным способом напишите буквенные ряды для всего стихотворения, по строкам.
2
Умение пересказывать художественные отрывки близко к тексту потребует также ежедневного выполнения некоторых заданий и упражнений.
3
Выберите небольшой по размеру рассказ. Прочитайте его ребенку вслух. Затем попросите ребенка ответить на вопросы, относящиеся к содержанию прочитанного. Ребенок должен научиться отвечать не односложно, а полным предложением.
4
После того, как ребенок выполнит предыдущее упражнение, прочитайте ему несколько самых разных предложений и попросите угадать или вспомнить, какие из них встречались в ранее зачитанном тексте.
5
Еще одно задание. Перемешайте предложения в ранее прочитанном тексте и попросите ребенка расположить их в правильном порядке. Важно стремиться к тому, чтобы он проговорил все предложения вслух.
6
Очередное задание включает работу с глаголами: пусть ребенок расположит их по порядку, после чего перескажет текст.
7
Нет необходимости работать только с текстом. Ребенку можно предложить изображенную на картинке ситуацию. Дается задание внимательно рассмотреть картинку и составить для нее рассказ, используя вопросы-подсказки.
8
Попросите ребенка назвать качества, которыми может обладать герои (герои), изображенные на картинке. Пусть ребенок попытается обосновать, почему, по его мнению, им присущи названные качества. Что могут делать герои помимо того, что изображено на рисунке? Практикуйте образование новых слов, производных от тех, что использовались в рассказе. Например, «радость - радостный – радостно».
9
Далее ребенку стоит предложить воспроизвести предложение по одному-двум ключевым словам, исправить заведомо внесенные в текст фактические ошибки и искажения, исправить текст, восстановив верный порядок слов.
10
Возможно и такое задание: нарисовать схемы, символически отображающие происходящее в рассказе, а потом по этим опорным сигналам пересказать текст. Это лишь некоторые из возможных полезных упражнений по пересказу текстов. Важно, чтобы ребенок повторял за вами текст полными, развернутыми предложениями.