Совет 1: Как относиться к смерти

В сущности, в мире мало людей, которые думают о смерти. Большинство такие мысли пугают и угнетают. И совершенно точно не приносят радости. Однако бесконечным вытеснением из сознания проблему не решить. Рано или поздно каждый человек вынужден понять для себя, как относиться к смерти.
Как относиться к смерти
Инструкция
1
В практике работы психотерапевтов весьма распространен вопрос: «Если бы вы знали, сколько вам отведено жить, насколько бы после этого поменялась ваша жизнь?». Иногда его формулируют иначе, более жестко: «Представьте, что вам осталось жить несколько дней. Что бы вы сделали за отведенное время?». Подобные вопросы, на первый взгляд, удивляют. А неподготовленного человека, быть может, даже шокируют. Однако они относятся к тем вопросам, правильных ответов на которые не существует. Точнее, каждый ответ на подобный вопрос правилен и имеет право на существование. Но чаще всего первое влияние, которое он производит на человека, задумавшегося, как относиться к смерти, – это просветляющее воздействие после достаточно глубоких и серьезных размышлений.
2
Второе действие такого вопроса заключается в том, что человек начинает задумываться о смысле жизни. Кто-то анализирует смысл индивидуального существования, кто-то сразу мыслит глобально, размышляя о судьбе всего рода человеческого. Нет ничего удивительного в том, что вопрос о смысле жизни так тесно связан с вопросом, как относиться к смерти. Все люди ищут этот смысл. Некоторые психотерапевты даже считают, что данный поиск сам по себе является смыслом жизни. Можно сказать, что ответ на вопрос, как относиться к смерти, становится очевиден сразу после определения смысла жизни.
3
С другой стороны, определив смысл жизни (а, тем самым, утвердив для себя некие границы мировоззрения) человек сразу понимает, какая роль отведена ему. И вопрос, как относиться к смерти, перестает быть существенным. Причем разброс мнений по данному поводу и их влияние на дальнейшую жизнь каждого человека, размышляющего об этой непростой теме, поражает. Кто-то в силу неких бытовых причин доходит до понимания, что люди – хотя и, действительно, венец эволюции, но всего лишь разумные животные. И это определяет дальнейшее поведение такого человека и уровень его рефлексии. Другие же, наоборот, осознают, что весь существующий мир – это не остров, затерявшийся где-то в океане, а часть великой Вселенной, в которой все взаимосвязано, где действуют свои законы, есть глубокие принципы существования, а все дела имеют свои последствия. И потому неудивительно, что такие люди начинают относиться к смерти и к жизни соответственно.

Совет 2 : Как пережить похороны близкого человека

Смерть близкого человека всегда становится шоком, даже если она не была неожиданной. Понадобится длительное время, чтобы боль от тяжелой потери стихла и позволила вернуться к обычной жизни. Люди по-разному переносят утрату. Кто-то быстро приходит в себя, а кого-то и годы не могут избавить от тоски и боли.
Проявления горя
Инструкция
1
Самая таинственная сторона в человеческой жизни - это смерть. Потеря близких дает ощущение выбитой из под ног почвы. Может казаться, что жизнь разрушена до основания и потеряла всякий смысл. Страдание кажется невыносимым. Это скорбь по ушедшему родному и любимому человеку, жалость к себе, ощущение одиночества и безысходности. Чувство вины, невозможность повернуть время и беспомощность от мысли, что уже ничего нельзя исправить, часто полностью разрушают жизнь того, кто сталкивается с подобной ситуацией.
2
Смириться с мыслью о потере невозможно и нужно осознавать, что должны пройти месяцы, а может быть, и годы, чтобы душевная боль перестала быть настолько острой. Похороны и прощание с умершим никому не дают право ставить точку на своей собственной жизни. Душа ушедшего нуждается в поддержке и светлая память о нем не должна теряться под влиянием отчаяния и депрессии. Принять смерть не означает забвение и отсутствие переживаний. Не стоит сдерживать слезы и скрывать, насколько тяжелы и невыносимы ваши чувства, от окружающих. Проявления горя естественны, боль нужно прожить, чтобы справиться, привыкнуть к ней и обрести утраченное равновесие.
3
Советы «держаться» и «крепиться» не означают, что горе должно быть загнано глубоко в душу. Воспоминания о близком и рассказы о нем не свидетельствуют о слабости духа, даже если будут сопровождаться слезами. Эмоции должны выплеснуться, возможность выговориться лучше всего помогает этому. Сдерживание эмоциональных проявлений горя может привести к затяжной депрессии. Если по прошествии 3-4 месяцев после похорон состояние не улучшается, возможно, есть смысл обратиться за помощью к практическому психологу. Не стоит злоупотреблять успокаивающими средствами. Приглушенная ими боль усиливается, когда действие препарата подходит к концу.
4
Попытка уйти в горе с головой, сконцентрироваться на утрате и замкнуться в себе приводит не только к нарушениям физического и психического здоровья. Уход от нормальной жизни заставляет друзей и родственников переживать и беспокоиться, может осложнить внутрисемейные отношения. Не стоит забывать о людях, которые живы и рядом. Они не должны быть обделены любовью и заботой. Даже если боль от потери невыносима, нужно собрать все душевные силы и попытаться не избегать общения с родными. Нельзя даже в такой ситуации думать только о себе. Позвольте оказывать себе поддержку, это необходимо не только вам, но и вашей семье.
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500