Совет 1: Как отличить метеорит от камня

Осколки астероидов и комет - небольшие небесные тела, движущиеся в межпланетном пространстве по своим орбитам. Попадая в зону притяжения Земли, они падают на ее поверхность. Это метеориты. Далеко не все небесные камни бывают замечены и найдены. Некоторые, их называют метеорами, испаряются в атмосфере, не успев достигнуть поверхности планеты, более крупные при ударе раскалываются или распадаются в пыль. Но кое-что все же удается найти. Некоторые находки отличаются весьма внушительными размерами. Ежегодно на Землю выпадает более 100 тонн метеоритного вещества.
  • - спирт;
  • - азотная кислота.
Все метеориты подразделяются на железные, железокаменные и каменные, в зависимости от своего химического состава. Первые и вторые имеют значительный процент содержания никелистого железа. Находят их нечасто, поскольку имея поверхность серого или коричневого цвета, они на глаз неотличимы от обычных камней. Искать их лучше всего с помощью миноискателя. Однако, взяв такой образец в руки, вы сразу поймете, что держите металл или что-то на него похожее.
Железные метеориты имеют высокий удельный вес и магнитные свойства. Упавшие давно, приобретают ржавый оттенок – это их отличительная особенность. Большая часть железокаменных и каменных метеоритов также намагничивается. Последние, однако, в значительно меньше. Недавно упавший каменный метеорит обнаружить достаточно просто, поскольку вокруг места его падения обычно образуется кратер.
При движении сквозь атмосферу метеорит сильно разогревается. У недавно упавших заметна оплавившаяся оболочка. После остывания на их поверхности остаются регмаглипты – углубления и выступы, словно от пальцев на глине, и шерсткости - следы, напоминающие лопнувшие пузыри. По форме метеориты часто похожи на несколько скругленную головку снаряда.
В домашних условиях можно провести реакцию на никель. Распилите образец и отполируйте его до зеркального блеска. Приготовьте раствор азотной кислоты в спирте в соотношении 1:10. Погрузите в него образец, слегка помешивайте. Через некоторое время на его поверхности станут заметны так называемые Видманштеттоновы фигуры – кристаллы металла. Однако у некоторой небольшой части железных метеоритов кристаллическая структура после такого опыта не проявляется.
На расколе каменного метеорита часто видны небольшие, порядка 1 мм, образования виде зерен – хондры. У железного – вкрапления металла в виде полосок.

Совет 2: Как определить метеорит

Поиск метеоритов в настоящее время стал очень популярен как вид заработка. И это не случайно, так как на рынке торговли различными космическими объектами, в том числе и метеоритами, произошли довольно большие перемены. Огромное количество коллекционеров готовы предложить очень существенные суммы за небольшой осколок, лишь бы это действительно был метеорит. На планету Земля каждый день падает огромное количество этих небесных подарков, но из-за того, что мало кто знает, как определить метеорит, они остаются незамеченными. Поэтому необходимо знать, как выглядит данный объект, и каковы его отличия от обычного камня.
Метеорит обычно имеет необычную форму, некоторые стороны могут быть сильно оплавлены, так как он пролетает через слои атмосферы.
Метеориты, которые упали совсем недавно, обладают пленкой, которая обволакивает собой всю поверхность находки. Обычно она черная по цвету, реже серо - бурая. Если пленка уже поддалась влиянию времени, произошло окисление, то окраска станет красновато – бурой, то есть цвет, напоминающий ржавчину.
Лучше всего пленка видна на изломе метеорита, если вам повезет, и она будет иметь небольшие трещины, то можно увидеть блеск металла, который входит в состав метеорита.
Если потрогать метеорит руками, то можно почувствовать, что все выступы сглажены.
Если вы отправляетесь на поиски метеоритов, имейте при себе компас. Именно он поможет вам определить этот космический обект. Поднесите к нему компас, если стрелка отклонится в любом из направлений, значит, перед вами, действительно, метеоритное вещество. Данный способ не будет работать в местности, где имеются залежи магнитных руд.
Есть один вид метеоритов, которые не являются магнитными, это метеориты-хондриты. Их можно определить по внешнему виду, они представляют собой небольшой кусок угля, на котором располагаются в большом количестве мелкие коричневые вкрапления.
Следует отметить, что обычно метеориты, которые очень долго пролежали в земле, определить простому человеку очень сложно, эта нелегкая задача, которая поддается только специалистам в своем деле.
После того, как вы обнаружите метеорит, зафиксируйте место, дату, глубину, на которой он залегал, тип почвы и другие важные показатели. Попробуйте составить схематическую карту места, где была обнаружена находка.
Если метеорит очень хрупкий, так как долго был подвержен воздействию природных факторов, сфотографируйте его под разными ракурсами, сделайте небольшое описание объекта и обратитесь к специалистам.
Обратите внимание
Как только вы найдете, как вам кажется, метеорит, то с помощью ряда тестов можно попытаться определить, метеорит ваша находка или простой камень. Чтобы знать, как определить метеорит вы должны сначала знать типы метеоритов. Существует множество характеристик, которые помогут в идентификации.
Полезный совет
Для того, чтобы определить, что это – метеорит или не метеорит - нужны специальные исследования. Иногда достаточно визуального осмотра образца, но чаще требуются специальные анализы. Метеорит обычно выглядит как обуглившийся камень, сверху его покрывает черная пленка или кора плавления, так как он летел через атмосферу.
Что такое метеоритный дождь
Связанная статья
Что такое метеоритный дождь

Совет 3: Как искать метеориты

Если вы когда-либо держали в руках метеорит, можете считать себя счастливым человеком, ведь вы прикоснулись к внеземным мирам. И как знать, возможно, сотни лет назад на другой планете чья-то рука также сжимала этот осколок. Если в вашей жизни еще не случилось такое событие, но вы страстно желаете потрогать кусочек неведомого мира, то это не так уж сложно.
  • - интернет
  • - компас.
Для начала убедитесь, что вы точно представляете себе объект ваших поисков. Внимательно рассмотрите фотографии метеоритов, коих в интернете огромное количество. В зависимости от их состава и соотношения элементов, из которых состоит метеорит, небесные тела могут выглядеть по-разному. Желательно, чтобы вы распечатали эти фотографии и взяли их с собой, когда отправитесь на поиски.
Если вы хотите просто посмотреть на метеорит, отправляйтесь на известное место падения. В этом случае вам придется искать лишь экскурсовода. Таким местом может быть местность Гоба, расположенная в юго-западной Африке. Упавший туда метеорит весит 16 тонн, поэтому ученые, с трудом отколов образец для исследования, оставили небесного странника лежать там, где он упал.
Чтобы найти метеорит самостоятельно, вооружитесь компасом. Один из главных признаков внеземной природы метеорита – его магнитность. Если вы поднесли прибор к камню, и магнитная стрелка отклоняется от севера, перед вами метеорит.
Прислушивайтесь к разговорам местных. Если ваша бабушка, живущая в деревне, рассказала вам, как на рассвете по небу пролетел огонек и упал на опушке леса, не отмахивайтесь от нее, это похоже на описание падения метеорита. Обратите также внимание на рассказы местного населения о встрече с НЛО. Несведущие жители также могли принять падающий метеорит за пришельцев.
Часто метеориты находят в шахтах, при раскопке канав, вспахивании полей, на рудниках и при закладке шурфов. Если вы мечтаете обнаружить небесного гостя, посетите места, где ведутся раскопки, разумеется, соблюдая при этом технику безопасности.
Если вы нашли камень, и у вас есть подозрение, что перед вами метеорит, внимательно осмотрите его. Каменный метеорит будет покрыт черно-бурой коркой, образовавшейся в результате плавления. У железных метеоритов такая корка будет с синеватым отливом. Выступы на метеоритах обычно сглажены.
У метеоритов, долгое время лежавших в земле, корки может уже не быть. Тем не менее, если вы обратитесь к специалисту, он исследует вашу находку и сообщит, имеет ли найденный вами камень внеземное происхождение.
Полезный совет
Помните, что за найденный метеорит полагается вознаграждение.
  • Метеориты

Совет 4: Как отличить метеорит

Прилетающие из космоса обломки породы, называемые метеоритами, имеют довольно характерный необычный вид. Как правило, их довольно спутать с обычным камнем, но они могут напоминать куски некоторых минералов, например самородное железо.
  • - плошка с водой;
  • - магнит;
  • - нитка;
  • - лупа.
Точного рецепта, как распознать метеорит, не имея дома собственной химической лаборатории, дать нельзя - ведь все метеориты разные по составу. Тем не менее, есть ряд факторов, которые с высокой вероятностью свидетельствуют о космическом происхождении образца. Для начала удостоверьтесь, что находящийся у вас в руках кусок породы - твердый и плотный, иначе он просто развалился бы при ударе о землю.
Убедитесь, что ваш предполагаемый метеорит отличается от всех камней и пород, которые вы можете обнаружить рядом с местом его находки. Метеориты не падают группами, поэтому не рассчитывайте, что найденный рядом камешек такого же вида тоже является метеоритом. Скорее всего, вы просто обознались. Если же ничего подобного вашей находке в округе найти не удается, то можно перейти к дальнейшим действиям.
Рассмотрите поверхность камня под лупой. Если это и вправду метеорит, то при падении сквозь земную атмосферу он должен был сильно разогреться. Настолько сильно, что у всех метеоритов слегка оплавляется поверхность, она покрывается тонкой корочкой вначале расплавленного, а потом застывшего вещества. Эта корочка может слегка напоминать оплавленное стекло или гладкую матовую металлическую поверхность, какая бывает у золотых самородков. Убедитесь в ее наличии.
Подавляющее большинство метеоритов имеет в своем составе много железа. Наличие железа можно проверять двумя методами. Во-первых, камень должен проявлять магнитные свойства, то есть подвешенный на нитке магнит должен прилипать к нему или хотя бы слегка отклоняться в его сторону. Во-вторых, метеоритное железо отлично ржавеет - оставьте кусок породы на несколько дней во влажном месте, периодически поливая его водой. Если он начинает приобретать рыжий оттенок - пошла ржавчина, что свидетельствует о наличии железа.
Если все ваши наблюдения говорят о том, что найденный вами камень является метеоритом, отправьте образец на анализ в комитет по метеоритам Российской академии наук по адресу: 119991, г. Москва, ул. Косыгина, д. 19. Только там ученые могут провести полноценную экспертизу и дать достоверный ответ. Ученые обещают выплачивать вознаграждение за найденные метеориты. Кроме того, на законных основаниях вы можете владеть метеоритом лишь в том случае, если сдали не менее 20% его веса в профильное научное учреждение, которое внесет ваш метеорит в международный каталог.
  • Комитет по метеоритам РАН

Совет 5: Как распознать метеорит

Метеориты – небесные камни или куски металла, прилетевшие из космоса. На вид они довольно невзрачны: серые, бурые или черные. Но метеориты - единственное внеземное вещество, которое можно изучить или хотя бы подержать в руках. Астрономы с их помощью узнают историю космических объектов.
  • Магнит.
На поверхности метеорита образуется пленка, состоящая из оплавившегося вещества. В составе космических «бродяг» много железа, поэтому, находясь долгое время на Земле, они ржавеют. Настоящие метеориты встречаются не так часто.
Лишь некоторые из них долетают до поверхности планеты, большинство же сгорает в атмосфере. Те, которые благополучно приземляются, часто имеют коническую форму, напоминающую космический корабль.
Самый простой, но и самый лучший индикатор, который может достать обыватель, - это магнит. Во всех небесных камнях присутствует железо, которое и притягивается магнитом. Хороший вариант – такой предмет в виде подковы с четырехфунтовым напряжением.
Небольшое притяжение магнита к найденному камню не может послужить окончательной оценкой. И в камнях, рожденных в земле, много ископаемых, которые способны дать такую реакцию на «притягательно-отталкивающий» предмет.
После такого первичного тестирования возможный метеорит следует отправить в лабораторию для подтверждения или опровержения подлинности находки. Иногда такие тесты длятся около месяца. Космические камни и земные их братья состоят из тех же полезных ископаемых. Отличаются они лишь концентрацией, комбинацией и механикой формирования этих веществ.
Если вы думаете, что у вас в руках не железистый метеорит, а каменный, испытание магнитом будет бессмысленным. Осмотрите его внимательно. Тщательно потрите находку, сосредоточьтесь на небольшом участке размером с монетку. Таким образом вы облегчите себе исследование матрицы камня.
Метеориты имеют маленькие сферические включения, которые напоминают пятнышки-веснушки солнечного железа. Это отличительная особенность камней-«путешественников». Этот эффект нельзя произвести искусственным образом.
Включения эти имеют размер от одного до восьми миллиметров в диаметре. Большие пятна характерны для каменных метеоритов, которых называют хондритами.
Источники:
  • Форма и поверхность метеоритов.

Совет 6: Как отличить обычный камень от метеорита

Метеорит можно отличить от обычного камня прямо на месте находки. По закону метеорит приравнивается к кладу и нашедший его получает вознаграждение. Вместо метеорита могут оказаться другие природные диковины: жеод или железный самородок, еще более ценные.
В этой статье рассказывается, как прямо на месте находки определить – простой перед вами булыжник, метеорит или другая природная редкость из упомянутых далее в тексте. Из приборов и инструмента понадобятся бумага, карандаш, сильная (не менее 8х) лупа и компас; желательно – хорошая фотокамера и GSM-навигатор. Еще – малая садовая или саперная лопата. Химических реактивов и молотка с долотом не требуется, но нужен пластиковый мешок и мягкий упаковочный материал.

В чем сущность способа

Метеориты и их «имитаторы» имеют огромную научную ценность и законодательством РФ приравниваются к кладам. Нашедший, после оценки экспертами, получает вознаграждение.

Однако, если находка до доставки в научное учреждение подвергалась химическим, механическим, термическим и другим несанкционированным воздействиям, ее ценность резко, в разы и десятки раз, снижается. Для ученых большее значение могут иметь редчайшие натечные минералы на поверхности образца и его сохранившееся в первозданном виде нутро.

Кладоискатели-«хищники», самостоятельно чистящие до «товарного» вида находку и разбивающие ее на сувениры, не только вредят науке, но и себя намного обделяют. Поэтому далее рассказывается, как получить свыше 95% уверенности в ценности обнаруженного, еще и не прикасаясь к нему.

Внешние признаки

Метеориты влетают в земную атмосферу на скорости 11-72 км/с. При этом они оплавляются. Первейший признак внеземного происхождения находки – кора плавления, по цвету и фактуре отличающаяся от внутренности. Но у железных, железокаменных и каменных метеоритов разных видов кора плавления разная.

Мелкие железные метеориты целиком приобретают форму обтекаемую или оживальную, несколько напоминающую пулю или артиллерийский снаряд (поз. 1 на рисунке). В любом случае поверхность подозрительного «камня» сглажена, как вылепленная из пластилина, поз. 2. Если образец к тому же имеет причудливую форму (поз.3), то он может оказаться и метеоритом, и куском самородного железа, который еще ценнее.

Свежая кора плавления иссиня-черная (Поз. 1,2,3,7,9). У долго пролежавшего в земле железного метеорита она со временем окисляется и меняет цвет (Поз. 4 и 5), а у железокаменного может стать похожей на обычную ржавчину (Поз. 6). Это нередко вводит в заблуждение искателей, тем более, что и рельеф плавления железокаменного метеорита, влетевшего в атмосферу на скорости, близкой к минимальной, может быть выражен слабо (Поз. 6).

В таком случае выручит компас. Поднесите его к образцу, если стрелка покажет на «камень», то это скорее всего содержащий железо метеорит. Железные самородки тоже «магнитят», но они чрезвычайно редки и совершенно не ржавеют.

У каменных и железокаменных метеоритов кора плавления неоднородна, но у ее фрагментов уже невооруженным глазом видна некоторая вытянутость в одном направлении (Поз. 7). Каменные метеориты часто раскалываются еще в полете. Если разрушение произошло на заключительном участке траектории, на землю могут упасть их обломки, не имеющие коры плавления. Однако в таком случае обнажается их внутренняя структура, не похожая ни на какие земные минералы (Поз. 8).

Если образец имеет скол, то определить, метеорит это или нет, в средних широтах можно с первого взгляда: кора плавления резко отличается от внутренности (Поз. 9). Точно покажет происхождение коры просмотр под лупой: если на коре виден струйчатый рисунок (Поз. 10), а на сколе – так называемые организованные элементы (Поз. 11), то это наверняка метеорит.

В пустыне может ввести в заблуждение так называемый пустынный загар камня. Также в пустынях сильна ветровая и температурная эрозия, из-за чего и ребра обычного камня могут оказаться сглаженными. У метеорита же влияние пустынного климата может сгладить струйчатый рисунок, а пустынный загар затянуть скол.

В тропическом поясе внешние воздействия на горные породы столь сильны, что метеориты на поверхности грунта скоро становятся трудно отличимыми от простых камней. В таких случаях помочь приобрести уверенность в находке может приблизительное определение их удельного веса после изъятия из залегания.

Документирование и изъятие

Чтобы находка сохранила ценность, ее местонахождение до изъятия необходимо задокументировать. Для этого:

· По GSM, если есть навигатор, определяем и записываем географические координаты.
· Фотографируем с разных сторон издалека и вблизи (в разных ракурсах, как говорят фотографы), стараясь захватить в кадр все примечательное возле образца. Для масштаба рядом с находкой кладем линейку или предмет известного размера (крышку объектива, спичечный коробок, консервную банку и т.п.)
· Рисуем кроки (план-схему места находки без масштаба), с указанием азимутов по компасу на ближайшие ориентиры (населенные пункты, геодезические знаки, приметные возвышенности и т.п.), с глазомерной оценкой расстояния до них.

Теперь можно приступать к изъятию. Сначала прокапываем сбоку к «камню» траншейку и смотрим, как по ее длине меняется вид грунта. Находку нужно изымать вместе с натеком вокруг нее, и в любом случае – в слое грунта не менее 20 мм. Нередко химические изменения вокруг метеорита ученые ценят больше, чем его самого.

Осторожно выкопав, кладем образец в мешок и прикидываем рукой его вес. Из метеоритов в космосе «выметаются» легкие элементы и летучие соединения, поэтому их удельный вес больше, чем у земных горных пород. Для сравнения можно выкопать и взвесить на руках похожий по размеру булыжник. Метеорит даже в слое грунта окажется намного тяжелее.

А вдруг – жеод?

На долго пролежавшие в земле метеориты внешне часто похожи жеоды – кристаллизационные «гнезда» в земных горных породах. Жеод пустотелый, поэтому будет легче даже обычного камня. Но не разочаровывайтесь: вам повезло ничуть не меньше. Внутри жеода – гнездилище натурального пьезокварца, а нередко и драгоценных камней (Поз. 12). Поэтому жеоды (и железные самородки) также приравниваются к кладам.

Но разбивать объект, подозрительный на жеод, ни в коем случае не следует. Помимо того, что он при этом намного обесценится, нелегальная продажа самоцветов влечет за собой уголовную ответственность. Жеод нужно доставить в то же учреждение, что и метеорит. Если его содержимое имеет ювелирную ценность, нашедший, по закону, имеет право на соответствующее вознаграждение.

Куда нести?

Доставить находку необходимо в ближайшее научное учреждение, хотя бы в краеведческий музей. Можно и в полицию, уставом МВД такой случай предусмотрен. Если находка слишком тяжелая, или ученые с полицейскими не очень далеко, лучше вообще не изымать, а вызвать тех или других. Права нашедшего не вознаграждение это не умаляет, а ценность находки увеличивается.

Если же все-таки приходится транспортировать самому, образец необходимо снабдить этикеткой. В ней нужно указать точное время и место обнаружения, все существенные, на ваш взгляд, обстоятельства находки, свои ФИО, время и место рождения и адрес постоянного проживания. К этикетке прикладываются кроки и, по возможности, фотографии. Если камера цифровая, то файлы с нее скачиваются на носитель безо всякой обработки, лучше вообще помимо компьютера, прямо с камеры на флешку.

Для транспортировки образец в мешке оборачивают ватой, синтепоном или другой мягкой прокладкой. Желательно также поместить его в прочный деревянный ящик, зафиксировав от смещения при перевозке. Самостоятельно в любом случае нужно доставлять только до места, куда смогут прибыть квалифицированные специалисты.
Источники:
  • как отличить метеорит от обычного камня