Совет 1: Как воспринимать ученика

Работа учителя также интересна, как и сложна. Дети бывают разные, каждый со своим характером и видением мира. Но профессиональный педагог должен быть еще и тонким психологом. И обязан найти общий язык даже с самым неусидчивым учеником.
Инструкция
1
Как бы это ни было сложно, постарайтесь понять, что все ученики разные. Кому-то ваш предмет дается легко, а кто-то не сразу схватывает материал. Ваша задача выявить тех, кому приходится сложнее всего. После объяснения темы попросите их пересказать, как они ее поняли. Если видите, что школьник «плавает» - не ругайте его. Просто еще раз раскройте те моменты, которые он не воспринял. После этого обязательно похвалите ученика. Не нужно давать одноклассникам повода для насмешек и делать из учеников аутсайдеров.
2
Если знания школьнику даются легко, а вот характер у него не самый простой, постарайтесь узнать его получше. Во время дополнительных занятий, на вечере, на экскурсии, пообщайтесь с учеником. Постарайтесь понять, почему он дерзит. Очень часто такое случается из-за подростковой неуверенности в себе. Таким образом он поднимает себе цену в глазах одноклассников. И все нравоучения по поводу того, что нельзя грубить взрослым, вряд ли будут им приняты к сведению. Просто подружитесь с таким школьником. Если он начнет уважать вас как человека, все высказывания и пререкания прекратятся. И за ваш счет самоутверждаться он не будет.
3
Чтобы не сказал ученик, не выходите из себя. Реагируйте спокойно. Крик только раззадорит хулигана, даст еще один повод для насмешек. Если поведение стало абсолютно несносным, вызывайте родителей. Бороться с таким явлением - ваша общая задача. Попросите оказать влияние на школьника. Посоветуйте, как это сделать. Возможно, семье нужно вместе сходить к психологу, который и назовет причину девиантного поведения.
4
Очень часто в классе бывают тихони, которых учителя просто не замечают. А они, в силу природной скромности, стесняются показать свои знания и умения. Ваша задача - раскрыть их таланты. И обязательно давать слова на уроке. Так вы поможете этим детям быстрее адаптироваться к обществу, научится выражать собственное мнение, отстаивать точку зрения. Все эти качества очень пригодятся им во взрослой жизни.

Совет 2: Как помочь школьнику лучше усваивать информацию?

В современной школе ученикам приходится осваивать огромное количество учебного материала. Его надо не только читать, но и понимать, запоминать. Важно понимать особенности восприятия ребенка, чтобы облегчить ему эту задачу.

Все люди, и школьники тоже не исключение, отличаются по типу «ведущей системы восприятия информации». Основных систем у человека 3:

  1. кинестетическая – то есть через движение;
  2. визуальная – через зрение;
  3. аудиальная – на слух;

Какая-либо система восприятия информации может быть основной у человека, то есть через нее он воспринимает информацию лучше и легче запоминает ее. Все обучение в школе опирается в основном на аудиальный канал восприятия, и совсем чуть-чуть –  на визуальный. Учитель основной материал рассказывает и объясняет устно. Конечно, с появлением в школах интерактивных досок учителя стали больше использовать схемы и рисунки. При этом большинство детей при поступлении в школу имеют ведущий визуальный канал восприятия. Это обусловлено возрастными особенностями развития психики ребенка. Поэтому важно научить ребенка воспринимать информацию из разных каналов. А при освоении очень важного и сложного материала подключать его ведущий канал восприятия.

Дети-кинестетики запоминают информацию через движение. Например, им легче запомнить слово, написав его правильно много раз, чем просто произнося в слух. Такие дети любят массаж, сами активно используют прикосновения в общении, много жестикулируют. Обычно для детей с кинестетической системой восприятия характерно раннее физическое развитие. При чтении им надо водить пальцем по тексту, не запрещайте это. Детям с кинестетической системой восприятия в школе довольно тяжело, потому что учителя к данной системе в большинстве случаев не обращаются. Но вы как родитель можете помочь своему ребенку: решайте задачи через эксперименты, игры (в том числе ролевые), используйте демонстрационную технику, с которой ребенок может активно оперировать. Такой ребенок лучше обучается, делая.

Если ваш ребенок аудиал, то ему легче воспринимать устную речь, он легко ее повторяет. Сам ребенок с аудиальной системой восприятия разговорчив, легко отвлекается на посторонние звуки. Задумавшись, он разговаривает сам с собой, шевелит губами при чтении, проговаривая слова. Чтобы такой ребенок лучше усвоил и запомнил какой-либо материал, попросите его рассказать этот материал устно;  сами объясняйте ему сложные вещи, чтобы он их слушал, а не читал.

Если ваш ребенок визуал,то, скорее всего, он организован, наблюдателен, как правило, спокоен. Такие дети с трудом понимают словесные инструкции (переспрашивают), но при этом  являются хорошими рассказчиками. Ребенок с визуальной системой восприятия хорошо помнит то, что видел; имеет живую, образную фантазию. Такому ребенку легче всего понимать схемы, рисунки, он легко усваивает материал через фильмы и чтение. Он должен видеть информацию глазами.

Бывает, что одна система явно лидирует, а бывают и смешанные типы. В любом случае старайтесь, чтобы при выполнении домашних работ ваш ребенок подключал разные системы восприятия, даже если это ему тяжело. Например, пусть сначала сам прочитает параграф, а потом сделает его конспект в виде схемы или рисунка, по которому перескажет его содержание вам. Так его психика будет развиваться. Но при задаче понять или выучить сложный материал лучше опираться на ведущую систему восприятия информации.

Если ваш ребено учится в младших классах, для определения его системы восприятиния за  ним надо понаблюдать. Подростки уже сами могут проанализировать и оценить свои особенности, просто их внимание надо обратить на этот важный момент. Ведь знание своей системы восприятия информации весьма полезно в период подготовки к экзаменам.

Видео по теме

Совет 3: Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам

Школьные экзамены - один из важнейших этапов жизни ученика. Примите участие в подготовке вашего ребенка к экзаменам.
Инструкция
1
Для начала посоветуйте ребенку составить план подготовки. Можно разбить задания по сложности и распределить предметы по очередности, начинать лучше с тех, которые даются тяжелее, легкие предметы поставить в конец списка. План рассчитан на ежедневные задания, лучше четко прописать какие именно задания, упражнения будут решаться в определенный день. Правильно совмещать теорию и практику. Готовиться нужно начинать заранее. Легче тратить 1–2 часа каждый день, чем в конце года за неделю до экзаменов неотрывно сидеть за учебниками.
2
Бывают моменты, когда от усталости, плохого самочувствия ребенку тяжело учиться, особенно воспринимать новую информацию. В такие дни, чтобы не терять времени, следует браться за более легкий материал, который особенно интересен. Ребенок обязательно должен делать перерыв каждые 30–40 минут, и отдыхать 10–15 минут. Не следует перегружать голову, иначе весь выученный материал превратиться в кашу.
3
Не стоит заставлять ребенка учить наизусть весь учебник. Полезно будет структурировать материал, перенести его на бумагу в виде схем, таблиц, кратких тезисов. На самом деле очень полезно писать шпаргалки. Многие преподаватели советуют ученикам, писать шпаргалки, но не пользоваться ими. Лучше всего запоминается материал, если его несколько раз перечитать, затем переписать и пересказать вслух.
4
Проводите с ребенком репетицию экзамена дома. Условия проведения должны приближаться к реальным, отсутствие посторонних, полная тишина, ограниченное количество времени. Напишите с ребенком пробное тестирование, если экзамен устный, разыграйте сцену с выбором билетов, дайте время на подготовку, во время ответа задавайте дополнительные вопросы.
5
Учите ребенка правильно распределять время на экзамене. Ребенок должен ориентироваться во времени и четко понимать, сколько ему необходимо минут на то, или иное задание. Во время экзамена, ребенок будет чувствовать себя уверенней и спокойней, избавится от лишней напряженности и волнения. Главный враг на экзаменах, это волнение.
6
Поддерживайте позитивный настрой ребенка постоянно. Говорите, что верите в его силы, что он обязательно справится, не давайте ребенку возможности подпустить к себе хоть одну мысль о возможном провале.

Совет 4: Как сформировать готовность к семейной жизни у старших подростков

Представление о семье у современных подростков искажено и омрачено из-за ряда негативных черт данного социального института. Важной задачей педагогов является умение так построить педагогический процесс, дабы обучающиеся к 15 годам смогли адекватно воспринимать и уважать семейные ценности.
Формирование готовности к семейной жизни старших подростков является одной из составляющих общего процесса воспитания, поэтому важно, чтобы опытные педагоги и психологи применяли как можно больше различных методов, средств и форм воспитания.

Согласно классификации Г.И. Щукиной, существуют три группы методов воспитания. Методы формирования сознания личности составляют первую группу. Немаловажным здесь является метод убеждения. Педагог, который пользуется авторитетом среди учащихся, может привить как юношам, так и девушкам, целостную систему представлений о должном и не должном, о правах и обязанностях личности, о нормах и правилах поведения.

Метод убеждения и прочие словесные методы данной группы предполагают тщательную подготовку педагога в вопросах формирования готовности к семейной жизни, его широкую эрудицию и знание проблемных аспектов данной темы. Стоит заметить, что юноши в возрасте старшего подросткового возраста склонны более эмоционально относиться к воспринимаемой информации, поэтому педагогу следует преподносить материал тактично. Необходимо создавать условия для откровенного высказывания подростками своих взглядов, при этом нужно уважительно относиться ко всем точкам зрения, не допускать унижения и высмеивания. Недопустимо поощрение позиций, предполагающих развязывание различного рода конфликтов.

Метод примера предполагает, что в качестве образца идеального семьянина выступает сам воспитатель. Учащиеся нередко могут идентифицировать себя с таким педагогом, копируя в дальнейшем, как его слова, действия, так и стиль его жизни. Поэтому важно, чтобы педагог имел свои непоколебимые принципы и взгляды на жизнь.

Метод внушения характерен в большей степени для девушек и для эмоциональных юношей. Обычно данный метод используется для повышения в подростке положительных характеристик: поднятия самооценки, укрепления веры в свои силы.

Ко второй группе можно отнести методы организации поведения. Во-первых, сюда относится метод требования. Активным сторонником применения данного метода был А.С. Макаренко. Он считал, что воспитание строится на уважении личности в сочетании с непреклонной требовательностью. Во-вторых, большую роль в этой группе играет метод приучения. Педагог должен простимулировать ученика на приобретение того или иного качества.

К третьей группе следует отнести методы стимулирования поведения и деятельности воспитанников. Данная группа методов направлена на создание, формирование и развитие устойчивой положительной нравственно-ориентированной мотивации личности, её потребностей, интересов, также направлена на побуждения и поощрения морально здорового поведения ребёнка и торможения асоциального поведения.

Наиболее распространённый в данной группе является метод поощрения, который предполагает порождение чувства удовольствия и радости от общественного признания поступков личности. Соответственно, социальное поведение юношей и девушек, которое хоть в какой-то степени говорит об их понимании своих гендерных ролей, должно поощряться. Само по себе поощрение не должно представлять собой некий материальный приз или грант, оно должно выражаться в словах педагога, в его поведении с учеником. Подросток должен понимать, что идёт по правильному пути.

Подводя итог, хочется отметить, что чем быстрее в наши школы войдёт тенденция к формированию готовности к семейной жизни, тем быстрее мы получим семьи с благоприятным психологическим климатом, которые знают и выполняют функции данного социального института.
Видео по теме
Источники:
  • "Педагогика школы", Г.И. Щукина, 1977.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше