Совет 1: Как выделять причастный оборот

Причастие (participium) в переводе с латыни означает «калька». Это неспрягаемая глагольная форма, которая обозначает признак предмета по действию. Вместе с зависимым словом причастие образует оборот, который необходимо уметь находить в предложении, чтобы не допускать пунктуационных ошибок.
Инструкция
1
Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного. Поэтому некоторые языковеды включают причастие в морфологический разряд имен прилагательных. Глагольность причастия проявляется в наличии категорий залога, вида и времени. С прилагательными его сближает общее значение признака предмета и изменение по родам, числам и падежам.
2
Наибольшую сложность вызывает разграничение причастий и прилагательных. Обе части речи отвечают на одинаковые вопросы «какой?», «каков?» и обозначают признак предмета. Чтобы определить, что перед вами – причастие или прилагательное – попытайтесь изменить слово на оборот «тот, который + глагол». Например: «скользящий – тот, который скользит», «согреваемый – тот, которого согревают». Если такая замена возможна, то перед вами причастие. Прилагательные поменять на подобный оборот нельзя: «зимний», «сонный», «зеленый».
3
Если у причастия есть зависимое слово, то вместе они образуют причастный оборот. Например: «Прочитанное письмо лежало на столе». В этом предложении причастие «прочитанное» выступает в роли простого определения, у него нет зависимого слова. Это одиночное причастие. «Прочитанное мамой письмо лежало на столе». Здесь «прочитанное мамой» является причастным оборотом: «прочитанное кем? мамой».
4
В предложениях причастный оборот может стоять перед определяемым словом: «Учительница проверила написанные накануне диктанты». Здесь определяемое слово «диктанты» - «какие?» - «написанные накануне» (причастный оборот). Он может также располагаться после определяемого слова: «Учительница проверила диктанты, написанные накануне».
5
В зависимости от того, до или после определяемого слова стоит причастный оборот, он либо выделяется на письме запятыми, либо нет. К примеру: «Дорога шла среди болот, поросших сосновым лесом». Определяемое слово «болот» (от него ставится вопрос к причастию: «болот каких? поросших»). Есть в предложении и причастный оборот: «поросших – тех, которые поросли - чем? лесом каким? сосновым». Он стоит после определяемого слова и выделяется запятой. Но причастные обороты, находящиеся перед определяемым словом, не обособляются: «Дорога шла среди поросших сосновым лесом болот».

Совет 2: Как определить причастный оборот

Причастный оборот определяется как причастие с зависимыми словами, употребляется в составе предложения. Причастный оборот состоит из причастия и зависимых от него слов. Причастный оборот выполняет функцию распространенного определения.
Вам понадобится
  • Учебник русского языка 6 кл.
Инструкция
1
Чтобы найти причастный оборот выделите определяемое слово. В предложении «Сочинение, написанное учеником», определяемым словом будет слово «сочинение». Выражение - «написанное учеником» - причастным оборотом.
2
Вы не употребляете причастные обороты в разговорной речи. Чаще, причастные обороты можно встретить в книжно-письменном варианте. Вы не скажете «мальчик, идущий по дороге, скорее, вы произнесете: «Мальчик, который идет по дороге».
3
Поставьте запятые в нужном месте, чтобы выделить причастный оборот в предложении. Если причастный оборот стоит перед определяемым словом и после прилагательного, поставьте между определениями запятую. Посмотрите пример: даже старые, желтой листвой покрытые ветви деревьев вспоминали о прошедшем лете.
4
Если причастный оборот, стоит перед определением-прилагательным и есть сочетание прилагательное – определяемое слово, запятую не ставьте.
Посмотрите пример: Каждый раз появлялась и снова исчезала в кромешной тьме лишь чуть видимая фигура человека.
5
Чтобы найти причастный оборот определите, являются ли эти слова зависимыми, или имеют определительное значение.
Посмотрите, где находится причастный оборот. Если после определяемого слова, значит, причастный оборот зависим, выделите его запятыми. Если перед определяемым словом, значит причастный оборот не обособленный, не выделяйте его запятыми.
6
Чтобы найти причастие, выясните его значение, обычно оно характеризуется как причинное, или уступительное. Формально, причастие зависит от подлежащего, а потому является зависимым и от сказуемого. В устной речи, причастный оборот употребляется иначе. Вы употребите причастный оборот вместе с союзными частицами, он будет относиться к определяемому слову, или к неоднородным членам предложения
Видео по теме
Обратите внимание
В устной речи, причастный оборот выражает информацию, которая следует за существительным.
Полезный совет
Причастный оборот указывает на конкретное состояние чего-либо, то, что сопутствует совершению определенного действия.
Источники:
  • причастный оборот запятые

Совет 3: Как написать диктант без ошибок

Один из самых важных навыков в обучении родному языку – грамотное и правильное изложение мыслей. В этом большую роль играет написание диктантов без ошибок. Как же добиться данной цели и научиться понимать все тонкости языка?
Вам понадобится
  • - Писчие принадлежности;
  • - учебники;
  • - словари;
  • - книги.
Инструкция
1
Прививайте в себе с самого раннего детства любовь к письму. Очень сложно будет постоянно развивать его, если вы изначально не были приучены писать правильно. Заниматься письмом нужно еще до поступления в 1 класс и подготовительную группу. Учитесь каллиграфии и правописанию самых простых слов и выражений. Превратите весь этот процесс в занимательную игру.
2
Покупайте качественные учебники. Конечно, в век развития информации многие тексты идут уже в электронном виде. Даже в школе бумажных изданий стало меньше. Но все равно любому ученику будет намного приятнее держать в руках красочное пособие и изучать его. Приобретайте разные познавательные журналы и книги. Вы не будете портить зрение и сможете постигать грамматику родного языка в непринужденной обстановке.
3
Тренируйте и развивайте внимание и сосредоточенность. Нередко даже от старательного ученика трудно добиться абсолютной грамотности. Многие пишут диктанты с множеством ошибок, и не всегда проблема в их неграмотности. Порой детям очень сложно даже настроиться на работу - их внимание все время рассеивается. Следует развивать сосредоточенность с помощью специальных упражнений. Узнайте про них на соответствующих ресурсах в сети или у школьного психолога. Выполняйте данные упражнения дома.
4
Тренируйтесь постоянно писать диктанты правильно. И необязательно ограничивать это школьной программой. Работайте самостоятельно по 15-20 минут в течение выходных. Пишите под диктовку те тексты, которые вы сами хотите услышать. Пользуйтесь поначалу теми тематиками, которыми вы искренне интересуетесь. Затем примите участие в разборе полетов. Запомните те места, которые нужно подтянуть в дальнейшем.
5
Работайте усердно, и пусть учитель похвалит вас за старание. Не секрет, что именно положительная самооценка ведет к улучшению результата. Для любого ученика это как никогда актуально! Вы должны слышать, что стали намного грамотнее писать диктанты, и вами довольны все окружающие. Пусть это будет толчком к дальнейшему развитию. Постепенно вы научитесь писать тексты под диктовку вообще без ошибок.
Источники:
  • как научиться писать диктанты

Совет 4: Что такое причастный оборот

В устной речи мы используем очень простые конструкции. На письме нам могут потребоваться более сложные фигуры речи, например, причастный оборот.Чем же причастный оборот отличается от деепричастного и каким правилам он подчиняется?
Инструкция
1
Причастный оборот всегда состоит из причастия и зависимых от него слов. Причастие - это особая отглагольная форма, имеющая также признаки прилагательного (адъектива). Адъективные признаки причастия: род, число, падеж, полная или краткая форма - они могут изменяться. Глагольные признаки причастия: управление, вид, залог (выделяются действительные и страдательные причастия) и время. Эти признаки постоянны. Рассмотрим примеры:

Преступник, ограбивший банк, ушёл от преследования полиции.

Определяемое слово - «преступник». «Ограбивший банк» - причастный оборот, где «ограбивший» - действительное причастие, а «банк» - зависимое слово.

Сумма денег, похищенная вчера из банка, превышала 1 000 000 долларов.

Определяемое слово - «сумма». «Похищенная вчера из банка» - причастный оборот, где «похищенная» - страдательное причастие, а «вчера» и «из банка» - зависимые слова.
2
Причастный оборот может стоять перед определяемым словом:

Привязанная у магазина собака громко лаяла.

«Привязанная у магазина» - причастный оборот. В таком случае он не будет выделяться запятой.

Если же причастный оборот стоит после определяемого слова:

Собака, привязанная у магазина, облаяла прохожего.

То этот оборот будет выделяться запятыми с обеих сторон.
3
В русский язык причастия пришли из старославянского, поэтому прочно прижились в письменной речи. Деепричастие - тоже форма глагола, сохранившаяся в языке с тех давних времен, но она имеет признаки наречия. Спутать причастие, отвечающее на вопрос «какой?», с деепричастием, отвечающим на вопрос «как?», совершенно невозможно, если вы хорошо усвоили перечисленные выше правила. Кстати, «перечисленные выше» - это тоже причастный оборот!
Источники:
  • Что такое Причастный оборот?

Совет 5: Причастный оборот: что такое определяемое слово

Для того чтобы не допускать пунктуационных ошибок при употреблении причастного оборота, необходимо четко видеть его границы в предложении и место по отношению к определяемому слову. Это умение потребуется школьникам при нахождении обособленного и необособленного определения в тексте во время сдачи ГИА и ЕГЭ по русскому языку.
Прежде всего, вы должны научиться находить причастие в предложении и в тексте. Запомните, что причастие обозначает признак (как и имя прилагательное), но по действию. Эта часть речи образуется от глаголов при помощи суффиксов "ущ", "ющ", "вш", "ш" (если это действительное причастие) и "ем", "ом","т", "енн", "н" (если оно страдательное). Так, например, от глагола "клеить" можно образовать действительные причастия "клеящий", "клеивший", "клеенный".Причастие несет в себе признаки имени прилагательного (изменяется по родам, числам, падежам, является определением в полной форме и сказуемым - в краткой). Однако оно может употребляться в настоящем или в прошедшем времени, как и глаголы.Далее вы должны усвоить, что если при причастии есть зависимое слово (то есть вы сможете от него поставить вопрос к какому-то слову), то эта синтаксическая конструкция и будет являться причастным оборотом. Например, в предложении "Костер, разгорающийся стремительно, осветил всю поляну" слово "разгорающийся" является причастием, так как оно обозначает признак (отвечает на вопрос "какой?"), но по действию (тот, который разгорается), образовано от глагола при помощи суффикса "ющ". От причастия вы сможете поставить вопрос "как?" к наречию "стремительно". Следовательно, словосочетание "разгорающийся стремительно" - это причастный оборот. Обратите внимание, что вопрос к самому причастному обороту вы сможете поставить от слова "костер". Это слово называется определяемым. Оно в причастный оборот не входит.Запомните, что в том случае, если причастный оборот будет находиться в предложении после определяемого слова, то он выделятся запятыми. А вот в предложении "Разгорающийся стремительно костер осветил всю поляну" причастный оборот "разгорающийся стремительно" находится перед определяемым словом "костер" и не выделяется запятыми.Причастный оборот является одним (неделимым) определением. Если причастный оборот выделяется запятыми на письме и в устной речи - паузой и особой интонацией, то это определение называется обособленным.Причастный оборот необходим для того, чтобы придать тексту больше выразительности и подробнее описать предмет изображения.
Видео по теме

Совет 6: Как выделяется причастный оборот

Причастие является глагольной формой, обозначающей признак предмета по совершаемому действию. Чтобы избежать большого количества пунктуационных ошибок, нужно уметь отыскивать в предложении данную часть речи.
Вам понадобится
  • - учебники по русскому языку;
  • - пособие "Русская грамматика-1980",
  • - пособия по современному русскому языку для вузов.
Инструкция
1
Причастие является одной из частей речи, которая синтезирует признаки двух других, являющихся основными – прилагательного и глагола. Некоторые лингвистические школы считают, что причастие не следует выделять как отдельную часть речи, и оно является разновидностью имени прилагательного. От последнего у причастия появились морфологические признаки – род, число, падеж, а также грамматическое значение признака предмета. У глагола эта часть речи позаимствовала категории времени, вида и залога.
2
Сложнее всего отличить причастие от имени прилагательного, поскольку оба они отвечают на одни и те же вопросы и имеют одинаковое значение признака предмета. Чтобы понять, к какой части речи относится то или иное слово, необходимо подставить вместо него специальный оборот (например, «покидающий – тот, который покидает»). Если подстановка удастся, исследуемое слово является причастием.
3
Причастие может обладать зависимым словом, тогда имеет смысл говорить о причастном обороте. В качестве примера можно рассмотреть предложение «Приготовленный мамой пирог лежал на подоконнике». «Приготовленный мамой» здесь выполняет функцию причастного оборота, от причастия можно задать вопрос к существительному – «приготовленный кем?»
4
В некоторых предложениях причастный оборот расположен перед словом, которое он определяет. Например, «Звукорежиссер слушал записанную вчера песню», где «песня» является определяемым словом, а «записанную вчера» - причастным оборотом. Если изменить местоположение оборота и поставить его за определяемым словом, смысл предложения останется тем же.
5
Причастный оборот выделяется запятыми в том случае, если он находится в постпозиции по отношению к определяемому слову. Например, «Он бежал от людей, пугавших его своим нежеланием развиваться, и надеялся со временем найти тот самый мир». В причастный оборот должны входить все слова, которые зависят от причастия, а также те слова, к которым можно задать вопрос от данной части речи. Исходя из этого, можно без труда определить границы оборота. Если же определяемое слово находится перед причастным оборотом, последний не обособляется: «Он бежал от пугавших его своим нежеланием развиваться людей».
Видео по теме

Совет 7: Как выделять причастный оборот в предложении

Причастные обороты призваны сделать речь пишущего и говорящего более образной и яркой, помочь точнее выразить свою мысль. К сожалению, в разговорной речи они употребляются реже - ритм жизни не очень располагает к витийству. Употребление же причастных оборотов на письме требует соблюдения правил пунктуации.
Инструкция
1
Для начала научитесь идентифицировать причастие в устной и письменной речи. Убедитесь, что правильно понимаете, что такое причастие. Владимир Даль говорил: «Причастие – это часть речи, причастная глаголу, во образе имени прилагательного». Говоря простым языком, причастие – это часть речи, совмещающая в себе свойства глагола и прилагательного. С глаголами их роднит наличие вида, времени и возвратности. Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? Причастия – на вопросы: что делающий? что сделавший? Причастие можно заменить комбинацией слов: «тот, который» + глагол. Например: поющий = тот, который поет. Причастия, так же как и прилагательные, имеют число и род, склоняются по падежам и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? (Сравните: игривый и играющий.)
2
Причастия, у которых есть зависимые слова, образуют причастные обороты. На письме они выделяются запятыми. Обособьте причастный оборот, если он стоит после определяемого слова. (Пример: Котенок, играющий клубком, очень мил.) «Котенок» – определяемое слово, «играющий клубком» – причастный оборот.
3
Запомните: определяемое слово в предложении может быть выражено личным местоимением (я, ты, вы, он и др.). В этом случае независимо от того, после него стоит причастный оборот или перед ним, выделите его запятыми. (Пример: Он, пришедший с опозданием, ждал в коридоре. Пришедший с опозданием, он ждал в коридоре.)
4
Обратите внимание: иногда причастный оборот может иметь обстоятельственное значение, или значение причины. В этом случае вопрос к обороту можно задать не только «какой?» – от определяемого слова, но и «почему?» – от сказуемого. (Пример: Увлеченный игрой, малыш не заметил возвращения матери.)
5
Если определяемое слово не выражено личным местоимением и стоит после причастного оборота, не имеющего обстоятельственное значение, то выделять запятыми такой оборот не требуется. (Сравните: Котенок, играющий клубком. Играющий клубком котенок.)
Видео по теме
Обратите внимание
Причастный оборот выделяется на письме запятыми независимо от того, где он стоит, если между ним и определяемым словом есть другие слова. (Пример: Весной, предчувствующее пробуждение природы, его слабое сердце начинало биться учащенно.)
Обратите внимание
Литературной нормой является расположение причастного оборота непосредственно после или перед определяемым словом («поющие в лесу птицы» и «птицы, поющие в лесу»). Отделение причастного оборота от главного другими словами будет речевой ошибкой («птицы заглушали шорох листвы, поющие в лесу» правильно будет: «поющие в лесу птицы заглушали шорох листвы»).
Полезный совет
Независимо от местоположения одиночные причастия в предложении запятыми не выделяются: «Стояли цветы увядшие».
Источники:
  • Стилистические функции причастных оборотов
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше