Совет 1: Как выделять причастный оборот

Причастие (participium) в переводе с латыни означает «калька». Это неспрягаемая глагольная форма, которая обозначает признак предмета по действию. Вместе с зависимым словом причастие образует оборот, который необходимо уметь находить в предложении, чтобы не допускать пунктуационных ошибок.
Как выделять причастный оборот
Инструкция
1
Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного. Поэтому некоторые языковеды включают причастие в морфологический разряд имен прилагательных. Глагольность причастия проявляется в наличии категорий залога, вида и времени. С прилагательными его сближает общее значение признака предмета и изменение по родам, числам и падежам.
2
Наибольшую сложность вызывает разграничение причастий и прилагательных. Обе части речи отвечают на одинаковые вопросы «какой?», «каков?» и обозначают признак предмета. Чтобы определить, что перед вами – причастие или прилагательное – попытайтесь изменить слово на оборот «тот, который + глагол». Например: «скользящий – тот, который скользит», «согреваемый – тот, которого согревают». Если такая замена возможна, то перед вами причастие. Прилагательные поменять на подобный оборот нельзя: «зимний», «сонный», «зеленый».
3
Если у причастия есть зависимое слово, то вместе они образуют причастный оборот. Например: «Прочитанное письмо лежало на столе». В этом предложении причастие «прочитанное» выступает в роли простого определения, у него нет зависимого слова. Это одиночное причастие. «Прочитанное мамой письмо лежало на столе». Здесь «прочитанное мамой» является причастным оборотом: «прочитанное кем? мамой».
4
В предложениях причастный оборот может стоять перед определяемым словом: «Учительница проверила написанные накануне диктанты». Здесь определяемое слово «диктанты» - «какие?» - «написанные накануне» (причастный оборот). Он может также располагаться после определяемого слова: «Учительница проверила диктанты, написанные накануне».
5
В зависимости от того, до или после определяемого слова стоит причастный оборот, он либо выделяется на письме запятыми, либо нет. К примеру: «Дорога шла среди болот, поросших сосновым лесом». Определяемое слово «болот» (от него ставится вопрос к причастию: «болот каких? поросших»). Есть в предложении и причастный оборот: «поросших – тех, которые поросли - чем? лесом каким? сосновым». Он стоит после определяемого слова и выделяется запятой. Но причастные обороты, находящиеся перед определяемым словом, не обособляются: «Дорога шла среди поросших сосновым лесом болот».
Обратите внимание
Литературной нормой является расположение причастного оборота непосредственно после или перед определяемым словом («поющие в лесу птицы» и «птицы, поющие в лесу»). Отделение причастного оборота от главного другими словами будет речевой ошибкой («птицы заглушали шорох листвы, поющие в лесу» правильно будет: «поющие в лесу птицы заглушали шорох листвы»).
Полезный совет
Независимо от местоположения одиночные причастия в предложении запятыми не выделяются: «Стояли цветы увядшие».
Источники:
  • Стилистические функции причастных оборотов

Совет 2: Что такое причастный оборот

В устной речи мы используем очень простые конструкции. На письме нам могут потребоваться более сложные фигуры речи, например, причастный оборот.Чем же причастный оборот отличается от деепричастного и каким правилам он подчиняется?
Что такое причастный оборот
Инструкция
1
Причастный оборот всегда состоит из причастия и зависимых от него слов. Причастие - это особая отглагольная форма, имеющая также признаки прилагательного (адъектива). Адъективные признаки причастия: род, число, падеж, полная или краткая форма - они могут изменяться. Глагольные признаки причастия: управление, вид, залог (выделяются действительные и страдательные причастия) и время. Эти признаки постоянны. Рассмотрим примеры:

Преступник, ограбивший банк, ушёл от преследования полиции.

Определяемое слово - «преступник». «Ограбивший банк» - причастный оборот, где «ограбивший» - действительное причастие, а «банк» - зависимое слово.

Сумма денег, похищенная вчера из банка, превышала 1 000 000 долларов.

Определяемое слово - «сумма». «Похищенная вчера из банка» - причастный оборот, где «похищенная» - страдательное причастие, а «вчера» и «из банка» - зависимые слова.
2
Причастный оборот может стоять перед определяемым словом:

Привязанная у магазина собака громко лаяла.

«Привязанная у магазина» - причастный оборот. В таком случае он не будет выделяться запятой.

Если же причастный оборот стоит после определяемого слова:

Собака, привязанная у магазина, облаяла прохожего.

То этот оборот будет выделяться запятыми с обеих сторон.
3
В русский язык причастия пришли из старославянского, поэтому прочно прижились в письменной речи. Деепричастие - тоже форма глагола, сохранившаяся в языке с тех давних времен, но она имеет признаки наречия. Спутать причастие, отвечающее на вопрос «какой?», с деепричастием, отвечающим на вопрос «как?», совершенно невозможно, если вы хорошо усвоили перечисленные выше правила. Кстати, «перечисленные выше» - это тоже причастный оборот!
Источники:
  • Что такое Причастный оборот?

Совет 3: Как выделять причастный оборот в предложении

Причастные обороты призваны сделать речь пишущего и говорящего более образной и яркой, помочь точнее выразить свою мысль. К сожалению, в разговорной речи они употребляются реже - ритм жизни не очень располагает к витийству. Употребление же причастных оборотов на письме требует соблюдения правил пунктуации.
Как выделять причастный оборот в предложении
Инструкция
1
Для начала научитесь идентифицировать причастие в устной и письменной речи. Убедитесь, что правильно понимаете, что такое причастие. Владимир Даль говорил: «Причастие – это часть речи, причастная глаголу, во образе имени прилагательного». Говоря простым языком, причастие – это часть речи, совмещающая в себе свойства глагола и прилагательного. С глаголами их роднит наличие вида, времени и возвратности. Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? Причастия – на вопросы: что делающий? что сделавший? Причастие можно заменить комбинацией слов: «тот, который» + глагол. Например: поющий = тот, который поет. Причастия, так же как и прилагательные, имеют число и род, склоняются по падежам и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? (Сравните: игривый и играющий.)
2
Причастия, у которых есть зависимые слова, образуют причастные обороты. На письме они выделяются запятыми. Обособьте причастный оборот, если он стоит после определяемого слова. (Пример: Котенок, играющий клубком, очень мил.) «Котенок» – определяемое слово, «играющий клубком» – причастный оборот.
3
Запомните: определяемое слово в предложении может быть выражено личным местоимением (я, ты, вы, он и др.). В этом случае независимо от того, после него стоит причастный оборот или перед ним, выделите его запятыми. (Пример: Он, пришедший с опозданием, ждал в коридоре. Пришедший с опозданием, он ждал в коридоре.)
4
Обратите внимание: иногда причастный оборот может иметь обстоятельственное значение, или значение причины. В этом случае вопрос к обороту можно задать не только «какой?» – от определяемого слова, но и «почему?» – от сказуемого. (Пример: Увлеченный игрой, малыш не заметил возвращения матери.)
5
Если определяемое слово не выражено личным местоимением и стоит после причастного оборота, не имеющего обстоятельственное значение, то выделять запятыми такой оборот не требуется. (Сравните: Котенок, играющий клубком. Играющий клубком котенок.)
Видео по теме
Обратите внимание
Причастный оборот выделяется на письме запятыми независимо от того, где он стоит, если между ним и определяемым словом есть другие слова. (Пример: Весной, предчувствующее пробуждение природы, его слабое сердце начинало биться учащенно.)
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500